Файл: «Россия в системе международных кредитных отношений».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Интеграция экономики России в международные отношения позволили привлекать внешние инвестиции, которые направлялись на развитие экономики страны.

В настоящее время, Россия активно вовлечена в структуры, механизмы международного экономического сотрудничества. Это очень важно для любой страны мира, так как на современном уровне развития ни одно государство не может обособленно заниматься развитием народного хозяйства. Участие в крупнейших международных организациях позволяет России получать выгоды, что после распада СССР было немаловажно. Но кроме преимуществ, у нее возникают и обязанности по отношению к ним, выполнять которые тоже необходимо. Однако в любом случае деятельность в рамках этих организаций позволяет получать не только экономические, но и политические выгоды.

Главными субъектами международного кредитования развивающихся стран являются МВФ и МБРР. Россия активно привлекала кредиты МВФ и МБРР, однако задолженность перед МВФ к 2004 году была полностью погашена, а МБРР прекратило предоставление кредитов России с 2014 годом. Причиной этому стало введение санкций по отношению к России. С 2014 года встал вопрос о возможности участия России в международных кредитных отношениях, т.к. обострение международных отношений сказалось негативно как на предоставлении кредитов России, так и на финансовых возможностях России в участии финансирования других стран.

Этим обусловлена актуальность темы исследования.

Цель работы – определение теоретической базы международных кредитных отношений и на ее основе выявление актуальных практических аспектов развития международного финансирования в России.

Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:

  • рассмотрение основ международных кредитных отношений;
  • анализ современного состояния международных кредитных отношений за последние 10 лет;
  • изучение Российской Федерации как субъекта системы международных кредитных отношений.

Объект исследования работы – международные кредитные отношения РФ.

Предмет исследования работы - международные кредитные отношения.

Методами, применяемыми в исследовании, являются: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.

Информационной базой работы послужила современная научная литература в области экономики труда на предприятии.


Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении представлена актуальность темы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, методологическая и информационная база исследования.

В первой главе работы рассмотрена система международных кредитных отношений через МВФ и МБРР, исследования история развития международных кредитных отношений, проведен анализ международного финансирования за последние 10 лет.

Во второй главе дана характеристика России как реципиента и донора международного финансирования, рассмотрены перспективы развития международного развития в России.

В заключении сделаны выводы по результатам проведенного исследования.

1 Основы международных кредитных отношений

1.1 Система международного финансирования

Международное финансирование представляет собой экономические отношения, возникающие на основе предоставления и получения капитала, необходимого для воспроизводства прибыли, образуют систему сделок с иностранными активами и расчетов по ним, в которых участвуют резиденты нескольких стран.

Международная финансовая система включает совокупность взаимоотношений, которые имеют непосредственную связь с движением мировых денежных средств и служат для обслуживания финансово-хозяйственных межгосударственных связей и международного бизнеса (внешнеторговая деятельность, кредитование, субсидирование, туристический бизнес, обмен научно-техническими разработками и т.д.).

Структура международного финансирования рассматривается с различных точек зрения в зависимости от целей исследования - по субъектам (институты или учреждения) и инструментам рынка. Под инструментами, или товарами международных рынков капитала, понимается любое финансовое требование, обозначенное в иностранной валюте (валюта, облигации, акции, переводные векселя и др.) Число их быстро растет, и это дает возможность получать прибыль на денежный капитал, свободный даже на самое короткое время.

Инструменты представляют определенные формы движения капитала. Основными формам движения капитала являются ссудный капитал (международные облигации, банковские займы и др.), предпринимательский капитал (портфельные и прямые капиталовложения - акции), а также экономическая помощь.


Основная масса финансовых средств (функционирует в форме ссудного капитала, который представляет собой капитал в денежной и товарной формах, представляемый на основе срочности, возвратности и уплаты процентов. В структуре ссудного капитала ведущее место занимают облигационные займы. Банковским кредитам принадлежит относительно скромная роль. По данным на конец 90-х годов, банковские кредиты составляли всего 25% объема капитала, привлекаемого промышленными компаниями и правительствами во всем мире.

Проводится также деление капитала по формам собственности - частный и государственный капитал. В движении государственного капитала ведущее место занимает экономическая помощь.

Предпосылки для обеспечения стабильности мировой финансовой системы и ее эффективного развития создаются за счет развития производства, бизнеса, формирования сбалансированного межгосударственного рынка валюты, мирового разделения трудовых ресурсов, создание единой всемирной хозяйственной системы.

Устойчивая система международных финансовых отношений невозможна без создания надежных финансовых институций, так как именно такая система в глобальном представлении представляет собой форму регуляции денежных взаимоотношений.

Главнейшим элементом в системе международных финансов после принятия Бреттонвудского соглашения выступает Международный Валютный Фонд (МВФ), который является надгосударственной валютной кредитной организацией [3, с. 11].

МВФ (International Monetary Fund, IMF), как и Международный банк реконструкции и развития, МБРР (позже - Всемирный банк), является бреттон-вудской международной организацией. МВФ и МБРР формально относятся к специализированным учреждениям ООН, но с самого начала своей деятельности они отклонили координирующую и руководящую роль ООН, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источников.

МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Большую часть своих займов Международный валютный фонд предоставляет в долларах США. За время своего существования МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений. Местопребывание руководящих органов МВФ - Вашингтон (США). Следует сказать, что МВФ практически полностью контролируется США и странами западного альянса и, соответственно, в управленческо-операциональном плане – ФРС.


Официальные цели МВФ заключаются в следующем [4, с. 28]:

  • способствовать международному сотрудничеству валютно-финансовой сфере;
  • содействовать расширению и сбалансированному росту между народной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  • обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  • предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.

Однако по фактам, характеризующим результаты деятельности МВФ на протяжении его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей. Они вновь позволяют говорить о системе мирового стяжательства в пользу меньшинства, контролирующего и Мировой валютный фонд [4, с. 29].

Вступление в МВФ в обязательном порядке требует от страны соблюдения правил, регулирующих ее внешнеэкономические связи. В Статьях соглашения зафиксированы универсальные обязательства государств-членов. Уставные требования МВФ направлены прежде всего на либерализацию внешнеэкономической деятельности, в частности валютно-финансовой сферы. Очевидно, что либерализация внешней экономики развивающихся стран предоставляет огромные преимущества экономически развитым странам, открывая рынки сбыта их более конкурентоспособной продукции. При этом экономика развивающихся стран, нуждающаяся, как правило, в протекционистских мерах, терпит большие убытки, целые отрасли (не связанные с продажей сырья) становятся неэффективными и умирают.

Устав требует от государств-членов устранения валютных ограничений, поддержания конвертируемости национальных валют. Статья VIII Устава содержит обязательства государств-членов не вводить без согласия фонда ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к практике множественных валютных курсов.

Если в 1978 г. обязательства по Статье VIII о недопущении валютных ограничений взяли на себя 46 стран (1/3 членов МВФ), то в апреле 2004 г. уже 158 стран (более 4/5 членов) [5, с. 29].


Кроме того, устав МВФ обязывает государства-члены сотрудничать с фондом при проведении курсовой политики. Хотя ямайские поправки к уставу предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса, на практике МВФ принимает меры для установления плавающего курса ведущих валют и привязки к ним (прежде всего к доллару США) денежных единиц развивающихся стран, в частности вводит режим валютного управления (currency board). Интересно отметить, что возврат Китая в 2008 г. к фиксированному валютному курсу, вызвавший сильное недовольство МВФ, является одним из объяснений, почему мировой финансово-экономический кризис фактически не затронул Китай.

Россия же следовала в своей «антикризисной» финансово-экономической политике указаниям МВФ, и удар кризиса по российской экономике оказался самым тяжелым не только в сравнении с сопоставимыми странами мира, но даже в сравнении с подавляющим большинством стран мира.

МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой государств-членов, а также за состоянием мировой экономики [23].

Для этого используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. При этом государства-члены обязаны консультироваться с МВФ и по вопросам макроэкономической, а также структурной политики. В дополнение к традиционным целевым установкам надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ) МВФ после распада СССР стал уделять больше внимания структурным и институциональным преобразованиям в государствах-членах. А это уже ставит под сомнение политический суверенитет подвергающихся «надзору» государств.

Роль МВФ заключается в следующем. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте государствам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т.е. фактически для пополнения официальных валютных резервов; во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а значит - для кредитования бюджетных расходов правительств.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке как депозитарии. При этом МВФ, как было отмечено, предоставляет кредиты в основном в долларах США.