Файл: Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим(Общая характеристика безвестного отсутствия как института гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

2.1 Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим

В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан.

Причинами исчезновения граждан являются: усиление криминогенной ситуации в Российской Федерации; локальные военные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, в Чечне и других регионах России); террористические акты (захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане); стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин). Например, в 2004 г., вследствие цунами на курортах Тайланда и Индонезии, погибло огромное число людей, в том числе российских граждан; разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные); безвестное исчезновение людей при миграционных процессах. Число заявлений в судах Российской Федерации о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении гражданина умершими постоянно растет. [31]

Кроме того, сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления. [32] 

ГПК РСФСР 1964 года, а затем ГПК РФ 2002 года установили порядок судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим. [33]  Вступившее в законную силу решение является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений у лиц, которые состояли с таким гражданином в каких-либо правоотношениях. Особая значимость вступивших в законную силу судебных решений по этим делам, правовая сила которых распространяется на граждан названных категорий, требует от судов полноты, четкости, тщательности не только при рассмотрении и разрешении этих дел, но и в не меньшей мере – на стадиях возбуждения и подготовки дела к судебному разбирательству. [34]


Новый этап развития правового регулирования судопроизводства в этой сфере, начатый принятием ГПК РСФСР 1964 года, характеризуется закреплением судебной подведомственности указанной категории дел; ГК РСФСР закрепил материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим; [35] ГК РФ внес некоторые изменения в материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по действующему законодательству предшествует пятилетний срок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства вместо ранее установленного трехлетнего срока.

Однако, я считаю, что едва ли такая новация оправданна: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания. Пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в России, – слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, на мой взгляд, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ), следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1 ст. 45 ГК РФ.

ГПК РФ закрепил положение, согласно которому заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим подается в суд по месту нахождения заинтересованного лица, а не по месту жительства заявителя, как предусматривал ГПК РСФСР. Законодатель принял меры к устранению пробелов в правовом регулировании рассматриваемого случая и созданию механизмов, обеспечивающих гарантии защиты интересов заинтересованных лиц. [36]

Дела о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении граждан умершими рассматриваются судьей единолично в порядке особого производства в суде общей юрисдикции с обязательным участием прокурора, который обязан осуществлять надзор за соблюдением законов, а также прав и интересов лица, признаваемого безвестно отсутствующим или умершим.

По таким делам особого производства не предусмотрен досудебный порядок урегулирования дела. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что наличие розыскных мероприятий, проведение их в установленном порядке, результаты розыска не являются условиями (взятые по отдельности либо все в совокупности) принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим и возбуждения соответствующего заявления. Розыскная информация служит лишь одним из доказательств отсутствия гражданина в месте его жительства. [37] 


Вследствие этого целью судебного разбирательства по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим является установление фактов, имеющих юридическое значение, а не разрешение спора о праве. Поэтому в делах данной категории заявитель не предъявляет какого-либо материально-правового требования, в результате чего отсутствует и ответчик. [38]

С заявлением в суд должны обратиться заинтересованные лица, к которым относятся члены семьи, общественные объединения, орган опеки и попечительства, другие лица, интересы которых затрагиваются фактом отсутствия гражданина. В первую очередь к заинтересованным лицам можно отнести супруга. Также прокурор может выступать в качестве заявителя – в интересах государства или в защиту прав и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд.

Если заявителем в заявлении не указана цель, для которой возбуждается дело, то в соответствии со ст. 136 ГПК заявление оставляется без движения, а заявителю предоставляется срок для устранения указанных судьей недостатков, о чем судья должен вынести определение. [39] 

Вопрос о подсудности решается в соответствии с правилами ст. 276 ГПК РФ. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства заинтересованного лица. Если заявителем выступает юридическое лицо, то заявление подается в суд по месту его нахождения. При этом место нахождения юридического лица согласно п. 2 ст. 54 ГК определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. [40] 

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения: наименование суда, в который подается заявление; наименование заявителя, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; наименование заинтересованного лица или лиц, их место жительства или, если заинтересованным лицом является организация, ее место нахождения; требования о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим; обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается сроки и день окончания военных действий, факт участия лица в военных действиях либо иную объективную связь отсутствия лица и наличия военных действий. Также в заявлении должны быть указаны сведения о своевременном обращении за розыском гражданина; сведения, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим; перечень прилагаемых к заявлению документов. [41] 


К целям, которые могут быть в указанны в заявлении, можно отнести: прекращение действия доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим, открытие наследства в имуществе гражданина и переход в порядке универсального правопреемства к наследникам всех гражданских прав и обязанностей, которые принадлежали гражданину, признанному умершим (за исключение тех, которые неразрывно связаны с личностью гражданина), признание в судебном порядке утраты безвестно отсутствующим права на жилую площадь, государственная регистрация расторжения брака между супругами, один из которых признан безвестно отсутствующим, прекращение брака вследствие объявления судом одного из супругов умершим, право нетрудоспособных членов семьи безвестно отсутствующего, состоящих на его иждивении, на пенсию по случаю потери кормильца.

К заявлению необходимо приложить: справку органа внутренних дел о том, что отсутствующий гражданин разыскивался и его место нахождения не установлено; справку адресного стола с последнего места жительства отсутствующего; квитанцию об уплате государственной пошлины; любые другие документы и сведения о последнем месте нахождения отсутствующего. [42] 

2.2 Процедура судебного разбирательства

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству согласно ст. 278 ГПК РФ выясняет, кто может сообщить сведения (письменные, свидетельские, записанные на видеокассете, аудиокассете, фотографии) об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. [43] 

Представляется необходимым запросить об отсутствующем лице следующие организации: территориальная инспекция по налогам и сборам: городская поликлиника по месту жительства лица; территориальное управление социальной защиты населения при наличии оснований предполагать получение пропавшим лицом социальных пособий: территориальное отделение Пенсионного фонда РФ при наличии оснований предполагать получение лицом пенсионных выплат; соответствующая эксплуатирующая жилищная организация; территориальное муниципальное образование; отдел внутренних дел по месту жительства лица; объединенный военный комиссариат по месту жительства лица; территориальный межрайонный почтамт; соответствующее отделение банка, при наличии оснований предполагать движение по денежным вкладам лица; место работы или учебы лица. [44] 


Стадия подготовки дела к судебному разбирательству может быть окончена, с учетом предназначения данной стадии, только после получения ответов на направленные запросы. Судья не должен назначать дело к судебному разбирательству до тех пор, пока не будут получены ответы на отправленные им запросы по указанному делу.

По истечению указанного срока судья рассматривает дело и при наличии оснований выносит решение о признании гражданина умершим или безвестно отсутствующим. Отметим, что на стадии возбуждения гражданского судопроизводства (после получения заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим) судья должен проверить, имеет ли заявитель право на судебную защиту своего охраняемого законом интереса. Общими предпосылками права на судебную защиту являются гражданская процессуальная правоспособность, подведомственность дела суду и юридическая заинтересованность в исходе дела. Правоприменительная практика показывает, что на стадии возбуждения судопроизводства по данным категориям дел суд проверяет, возбуждалось ли розыскное дело соответствующим органом внутренних дел по заявлению заинтересованного лица, имеется ли в деле соответствующая справка о результатах розыска. По соответствующим категориям дел предварительный розыск безвестно пропавшего человека органами внутренних дел обязателен. [45] 

Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, выносится судом в совещательной комнате и является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Данное решение должно быть направлено в соответствующий орган записи актов гражданского состояния в трехдневный срок. При регистрации смерти лица, признанного в установленном законом порядке умершим, временем смерти в записи акта о смерти указывается дата вступления в законную силу решения суда. Если же решением суда установлен факт смерти лица в определенное время, то в записи акта о смерти записывается дата, указанная в решении суда. [46] 

Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет.