Файл: Понятие пенсии по инвалидности (Понятие и правовое регулирование пенсии по инвалидности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты населения. Пенсионное страхование выражается в форме государственных социальных гарантий, которые направлены на обеспечение достойного уровня жизни определенной категории граждан, находящиеся в сложном положении вследствие старости, инвалидности и нетрудоспособности. Устойчиво функционирующая пенсионная система является залогом достойного уровня жизни общества, и наоборот неудовлетворительное состояние пенсионной системы порождает низкий уровень жизни пенсионеров и других слабых слоев населения, которые в силу физиологических обстоятельств не могут обеспечивать себя.

Российская пенсионная система в последние годы претерпела существенные изменения, вызванные накопившимися изъянами и противоречиями. Нововведения в пенсионной системе включают в себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы, такие как: достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы; повышения уровня пенсионного обеспечения граждан; формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью заботы о незащищенных слоях населения в том числе об инвалидах, которая в свою очередь является неотъемлемым элементом государственной политики, а также одной из важнейших задач и принципов, закрепленных в Конституции РФ. Забота государства проявляется прежде всего в выплате пенсий и социальных пособий.

Цель исследования раскрыть содержание, условия назначения и проблемные аспекты пенсий по инвалидности.

Задачи исследования:

-дать характеристику пенсий по инвалидности, условия назначения, раскрыть причины и группы инвалидности и их юридическое значение

-определить порядок оформления пенсии по инвалидности

-выявить проблемы функционирования существующей пенсионной системы в РФ в сфере назначения и выплат пенсий по инвалидности;

Объект исследования ­– общественные отношения, возникающие в связи с назначением и выплатами пенсий по инвалидности.

Предмет исследования ­– нормативно-правовые акты, судебная практика, практика Пенсионного фонда РФ, а также учебно-методическая литература и научные статьи по вопросам пенсий по инвалидности.

Основу нормативной базы исследования составили следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и иные нормативно правовые акты.


Научную основу исследования составили труды отечественных ученых, специалистов в области права социального обеспечения и в частности пенсионного права как подотрасли ПСО, таких, как В.С. Аракчеев, В.П. Галаганов, К.Н. Гусов, О.В. Ерофеева, М.Л. Захаров, Е.Е. Мачульская, О.Н. Никифорова, К.Н. Середа, И.В. Сивакова, А.К. Соловьев, Э.Г. Тучкова, Г.Б. Челнокова и другие.

Методология исследования. В процессе написания работы применялись такие методы, как: изучение и анализ научной и юридической литературы; анализ нормативно-правовой документации; сравнение; конкретизация; аналогия; классификация; обобщение; специально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.

Глава 1. Теоретические основы регулирования пенсий по инвалидности

1.1 Понятие и правовое регулирование пенсии по инвалидности

В соответствии с законодательством инвалиды обладают право на получение пенсии наряду с другими мерами социальное обеспечение.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждый имеет право на социальное обеспечение по инвалидности. В связи с тем, что элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, из приведенной конституционной нормы следует, что оно должно предоставляться во всех случаях при наличии инвалидности.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на территории нашей страны. Конституция РФ признана гарантировать права и защищать основные интересы граждан России. Инвалиды - это одна из категорий граждан, имеющая право на социальную защиту со стороны государства. Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по ряду случаев, в том числе в случае инвалидности. Основным нормативно - правовым актом, регламентирующим социальное обеспечение инвалидов, выступает Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181 - ФЗ)[1]. Вместе с тем, в тексте данного закона не содержится определения понятию «инвалидность». Более того, это слово встречается в нем всего лишь два раза (п.п. 12 и 14 абз. 4 ст. 5.1 Закона № 181 - ФЗ).


Однако в ст. 1 Закона № 181 - ФЗ можно найти определение понятию «инвалид», под которым подразумевается лицо с нарушениями здоровья, сопровождающимися стойкими расстройствами функций организма, что обусловлено заболеванием, последствиями травмы или же дефектом, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Следующий абзац указанной статьи раскрывает понятие «ограничение жизнедеятельности», определяя его как полную или же частичную утрату лицом способности либо возможности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, общению, ориентированию, осуществлению контроля за своим поведением и выполнению каких - либо трудовых функций.

Логический анализ вышеприведенных понятий («инвалид» и «инвалидность») позволяет сделать вывод о том, что под инвалидностью необходимо понимать наличие определенных нарушений здоровья человека, с которыми закон связывает приобретение статуса инвалида. Эта позиция преобладает и в юридической литературе.

Например, А.Л. Благодир и А.А. Кирилловых считают, что инвалидность следует определять как «нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»[2]. Несложно заметить, что данное определение полностью соответствует легальному определению понятия инвалид.

Различие в определении инвалидности вытекает из двух разных концепций ее понимания: социальной и медицинской. Как считают последователи социальной модели, причина инвалидности кроется во взаимодействии человека, который испытывает определенные проблемы со здоровьем, и средовых барьеров, созданных обществом, которые и препятствуют полноценной социальной интеграции такого человека. Следовательно, инвалидность необходимо воспринимать как результат инвалидизирующей окружающей среды, которая не поддерживает человека, а не как нечто изначально присущее человеку с ограниченными возможностями. Как отмечает А.В. Тюрин, «если окружающая среда предоставляет все ресурсы для выполнения каких - либо задач или иной активности по частному индивидуальному требованию, то для такого индивида уже не существует инвалидности как проблемы»[3]. Необходимо подчеркнуть, что в сравнении с нарушениями здоровья, которые имеют субъективный характер, барьеры относятся к физическому и социальному окружению инвалида.


Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что социальная трактовка понятия «инвалидность» - более правильная, так как обращает внимание, прежде всего, не на отклонения здоровья человека от некой нормы (субъективный фактор), а на «барьеры» как факторы физического и социального окружения инвалида (объективный фактор). Это не только определенные архитектурные препятствия, но и негативное, предубежденное отношение окружающих, а также ограничения доступности тех или иных услуг, т.е. воздействие окружающей среды, благодаря которому человек и ощущает себя инвалидом.

Соответственно приобретает важное значение установление статуса «инвалид», установление данного статуса исключает ситуацию, при которой человек, признанный инвалидом, не имеет права на какую-либо пенсию. Из чего вытекает, что не предоставление в связи с наступлением инвалидности пенсионного обеспечения будет прямым нарушением Конституции РФ.

Исходя из этого, инвалиду, который не участвовавал в трудовой деятельности и не обладающий страховым стажем (даже один день официальной работы дает право на страховую пенсию), то данному лицу назначается социальная пенсия.

Другие юридические факты (участие в трудовой или иной подлежащей обязательному социальному страхованию общественной деятельности) влияют в первую очередь на уровень пенсионного обеспечения. Данное влияние может быть как косвенным, в частности совокупность юридических фактов определяет право на конкретный вид пенсии.

Так и юридические факты могут оказывать воздействие на уровень пенсионного обеспечения напрямую, определяя размер пенсии. Например, степень инвалидности или наличия нетрудоспособных иждивенцев.

В случае любой из назначаемых пенсий её уровень должен обеспечивать возможность инвалида вести достойную жизнь, что прямо вытекает из содержания права на социальное обеспечение.

Иыванов С.А. указывает на следующие признаки пенсии по инвалидности:

1) устанавливается в соответствии с нормами законов;

2) гарантируется государством;

3) назначается после установления группы инвалидности;

4) является денежной выплатой и не может предоставляться пенсионеру в других (в первую очередь речь идет о натуральных) формах;

5) является периодической (ежемесячной) выплатой;

6) устанавливается на определенный срок (на время инвалидности или до установления пенсии по старости);

7) цель пенсии – компенсация лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие инвалидности;


8) размер пенсии зависит от прежнего заработка работника.

С учетом выделенных признаков можно дать следующее определение понятия пенсии по инвалидности – это ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая на определенный срок, соизмеримая с прежним заработком работников, гарантированная государством, выплачиваемая в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных лицом в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие инвалидности, право на которую определяется в соответствии с законодательством.

Правовое регулирование пенсий по инвалидности зависит от классификации пенсий по инвалидности:

1) по Закону о страховых пенсиях назначается страховая пенсия по инвалидности – назначение данной пенсии регулируется законом «О страховых пенсиях»[4]

2) по Закону о государственном пенсионном обеспечении – пенсия по инвалидности:

а) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву;

б) участникам Великой Отечественной войны;

в) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

г) пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

д) гражданам из числа космонавтов;

е) социальная пенсия по инвалидности.

3) по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих – пенсии по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов[5].

4) Социальные пенсии инвалидов[6]

Данные пенсии различаются по источникам их финансирования. Страховые пенсии по инвалидности финансируются за счет средств Пенсионного фонда РФ, а все остальные – за счет средств федерального бюджета.

1.2 Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

В российском законодательстве предусмотрены следующие условия назначения страховых пенсий по инвалидности:

-признание в установленном порядке инвалидом I, II, или III группы;

-наличие страхового стража (независимо от продолжительности). Если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж, ему устанавливается социальная пенсия по инвалидности.[7]

Согласно новому пенсионному законодательству страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.