Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности (Сущность, роль и задачи оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часть 1 ст. 7 Таможенного кодекса таможенного союза причисляет таможенные органы к органам дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и прочих преступных деяний. Также согласно ч. 2 ст. 7 Таможенного кодекса ТС[31] таможенные органы «...осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих противоправное деяние, признаваемое законодательством государств - членов таможенного союза, преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами».

Служба внешней разведки согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внешней разведке» представляет собой «...составную часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных названным законом методов и средств»[32].

Оперативно-розыскная деятельность органами внешней разведки проводится только с целью осуществления их собственной безопасности. Порядок применения органами внешней разведки гласных и негласных методов и средств установлен как федеральными органами, так и ведомственными нормативными актами органов внешней разведки.

Подведем краткий итог. Оперативно-розыскная деятельность - это установленная законодательным регламентом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных правоохранительных органов, которая производится путем осуществления, как правило, негласных оперативно-розыскных мероприятий с целью произвести защиту жизни, имущества, здоровья, прав и свобод личности, обеспечения безопасности общественного строя и государства от любых преступных посягательств.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» целью оперативно-розыскной деятельности выступает защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение общественной и государственной безопасности от любых преступных посягательств.

К органам оперативно-розыскной деятельности причисляют оперативные аппараты, должностных лиц оперативных аппаратов, непосредственно организующих и осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а кроме того, граждан, привлекаемых к осуществлению оперативно-розыскных мероприятий на доверительной основе.


Средства оперативно-розыскной деятельности переданы разнообразными оперативными техническими средствами (оперативной техникой) и оперативными учетами, применяемыми при выявлении и предотвращении преступлений.

Методы оперативно-розыскной деятельности – это сформированные практикой специальные приемы по обнаружению и изучению лиц, ведущих преступную деятельность или имеющих отношение к совершению преступлений, а также раскрытие обстоятельств, обладающих значением для выявления и предотвращения преступлений.

Основным законом, определяющим содержание оперативно-розыскной деятельности, является ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», где отражены задачи оперативно-розыскной деятельности, ее субъекты и их полномочия, система, порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий и другие общие вопросы.

Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности регламентируются ведомственными нормативными актами и составляют государственную тайну.

2. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности,
их система и значение

2.1 Характеристика и классификация принципов
оперативно-розыскной деятельности

Содержание оперативно-розыскной политики определяется задачами в области борьбы с преступностью, а также принципами, на которых строится борьба с преступностью. Оперативно-розыскной политике присущи специфичные принципы, основанные на идеях, являющихся отражением общих руководящих начал уголовной политики в сфере оперативно-розыскного права.

Если задачи ОРД фактически реализуют ее цель, то принципы определяют то, чем необходимо руководствоваться при осуществлении ОРД. Принципы ОРД – это вытекающие из природы правовой системы государства теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые положения, обеспечивающие соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД, определяющие построение институтов оперативно-розыскного законодательства и направляющие эту деятельность на достижение целей и задач, поставленных государством перед ОРО1.


Значение принципов ОРД в том, что они выражают:

  • сущность и характерные черты ОРД;
  • систему юридических норм наиболее общего характера, служащую основой оперативно-розыскного законодательства;
  • гарантию реализации прав и свобод человека и гражданина.

Нарушение принципов ОРД может привести к тому, что ОРМ станет незаконным.

Осуществляющие ОРД органы государства должны действовать на основе установленных принципов, при этом они несут ответственность за все последствия, связанные с нарушением этих принципов.

Статья 3 закона об ОРД определяет лишь четыре принципа ОРД. Два из них названы конституционными: принцип законности; принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Два принципа закон называет специальными: принцип конспирации; принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Конституционные принципы ОРД по отношению к отраслевым являются преобладающими: их существование подтверждает общность ОРД и иных видов правоохранительной деятельности, направленных на соблюдение и защиту прав граждан, обеспечение безопасности государства; указанные принципы определяют смысл, содержание деятельности государственных органов, применение ими законов.

Все принципы ОРД по существу есть принципы конституционного значения. Каждый принцип, помещенный в Закон об ОРД, – будь он конституционный или специальный – одинаково важен для интерпретации действующего законодательства. Органы государства при отсутствии или противоречивости отдельных норм обращаются к тем принципам, в сфере регулирования которых обнаруживаются пробелы или противоречия, и действуют в точном соответствии с существом этих принципов.1

Обозначенные в ст. 3 Закона об ОРД принципы не существуют сами по себе вне конкретной ОРД. Они выполняют познавательную, нормативную функцию и функцию преобразования, практического применения в реальных условиях указанной деятельности. Данные принципы выработаны многолетней практикой ОРД и подтвердили свою практическую значимость. Законодательно им был придан официальный статус, закреплено их руководящее значение, которое подтверждено положениями Закона об ОРД, определением способов их реализации, т.е. законодатель усилил значение выработанных практикой принципов и при этом придал им общепринятую, обязательную для всех правовую основу.

Например, законность в ОРД обеспечивается надлежащей правовой регламентацией, осуществлением контроля за ее проведением. Принцип сочетания гласных и негласных методов предостерегает от неоправданного преобладания только одной формы работы, поскольку это может привести к нарушению законности, прав и свобод гражданина, а также не позволяет своевременно и полно выявлять и раскрывать преступления. Данный принцип является связующим звеном ОРД и других видов правоохранительной деятельности.


Прочие принципы, не названные в ст. 3 Закона об ОРД, выработанные оперативно-розыскной практикой, обусловлены содержанием норм Закона, а также ведомственных нормативных актов.

Пробелы правового регулирования ОРД можно заполнить, закрепив в законе такие принципы ОРД, как:

  • законность;
  • публичность;
  • гуманизм, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • равенство прав человека и гражданина перед законом;
  • применение гласных и негласных методов, средств и действий;
  • использование конфидентов;
  • подчиненность оперативного сотрудника, ведущего ДОУ, только закону;
  • презумпция невиновности;
  • всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств оперативного дела;
  • свобода обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляющих ОРД;
  • конспирация;
  • наступательность (целеустремленность);
  • обеспечение проверяемому лицу права на ознакомление с материалами оперативного дела.

Итак, принципы ОРД выражают суть заключенных в них правовых требований, определяют социальный смысл и направленность оперативно­розыскной практики. Именно существо правового требования, а не способ или прием избранного законодателем выражения этого существа составляет содержание каждого из принципов ОРД.1

Под принципом законности ОРД понимается обязанность точного и неуклонного соблюдения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и лицами, содействующими ее проведению, требований Конституции Российской Федерации и законов России. Действием данного принципа объясняется и то, что законом четко определены цели, задачи и принципы ОРД, круг органов, уполномоченных на ее осуществление, правовое положение ее субъектов, основания и порядок проведения ОРМ. Принцип подчеркивает верховенство закона, взаимосвязь законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов, правовой статус ОРО.

Принципу законности принадлежит важная роль в регулировании субъектно-объектных отношений в ОРД. В Законе об ОРД (гл. III и IV) определяется круг участников ОРД, среди которых выделяются руководители и сотрудники ОРО, а также различные категории граждан, содействующих этим органам.

Принцип законности предполагает обязательное соблюдение субъектами ОРД предписаний и требований действующих законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов при осуществлении, например, ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав человека и гражданина. Поэтому важным элементом гарантии соблюдения законности в ОРД является определенная государством в Законе об ОРД (ст. 20 - 22) система контроля и надзора.


Гарантом соблюдения принципа законности при осуществлении ОРД также являются судебные органы, на которые Законом об ОРД (ст. 9) возложен контроль за проведением ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

В отличие от судебного надзора прокурорский надзор за ОРД является текущим (т.е. осуществляется на всем ее протяжении), а надзорные полномочия реализуются прокурором в силу требований закона вне зависимости от обращения заинтересованных лиц.[33]

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим конституционным принципом, который закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации. В частности, в ней провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - это обязанность государства (ст. 2).[34]

Данный принцип является одним из центральных в ОРД и заключается в соблюдении норм Конституции Российской Федерации, закрепившей международные стандарты в области прав человека. Основу принципа составляют идеи гуманного отношения к человеку, уважения его интересов, взглядов, общественной и личной жизни. Осуществление же ОРМ, использование сил, средств и методов ОРД, связанных с ограничением прав и свобод граждан, допускается законодателем только в исключительных случаях для пресечения и раскрытия тяжких преступлений. Этот принцип также содержит гарантии неразглашения оперативными аппаратами сведений, полученных в процессе осуществления ОРД, их использования только для решения задач, предусмотренных Законом об ОРД.[35]

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить и то, что ОРД является единственным, вынужденным, не имеющим альтернативы средством борьбы с преступностью, с ее скрытыми проявлениями.[36]

В качестве важнейшего отраслевого принципа ОРД законодателем определен принцип конспирации. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под конспирацией понимается соблюдение тайны; методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне ее деятельности и членов.