Файл: Предпринимательское право. Понятие предпринимательского договора..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ещё с истока 90-х гг. XX в. в нашей стране получили распространение товарообменные операции, оформляющиеся в основном методом заключения договора мены либо бартерной сделки. Эти договоры, невзирая на существенную схожесть, имеют часть различий. Договор мены регламентируется нормами ГК РФ (ст. ст. 567 - 571), а бартерные сделки, применяемые в большей степени во внешней торговле, регулируются Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»[8]. Бартерная сделка, отличается от мены тем, что подразумевает обмен не только товарами, а также и работами, услугами, объектами интеллектуальной собственности. Немаловажными критериями договора мены являются название, численность, стоимость товара и срок их передачи. Значительные условия бартерных сделок - номенклатура, численность и качество товара, стоимость импорта, сроки экспорта, список работ, услуг, документов, претензионный порядок разрешения споров.

Бартерные сделки следует различать от договоров о взаимных поставках товаров с зачетом ответных требований. Бартер и мена предполагают, что обмен равноценными товарами исчерпывает содержание обязательств всякой из сторон, и, если только товары неравноценны по стоимости, следует доплата. Условие о применении механизма взаимозачета свидетельствует о наличии валютных обязательств соучастников договора и определения метода их прекращения, потому такой контракт не считается меной либо бартером.[9]

. Обязательства в предпринимательской деятельности, возникающие из договоров класса «facere»

Договоры класса «facere» предполагают выполнение работ (оказании услуг). Другую группу предпринимательских договоров составляют договоры на выполнение работ (подрядные договоры) и оказание услуг. К таким договорам относятся бытовой подряд, строительный подряд, подряд на проектные и изыскательские работы, а также подрядные работы для государственных нужд. Эти договоры имеют ряд особенностей; так, отношения по договору бытового подряда регулируются законодательством о защите прав потребителей, проектно-изыскательские и строительные работы во многом регламентируются нормами Градостроительного кодекса РФ[10], подрядные работы, финансируемые за счет средств бюджета, подпадают под действие законодательства о государственных закупках.


Среди договоров возмездного оказания услуг можно назвать услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, образовательные, юридические и многие другие услуги. Особенность всех этих договоров состоит в том, что заказчик вправе в любое время отказаться от услуг исполнителя, пропорционально оплатив уже оказанные им услуги. Часто возмездное оказание услуг имеет форму договора присоединения (ст. 428 ГК РФ), т.е. его условия разработаны одной стороной (исполнителем) в формуляре и заказчик принимает эти условия целиком, подписывая стандартизированный текст.

Самостоятельным видом предпринимательской деятельности, требующим определенных профессиональных навыков, является посредничество. Посредническая деятельность приоритетна для установления и развития торгово-хозяйственных связей, она состоит в оказании производителям и потребителям юридических и фактических услуг; именно посреднические договоры позволяют совершать различные сделки с чужим имуществом. Традиционно в континентальном праве регулируются два вида таких договоров: поручение и комиссия, в англо-американском праве - договор агентирования. В российском законодательстве регламентированы одновременно три эти договора, причем все они юридически равны. Одной из причин этого явилась активизация отношений по внешней торговле, в которых широко применялись агентские договоры. В нашу торговую практику они были привнесены фирмами с иностранными инвестициями, т.н. совместными предприятиями.

Если сторонами заключен договор поручения, поверенный действует от имени и за счет доверителя, если договор комиссии - комиссионер заключает сделки по поручению и за счет комитента, но от своего имени. В случае с агентским договором отношения между принципалом и агентом могут строиться как по модели договора поручения, так и по модели договора комиссии. Особый вид профессионального посредничества - это коммерческое представительство (ст. 184 ГК РФ), при котором посредник может заключать сделку, представляя интересы обеих ее сторон.

Практика последних лет выработала и такие виды посреднической деятельности, которые специально в законодательстве не выделены, например, деятельность дилеров - оптовых и реже розничных посредников, которые совершают сделки от своего имени и за свой счет. Дилеры могут быть универсальными (торгуют любым товаром), специализированными (торгуют определенными видами товаров), официальными (торгуют товаром только определенного производителя), эксклюзивными (являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции), авторизованными (работают с производителями на условиях договора коммерческой концессии, более известного в хозяйственной практике как франчайзинг). Прибыль дилера определяется как разница между покупной и продажной ценой товара; дилер, как правило, работает по системе скидок, получаемых от производителя товара. В отечественной деловой практике также распространена деятельность субдилеров, в особенности в сфере услуг связи (телефония, Интернет и т.п.)[11].


Не менее распространена сейчас деятельность дистрибьюторов - оптовых и розничных посредников, осуществляющих сбыт товаров на основе оптовых закупок у изготовителей. Дистрибьюторы предоставляют также услуги по хранению, доставке продукции, могут организовывать на определенной территории сбытовую сеть. Они действуют от своего имени, за свой счет, поэтому расчеты дистрибьютора и изготовителя не связаны с получением дистрибьютором платежей от покупателей товара.

Дилерские и дистрибьюторские договоры - это разновидность посреднических договоров, не предусмотренных Гражданским кодексом РФ; по своему содержанию и сфере применения они более всего похожи на агентский договор. Так, в дистрибьюторские договоры часто включаются условия об ограничении территории продаж товара. Это целесообразно для того, чтобы исключить конкуренцию между несколькими дистрибьюторами одного и того же производителя, а также их конкуренцию с самим производителем товара.

Договор коммерческой концессии

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Очевидно, что прежде всего пакет изменений был обусловлен существенным расширением объектов, предоставление которых допустимо по договору коммерческой концессии, так как законодательное закрепление получили такие объекты, как коммерческое обозначение и ноу-хау (секрет производства). С другой стороны, из перечня допустимых объектов изъято фирменное наименование, что обусловлено изменением понимания их юридической природы. Право на фирменное наименование, по существу, является неотчуждаемым. Это аналог имени физического лица, состоящий из нескольких взаимосвязанных элементов (организационно-правовая форма, тип, направление деятельности, индивидуализирующий элемент и т.п.).

Следует иметь в виду, что в теории вопрос о тождественности терминов «коммерческая концессия» и «франчайзинг» однозначно не решен. При этом необходимо отметить, что если ранее законодатель однозначно ставил между этими договорами знак равенства, то на сегодняшний день такая дефиниция, как «франчайзинг», в нормативных актах отсутствует.


Заключение договора коммерческой концессии подразумевает передачу прав на использование результатов интеллектуальной деятельности. Такая передача прав не подразумевает включения в договор условия о соответствии качества товаров, работ или услуг определенным нормативам. Несмотря на то что по умолчанию правообладателю комплекса исключительных прав предоставлено право контроля качества, в договор можно внести условие, устанавливающее иные формы кооперации.

Франчайзинг в то же время подразумевает более высокий уровень взаимодействия между обладателем прав и предпринимателем, получающим право на использование исключительных прав, в том числе императивно установленную поддержку (оказание пользователю постоянного технического и консультативного содействия) и контроль за действиями последнего. Существующая законодательно установленная система взаимоотношений между сторонами договора подразумевает принципиально диспозитивный характер взаимодействия сторон. Следовательно, в данном случае справедливо использование термина «коммерческая концессия». Именно по этому пути пошел законодатель. Что касается предшествующих нормативных актов, то отождествление в них этих явно различных по своей природе договорных конструкций следует отнести к разряду юридико-технических ошибок.

Представляется разумным внести ряд изменений в существующий порядок нормативного регулирования. Прежде всего речь идет о сроке договора коммерческой концессии. Рассматриваемый договор целесообразно заключать на определенный срок, так как его предметом являются специфические нематериальные права, срок действия которых, как правило, ограничен сроком действия выдаваемых на них охранных документов. Очевидно, что истечение срока охранных документов ранее срока действия договора делает его сугубо декларативным, так как передающая сторона не будет иметь прав на комплекс передаваемых объектов.

Являясь самостоятельным поименованным гражданско-правовым договором, договор коммерческой концессии обладает рядом признаков, индивидуализирующих его в системе однотипных отношений:

- Сторонами договора могут выступать только лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обладающие специальным правовым статусом (коммерческие организации или индивидуальные предприниматели), т.е. договор является предпринимательским.

- Предметом договора является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав.


- Пользователю предоставляется право использовать исключительные права, принадлежащие правообладателю, без непосредственной уступки соответствующих прав контрагенту (что ставит под сомнение оправданность использования термина «концессия», так как concessio означает собственно уступку).

- Договор, как правило, включает в себя условия о ряде ограничений деятельности пользователя.

- Пользователь сохраняет полную юридическую самостоятельность, действуя в обороте от своего имени (информируя при этом третьих лиц о факте использования прав правообладателя).

- Целью заключения договора является извлечение прибыли (осуществление предпринимательской деятельности).

- Договор коммерческой концессии является консенсуальным, двусторонним и принципиально возмездным[12].

Итак, предметом рассматриваемого договора является не исключительное право, как отдельный объект, но комплекс прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты. Именно этим указанный договор отличается от сходных, родственных договоров, таких как, например, лицензионные, предусматривающие передачу права на использование лишь определенных объектов.

В принципе договор коммерческой концессии по своей правовой природе следует, с известной долей условности, относить к договорам о передаче имущества в пользование и соответственно отличать его от таких договоров, как комиссия и агентирование, предполагающее от обязанной стороны выполнение определенных действий.

Значимыми условиями договора коммерческой концессии следует считать условия о предмете и цене. Говоря о предмете, стоит упомянуть о том, что его необходимо предельно конкретизировать, указать непосредственный объем, в котором дозволено использовать комплекс прав и сопутствующие ему элементы (например, деловую репутацию).

Так, общество с ограниченной ответственностью «Медиа-Лайф» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Интерстиль» о признании договора-соглашения незаключенным и о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Интерстиль» неосновательного обогащения. Исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

В своей апелляционной жалобе ответчик ссылался на то, что вывод суда об отсутствии согласия сторон относительно условий договора коммерческой субконцессии (в частности, размера вознаграждения за пользование комплексом исключительных прав) не соответствует материалам дела. Между истцом и ответчиком был подписан предварительный договор-соглашение, в соответствии с которым ответчик обязался передать истцу права на открытие магазина BoConcept.