Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности(Понятие оперативно –розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключительным направлением координации ОРД, как нам представляется, должны стать совместная разработка и издание межведомственных приказов, инструкций и иных организационно-распорядительных документов, обязательных для исполнения всеми органами, осуществляющими ОРД. Проведенный ранее учеными контент-анализ научных источников, а также правовой базы показывает, что «между различными органами, осуществляющими ОРД, наблюдается несогласованность в терминологии, в том числе и при формулировании положений в ведомственных нормативных правовых актах; дается различное толкование норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; имеются расхождения по концептуальным проблемам оперативно-розыскной науки»[16]. Такая разбалансированность в системе ведомственного регулирования приводит к недопониманию не только между оперативно-розыскными органами в организационно-тактическом плане, но и в сфере определения прокуратурой и судом правового содержания и законности отдельных оперативно-розыскных действий различных уполномоченных органов. Принимая во внимание, что исследование данной проблемы тесно связано с изучением вопросов совершенствования ведомственного уровня правового регулирования координации ОРД, на этом более подробно мы остановимся ниже.

Последовательным с точки зрения юридической техники решением, на наш взгляд, будет включение в федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность отдельных оперативно-розыскных органов, положений, корреспондирующих с нормами предлагаемой нами статьи ФЗ об ОРД. Полагаем, что эти положения должны отражать сущность и значимость координации ОРД, а также доминирующую роль координирующего органа. В то же время по существу они будут иметь декларативный характер, устанавливающий правовую основу для формирования системы координационных отношений в ОРД. В связи с этим полагаем целесообразным включить в соответствующие нормативные правовые акты норму, в которой было бы определено, что ОРД оперативных подразделений того или иного ведомства включена в систему координации, осуществляемой федеральным органом исполнительной власти, назначаемым Правительством Российской Федерации, по направлениям, определяемым оперативно-розыскным законодательством и межведомственными актами.

В свою очередь на ведомственном (а точнее, межведомственном) уровне правового регулирования необходимо раскрыть указанные законодательные положения и детально регламентировать механизм координации ОРД. Прежде всего, следует определить полномочия координирующего органа и иных субъектов ОРД. Безусловно, координирующий орган, принимая во внимание управленческий аспект координации, должен иметь доминирующий статус центра системы оперативно-розыскных органов. Данный статус предполагает объединение информационных ресурсов в информационно-поисковых системах, что обусловливает обращение к ним всех субъектов ОРД до принятия оперативно-розыскных решений, осуществления ОРМ или иных оперативно-розыскных действий. В то же время отношения координирующего органа и иных оперативно-розыскных органов не имеют ничего общего со схемой отношений «начальник— подчиненный». Все органы, осуществляющие ОРД, обладают своей компетенцией, вертикальной ведомственной подчиненностью и определенной самостоятельностью, установленной соответствующими нормативными правовыми актами. В связи с этим межведомственный акт, регламентирующий координацию ОРД, должен определять систему методов активного участия всех оперативно-розыскных органов в системе координационных отношений. Кроме того, принимая во внимание, что основной целью координации ОРД является ее упорядочение, а также обеспечение законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, полагаем крайне необходимой организацию координирующим органом совместной работы по созданию межведомственного акта, регламентирующего основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также иные оперативно-розыскные процедуры.


Заключение

Подводя итоги курсовой работы, следует отметить, что цель работы достигнута, задачи выполнены.

В результате проведенного исследования отметим следующие выводы.

Во-первых, ОРД - это особый вид правоохранительной государственно-правовой деятельности, который определен и поддерживается государством, регламентируется специальным законодательством. ОРД осуществляется специально уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями.

Во-вторых, из законодательного определения следует сделать следующие выводы. ОРД - это особый вид правоохранительной государственно-правовой деятельности, который определен и поддерживается государством, регламентируется специальным законодательством. ОРД осуществляется специально уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями. Исчерпывающий перечень таких органов содержится в ст. 13 ФЗ об ОРД. ОРД осуществляется гласно и негласно в отношении предоставляющих оперативный интерес лиц, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В –третьих, в законодательном определении ОРД отражена лишь конечная, главная цель ОРД – защита от преступных посягательств. Такую же цель преследуют и другие виды правоохранительной деятельности государства (например, уголовно-процессуальная деятельность, деятельность законодателя по установлению преступности и наказуемости деяний, деятельность по исполнению наказания и др.). Отличие ОРД от других видов правоохранительной деятельности заключается в специфических задачах ОРД. К задачам ОРД ст. 2 ФЗ об ОРД относит: - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, - добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

В-четвертых, В Законе об ОРД основные ее принципы нашли прямое (текстуальное) закрепление непосредственно в специальной статье (ст. 3). В соответствие с ней ОРД основывается на общеправовых принципах (1) законности, (2) уважения прав и свобод человека и гражданина, а также специальных принципах (3) конспирации, (4) сочетании гласных и негласных методов и средств. По мнению ряда ученых, непосредственно в ст. 3 ФЗ об ОРД указана только часть ее принципов. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания других норм этого закона, а также других нормативно-правовых актов в этой сфере. Так, дополнительно выделяются принципы, которые в немалой степени отражают сущность и специфический характер ОРД: (5) применение конфидентов, (6) принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования, (7) принцип наступательности (разведывательной активности) в оперативно-розыскной деятельности, (8) принцип научности8


В заключение необходимо отметить, что основными направлениями совершенствования правового регулирования координации ОРД являются разработка и включение соответствующих норм в Конституцию РФ, ФЗ об ОРД, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих ОРД. Отдельно следует обозначить формирование межведомственных актов, непосредственно регламентирующих механизм координации и устанавливающих общий порядок осуществления ОРД. Полагаем, такая концепция правовой основы координации ОРД позволит значительно повысить эффективность решения задач ОРД и максимально эффективно обеспечить соблюдение законности, прав и свобод человека и гражданина.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11 – ФКЗ)//Рос. газета. – 2014. – № 163. – 23 июл.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ.-2001.-№52.-Ст.4921.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ.-1995.-№33.-Ст.3349.

Литература

  1. Бастрыкин А.И. Уголовный процесс: учебник / А. И. Бастрыкин и др. – М.: Юрайт, 2014. – 545 с.
  2. Батурин С.С. Об основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий / С.С. Батурин // Российский юридический журнал. -2013.- № 4.- С. 161 - 168.
  3. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. 9-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Безлепкин. -М.: Проспект, 2018. -304 с.
  4. Боруленков Ю.П. Принципы оперативно-розыскной деятельности как методологическая основа специфической юридической деятельности / Ю.П. Боруленков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.- 2013. -№ 2.- С. 14 – 20.
  5. Важенин В.В. Перспективы совершенствования законодательного регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий / В.В. Важенин // Общество и право.-2013.-№4.- Ст.170-173.
  6. Гриненко, А.В. Уголовный процесс: учебник и практикум / А. В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 333 с.
  7. Заряев В.А. Доктринальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам / В.А. Заряев // Современное право. -2017. -№9.- С. 113 - 117.
  8. Зенкин А.Н. Подмена уголовно-процессуальных действий оперативно-розыскными мероприятиями / А.Н. Зенкин // Законность.- 2017.- № 1.- С. 61 - 63.
  9. Зуев С.В. Формирование процессуального отношения к результатам оперативно-розыскной деятельности и их использование в уголовном судопроизводстве / С.В. Зуев // Актуальные вопросы криминалистики, судебной экспертизы и иных наук на рубеже веков: Материалы Всероссийской интернет-конференци. Челябинск, 2015. – 40 с.
  10. Иванов И.А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: проблемы и пути их решения / И.А. Иванов // Ленинградский юридический журнал.- 2016. № 1.- С. 185 - 192.
  11. Кокурин Г.А. К вопросу о понятии результатов оперативно-розыскной деятельности / Г.А. Кокурин // Бизнес, Менеджмент и Право.- 2015.- № 1.- С. 93 - 97.
  12. Кокурин Г.А. Правовая регламентация оперативно-технических мероприятий / Г.А. Кокурин // Российский юридический журнал. -2015. -№ 5. -С. 108 - 111.
  13. Колоколов Н. Секретно = неподконтрольно / Н. Колоколов // ЭЖ-Юрист. -2017. -№ 13.- С. 1, 3.
  14. Кузнецова Н.И. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и требования, предъявляемые к ним / Н.И. Кузнецова // Новый юридический журнал. -2014. -№ 3.- С. 106 - 112.
  15. Кучкина В.Г. Вопросы совершенствования понятий, используемых в следственной и оперативно-розыскной деятельности / В.Г. Кучкина // Вестник Краснодарского университета МВД России.-2016.-№1 (31).- С.96-101.
  16. Легостаев В.П. Некоторые проблемы определения понятия оперативно-розыскных мероприятий / В.П. Легостаев // Общество и право.- 2013.- №6.-С.12-15.
  17. Лиджаев К.В. Проблемы и возможность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности / К.В. Лиджаев // Вестник Брянского государственного университета.-2013.-№4.- С.19-23.
  18. Лошкарев В.В. Досудебная стадия уголовного процесса / В.В.Лошкарев // Законность. -2017. -№ 5. - С. 50 - 53.
  19. Проблемы развития процессуального права России: монография / А.В. Белякова, Л.А. Воскобитова, А.В. Габов и др.; под ред. В.М. Жуйкова.- М.: Норма, Инфра-М, 2016. –С.64.
  20. Сокрашкин Э.Г. Осуществление ОРМ на предмет соблюдения ограничений и запретов / Э.Г. Сокрашкин // Законность. -2013. -№ 12.- С. 52 - 53.
  21. Фомин М.А. Обеспечение реализации права на защиту в условиях оперативно-розыскной деятельности / М.А. Фомин // Адвокат.- 2015.- № 12.- С. 49 - 54.
  22. Халиков А.Н. Собирание доказательств в ходе проверки сообщения о преступлении / А.Н. Халиков // Законность. -2013. -№ 12.- С. 54 - 57.
  23. Шкабин Г.С. Уголовно-правовая характеристика обстановки проведения оперативно-розыскных мероприятий / Г.С. Шкабин // Российский следователь. -2017. -№ 7.- С. 22 - 25.




 

  1. Гриненко, А.В. Уголовный процесс: учебник и практикум / А. В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2014. – С.21.

  2. Зуев С.В. Формирование процессуального отношения к результатам оперативно-розыскной деятельности и их использование в уголовном судопроизводстве / С.В. Зуев // Актуальные вопросы криминалистики, судебной экспертизы и иных наук на рубеже веков: Материалы Всероссийской интернет-конференци. Челябинск, 2015. – С.14.

  3. Зенкин А.Н. Подмена уголовно-процессуальных действий оперативно-розыскными мероприятиями / А.Н. Зенкин // Законность.- 2017.- № 1.- С. 61.

  4. Иванов И.А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: проблемы и пути их решения / И.А. Иванов // Ленинградский юридический журнал.- 2016. № 1.- С. 186.

  5. Колоколов Н. Секретно = неподконтрольно / Н. Колоколов // ЭЖ-Юрист. -2017. -№ 13.- С. 1.

  6. Фомин М.А. Обеспечение реализации права на защиту в условиях оперативно-розыскной деятельности / М.А. Фомин // Адвокат.- 2015.- № 12.- С. 49.

  7. Кокурин Г.А. Правовая регламентация оперативно-технических мероприятий / Г.А. Кокурин // Российский юридический журнал. -2015. -№ 5. -С. 108.

  8. Боруленков Ю.П. Принципы оперативно-розыскной деятельности как методологическая основа специфической юридической деятельности / Ю.П. Боруленков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.- 2013. -№ 2.- С. 15.

  9. Лиджаев К.В. Проблемы и возможность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности / К.В. Лиджаев // Вестник Брянского государственного университета.-2013.-№4.- С.20.

  10. Проблемы развития процессуального права России: монография / А.В. Белякова, Л.А. Воскобитова, А.В. Габов и др.; под ред. В.М. Жуйкова.- М.: Норма, Инфра-М, 2016. –С.19.

  11. Легостаев В.П. Некоторые проблемы определения понятия оперативно-розыскных мероприятий / В.П. Легостаев // Общество и право.- 2013.- №6.-С.12.

  12. Сокрашкин Э.Г. Осуществление ОРМ на предмет соблюдения ограничений и запретов / Э.Г. Сокрашкин // Законность. -2013. -№ 12.- С. 52.

  13. Шкабин Г.С. Уголовно-правовая характеристика обстановки проведения оперативно-розыскных мероприятий / Г.С. Шкабин // Российский следователь. -2017. -№ 7.- С. 23.

  14. Легостаев В.П. Некоторые проблемы определения понятия оперативно-розыскных мероприятий / В.П. Легостаев // Общество и право.- 2013.- №6.-С.13

  15. Важенин В.В. Перспективы совершенствования законодательного регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий / В.В. Важенин // Общество и право.-2013.-№4.- Ст.171.

  16. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. С.155.