Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности (Сущность, роль и задачи оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимость соблюдения принципа конспирации обусловлена тем, что проведение ОРМ, действия их участников невозможно сделать абсолютно скрытыми от посторонних лиц, все они происходят в условиях реального времени, места, осуществляются конкретными лицами. В то же время возможно, необходимо и целесообразно представить ОРМ и действия так, что окружающими они воспринимаются как обыденные, не имеющие отношения к деятельности ОРО. Это может достигаться путем применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемов поведения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих, быть как все), использованием специальных помещений, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др.

Конспиративность при проведении ОРМ (осуществлении ОРД) имеет и другое назначение. Она, в частности, позволяет не допустить преждевременной или необоснованной компрометации объектов ОРМ, является мерой обеспечения прав лиц, оказывающих содействие субъектам ОРД, условием обеспечения безопасности участников мероприятий и др.

Данный принцип представляет собой совокупность организационно-тактических правил и предписаний, закрепленных в законодательных и ведомственных нормативно-правовых актах. Главное предназначение конспирации заключается в сохранении в тайне от широкого круга лиц субъектов, содержания и тактики ОРД. Значительная часть системы ОРД и ее отдельные элементы функционируют в конспиративных условиях, исключающих утечку информации.

Вопросы методики, тактики ОРД рассматриваются только специально уполномоченными сотрудниками, которые имеют допуск к работе с секретной информацией, оформленный соответствующим образом. Кроме того, действующие ведомственные нормативно-правовые акты предусматривают специальный порядок документооборота в сфере ОРД (заведение, ведение, передача, пересылка, прекращение, хранение документов, содержащих конфиденциальную информацию, дел оперативного учета и т.д.).

Негласный характер значительной части ОРД порождает необходимость строжайшей конспирации в оперативной работе. Оперативные аппараты должны сохранять в тайне свои конкретные задачи, формы и методы работы. Законом предусмотрены меры по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД. В частности, в соответствии со ст. 12 Закона об ОРД сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя ОРО. Несоблюдение принципа конспирации может повлечь для ОРО тяжкие и даже необратимые последствия.


Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3 Закона об ОРД) заключается в адекватном, творческом использовании субъектами ОРД преимуществ специфических сил, средств, форм и методов ОРД.

Согласно ст. 6 Закона об ОРД в целях повышения эффективности ОРД, результативной работы ее субъектов должностным лицам ОРО предоставлена возможность решать ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. Одним из показателей профессионального мастерства субъектов ОРД является гармоничное применение гласных и негласных источников информации в раскрытии и расследовании преступлений1.

В связи с этим отметим, что те результаты ОРД, которые получены гласными методами и средствами, не могут составлять государственную тайну. Кроме того, факт проведения некоторых ОРМ и полученные при этом результаты не подлежат разглашению лишь на этапе ведения ДОУ. Существуют такие результаты (сведения) ОРД, которые и после завершения ДОУ нельзя предавать гласности, поскольку они составляют государственную тайну. Такие сведения при любых обстоятельствах остаются государственной тайной. Предание гласности данных сведений допускается лишь с согласия соответствующих лиц в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Поэтому использование результатов ОРД, составляющих государственную тайну, независимо от временных факторов может иметь место лишь при соблюдении указанных выше условий.

Предварительный, поисковый характер ОРД определяет границы ее гласности. Для гласных ОРМ характерна их публичность, осведомленность о них лица, которого они касаются. Подобные мероприятия проводятся уполномоченными на это законом оперативными работниками. Гражданин вправе, но не обязан сообщать сведения, интересующие оперативный аппарат. При этом исключаются какие-либо меры принуждения. В случае, если действия должностного лица нарушают права и свободы человека и гражданина, последний вправе обжаловать незаконные действия в установленном законом порядке.

О проведении негласного мероприятия бывают осведомлены только оперативный работник, его непосредственный начальник и - если необходима санкция на проведение ОРМ, ограничивающего конституционные права и свободы гражданина, - судья. Кроме того, о проводимом негласном ОРМ в определенных (ограниченных) пределах может знать и негласный источник, в случае если он является: во-первых, оперативным работником, внедренным в преступную организованную группу в качестве агента; во-вторых, лицом, сотрудничающим с ОРО на конфиденциальной основе.


Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств имеет большое значение для эффективного осуществления ОРД. Ограниченность только одной формой работы приводит, как правило, к нарушению законности, прав и свобод человека и гражданина, не позволяет своевременно и полно выявлять и раскрывать преступления. Данный принцип, как мы уже отмечали, является связующим звеном между ОРД и другими видами правоохранительной деятельности.

Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.[37]

2.2 Прекращение обязательства по основаниям, не зависящим от воли его участников

Статья 3 Закона об ОРД предусматривает только основные принципы ОРД. Однако этот перечень принципов не является исчерпывающим.

Проявление принципа применения конфидентов в ОРД представляет собой один из ее сущностных аспектов (ст. 1; п. 2 ч. 1 ст. 15; ст. 17 и 18 Закона об ОРД)[38].

Конфидент – физическое лицо, участник ОРД, вступивший на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законодательством в области ОРД, в отношения конспиративного сотрудничества с оперативным подразделением (в лице его представителя - оперативника, выступающего от имени и по поручению Российской Федерации) для оказания ему содействия в решении конкретных задач ОРД.

Без использования в ОРД конфидентов она как таковая перестанет существовать и «переродится» в иной вид социально полезной юридической деятельности. ОРО и оперативные работники в достижении цели ОРД опираются на конфидентов. Применительно к решению задач ОРД это является одним из условий реализации конституционной обязанности государства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств.

Рассматривая принципы ОРД, целесообразно также выделять принцип наступательности (целеустремленности) и принцип дифференцированного подхода.

Принцип наступательности (оперативности, целеустремленности) также присущ ОРД (п. 1 ст. 14 Закона об ОРД) и обусловлен спецификой ОРД, ее динамизмом. Он обеспечивается быстротой, непрерывностью, активностью и согласованностью действий субъектов ОРД. Наступательность предполагает осуществление комплекса организационных мер, включающих информационно-аналитическую работу, планирование приобретения и расстановку субъектов ОРД, руководство ими, контроль, взаимодействие с другими ОРО. Целеустремленность состоит в том, что оперативные сотрудники и иные должностные лица при осуществлении ОРД обязаны (в пределах своей компетенции):


  • проводить действенную работу по предупреждению совершения преступлений;
  • проявлять инициативу в их обнаружении;
  • своевременно и обоснованно заводить ДОУ;
    • предпринимать все предусмотренные законодательством в области ОРД действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ, а также выяснять причины совершения преступлений и условия, способствовавшие и способствующие их совершению.

В принципе наступательности отражена защитная функция ОРД, а также раскрывается ярко выраженная поисковая функция, предполагающая систематическое получение, обновление, анализ и оценку информации, предупреждающий характер данного самостоятельного вида юридической государственной деятельности.

Дифференцированный подход (учет психологических характеристик субъектов и объектов ОРД, ее конкретных условий и обстоятельств) как один из принципов этой деятельности отражает ее психологическое содержание. Осуществляя ОРД, ее субъекты должны рассматривать друг друга с позиций гуманистического, личностного подходов, распространенных в отечественной и зарубежной психологии. Общение между субъектами, руководство ими необходимо строить на основе тщательно изученной психической сферы (процессов, свойств и состояний). Задания, поручаемые субъектам ОРД, целесообразно соотносить с уровнем их интеллектуального, морально-нравственного, эмоционально-волевого развития, психографическими характеристиками, а также обстоятельствами и условиями конкретного ОРМ.

Принцип дифференцированного подхода требует от сотрудников умений и навыков психологического воздействия на субъекты и объекты ОРД, использования различных стратегий общения и т.д.[39]

Осуществление принципа публичности в ходе ОРД предполагает использование результатов данной деятельности. Ими могут быть различные сведения (данные, информация) об обстоятельствах совершения преступления и лицах, причастных к нему, полученные оперативно­розыскным путем в рамках конкретного ДОУ и зафиксированные в оперативно-служебных материалах: в справках (рапортах) оперативного сотрудника, проводившего ОРМ; в сообщениях конфиденциальных источников, зафиксированных в материалах ДОУ; в заключениях специалистов; в документах, истребованных оперативным сотрудником у различных предприятий, учреждений, организаций, а также от должностных лиц; в материалах фото-, киносъемки, звуко-, видеозаписях, произведенных в процессе ОРМ; в различных материальных предметах, изъятых при осуществлении ОРМ, и т.п.


Согласно ст. 2 Закона об ОРД результаты ОРД могут быть использованы в различных направлениях. Поэтому эти результаты могут стать известными широкому кругу лиц (особенно при использовании их в сфере уголовного процесса как деятельности гласной, публичной). В то же время ст. 12 Закона об ОРД результаты ОРД относит к государственной тайне.

ОРД основывается также на принципе гуманизма, признающем высокое общественное признание человека, заботу о его благе, уважение его достоинства. Этот принцип отражает лишь несколько сторон гуманизма в оперативно-розыскном законодательстве: уважение исоблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 3, 5; ч. 2 и 4 ст. 8; ч. 3 ст. 10, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 14 Закона об ОРД); предупредительный характер ОРД (ст. 2, 10 Закона об ОРД). ОРМ осуществляются в исключительных случаях, т.е. тогда, когда иными мерами невозможна или объективно затруднена защита охраняемых интересов от преступных посягательств (ч. 3 и 4 ст. 8).

Принцип подчиненности оперативного сотрудника, ведущего оперативное дело, только закону проявляется в том, что должностные лица и органы, осуществляющие ОРД, при исполнении своих служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Их деятельность носит публичный характер, поскольку они защищают личность, общество и государство от преступных посягательств. Выполнение таких функций – важнейшая и ответственная задача ОРО.

При наличии предусмотренных законом оснований они обязаны активно и целеустремленно вести ДОУ путем проведения ОРМ, выявлять и раскрывать преступления, выявлять и устанавливать лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, предупреждать и пресекать преступления. Публичный характер ОРД предполагает принятие по ДОУ обоснованных решений, подготовку необходимых условий и предпосылок для своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела, способствования следователю в быстром и полном раскрытии преступления.

Никто не вправе оказывать на них воздействие или в какой-либо форме вмешиваться в их законные действия, кроме лиц, специально уполномоченных на то законом.

Никто не вправе препятствовать осуществлению ОРД, а также заставлять органы и должностных лиц, осуществляющих эту деятельность, выполнять обязанности, которые Законом об ОРД на них не возложены.

Законные решения и требования органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Неисполнение таких решений и требований либо воспрепятствование законному осуществлению ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России.[40]