Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако при определенных обстоятельствах классный чин может присваиваться без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине. так, в случае назначения служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет служащий.

Установленный законодательством о государственной гражданской службе порядок весьма схож с тем, что применяется на военной службе[31] и на службе в органах внутренних дел[32]. однако на государственной гражданской службе поступление на должность определенной группы может дать служащему возможность получить классный чин, минуя все нижестоящие. например, молодой талантливый специалист после вуза при назначении на «высокую» должность государственной гражданской службы вправе претендовать на классный чин, соответствующий данной должности.

Такое положение подвергается обоснованной критике со стороны специалистов, которые говорят о возможности некоего «бокового входа» на государственную гражданскую службу и приобретении не выслуженного годами служебного статуса, что является известным отступлением от принципов карьерной службы и ставит существенные препятствия для возможной переаттестации из классного чина в воинское или специальное звание при переходе государственного служащего из одного вида службы на другой[33].

Обоснованно отмечается, что это несколько противоречит принципу постепенного поэтапного карьерного роста государственного служащего и общему принципу единства государственной службы Российской Федерации[34].

Таким образом, на сегодняшний день должность государственной гражданской службы позволяет присвоить служащему классный чин без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине, то есть минуя при этом все нижестоящие чины. А затем при поступлении на государственную службу иного вида, в соответствии с таблицей соотношения служащий вправе будет претендовать на соответствующее звание, в случае если предлагаемая ему должность будет позволять присвоение такого звания. Причем ни на военной службе, ни на службе в органах внутренних дел невозможно присвоение званий без учета последовательности.


Рассматриваемая ситуация, по нашему мнению, противоречит ст. 3 Закона о системе государственной службы, в соответствии с которой одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы является единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. требования, предъявляемые действующим законодательством к присвоению званий, чинов и рангов на различных видах государственной службы, на сегодняшний день не являются едиными для всех видов государственной службы в их взаимосвязи.

С учетом вышеизложенного, в целях закрепления единого подхода к организации государственной службы, необходимо установить последовательность при присвоении классных чинов государственной гражданской службы. А в качестве меры поощрения в случае особых личных заслуг установить возможность присвоения классного чина досрочно или на одну ступень выше классного чина, который предусмотрен по замещаемой должности. Представляется, что такое поощрение следует применять не более одного-двух раз за весь период службы. Подобная мера поощрения предусмотрена при прохождении службы в органах внутренних дел[35].

Помимо изложенной проблемы видится еще одна, не менее важная. Так, имеющаяся таблица соотношения не согласуется с положениями ст. 13 Закона о системе государственной службы и ст. 5 Закона о службе в ОВД, в которых устанавливается возможность учета не только чинов и званий, но и рангов.

Однако имеющаяся таблица соотношения не включает в свое содержание дипломатические ранги, которые присваиваются дипломатическим работникам в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации[36].

Таким образом, в настоящее время отсутствует нормативное закрепление соотношения рангов со званиями и чинами.

Учитывая изложенное, в целях актуального соотношения чинов, званий и рангов с учетом квалификационных требований к должностям на различных видах государственной службы, следует дополнить имеющуюся таблицу соотношения чинов и званий еще и дипломатическими рангами, которые присваиваются в Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

Указанные предложения по совершенствованию законодательства позволят выработать единый подход к обеспечению соотношения чинов, званий и рангов на различных видах государственной службы Российской Федерации, устранят имеющуюся несогласованность в этой сфере и позволят решить задачи современной государственной службы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате поставленных во введении задач, были сделаны следующие выводы:

1. Конституция СССР 1977 г. обеспечивала принципы подбора и расстановки кадров в государственном аппарате (ст. 7-8), фиксировала подотчетность кадров государственного аппарата Советам народных депутатов (ст. 105, 148 и др.), выделяла категорию «должностные лица» (ст. 3, 4, 49).

Можно сделать вывод, что в советское время, во-первых, правовое регулирование получили только отдельные аспекты государственно-служебных отношений. Во-вторых, часть актов однозначно устарела и относилась еще к довоенному периоду. В-третьих, отсутствие отдельного общесоюзного нормативного специального акта, посвященного собственно государственной службе, тормозило качественное ее развитие в советской стране, и практическая реализация идей правового оформления государственной службы началась только в середине 80-х гг. XX в., когда была предпринята попытка создания новой системы государственной службы.

2. Государственная служба представляет собой сложное административно-правовое явление, связанное с профессиональной деятельностью граждан по выполнению функций государства в определенной сфере государственного управления, обладающее организационной структурой и системой правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, а также связанное с осуществлением внутриорганизационной деятельности в области кадрового обеспечения функционирования государственных органов. При этом государственная служба во всех своих смыслах может рассматриваться именно как административно-правовое явление, поскольку:

а) является основной формой внешнего выражения деятельности государства, связанной с реализацией его основных целей, задач и функций;

б) обладает признаками организационной подсистемы государства, то есть имеет внутреннюю структуру, иерархическое построение составляющих ее элементов, характеризуется управляемостью и наличием главной цели, обладает внутренними и внешними связями и другими системообразующими свойствами и признаками;

в) выполняет функцию кадрового обеспечения государственных органов, то есть реализации целей, задач и принципов кадровой политики в различных сферах функционирования государства; отбора, расстановки, выдвижения, перемещения и высвобождения служащих, их обучения и воспитания, социальной защиты служащих и их семей;


г) является подотраслью административного права (служебным правом), содержащей административно-правовые нормы и иные правовые средства, обеспечивающие самостоятельное регулятивное воздействие на общественные отношения в сфере обеспечения функционирования государственных органов.

3. Принятие вышеназванных федеральных законов позволит сократить число пробелов в действующем законодательстве, регламентирующих государственную гражданскую службу, и тем самым позволит значительно облегчить правоприменительную практику в данной сфере.

4. В настоящее время отсутствует нормативное закрепление соотношения рангов со званиями и чинами.

Учитывая изложенное, в целях актуального соотношения чинов, званий и рангов с учетом квалификационных требований к должностям на различных видах государственной службы, следует дополнить имеющуюся таблицу соотношения чинов и званий еще и дипломатическими рангами, которые присваиваются в Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

Указанные предложения по совершенствованию законодательства позволят выработать единый подход к обеспечению соотношения чинов, званий и рангов на различных видах государственной службы Российской Федерации, устранят имеющуюся несогласованность в этой сфере и позволят решить задачи современной государственной службы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим», в Положение и в таблицу соотношения классных чинов, утвержденные этим указом: указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 744 // СЗ РФ. - 2013. - № 40. - Ч. 3. - Ст. 5045.
  2. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3033.
  3. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
  4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
  5. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим: указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 // СЗ РФ. - 2005. - № 6. - Ст. 440.
  6. О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции: указ Президента российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1554 // СЗ РФ. - 2007. - № 48. - Ст. 5952.
  7. О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 // СЗ РФ. - 2003. - № 23. - Ст. 2197.
  8. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
  9. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ // сЗ рФ. - 2011. - № 1. - ст. 15.
  10. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). - 2011. - № 49. - Ч. 1. - Ст. 7020.
  11. О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
  12. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 // СЗ РФ. - 2009. - № 11. - Ст. 1277.
  13. О Федеральной фельдъегерской связи: Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 34. - Ст. 3547.
  14. Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4174.
  15. Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4174.
  16. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № ГКПИ11-1773, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 13 и 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113: определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № КАС12-15 // Текст Концепции официально опубликован не был.
  17. Административное право: Учеб. / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2009. С. 200.
  18. Архипова Т. Г. История государственной службы в России. XVIII-XX века / Т. Г. Архипова, М. Ф. Румянцева, А. С. Сенин. — М. : Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 1999. — 230 с.
  19. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Моногр. М., 2008. С. 75.
  20. Вопросы прохождения военной службы: указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 // СЗ РФ. - 1999. - № 38. - Ст. 4534.
  21. Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел: указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1575 // СЗ РФ. - 2012. - № 48. - Ст. 6668.
  22. Вопросы Федеральной миграционной службы: указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928 // СЗ РФ. - 2004. - № 30. - Ст. 3150.
  23. Государственная служба // Большая советская энциклопедия : в 30 т. — М. : Совет. энцикл., 1972. — Т. 7. — С. 155-156.
  24. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба / В. Д. Граждан. - М.: Юркнига, 2015.
  25. Колодкин Л. М. Правовое регулирование государственной службы до 1991 г. / Л. М. Колодкин // Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. — М. : РАУ, 2013. — С. 55-61.
  26. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В.А. Козбаненко // СПС «КонсультантПлюс».
  27. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. // Текст Концепции официально опубликован не был.
  28. Макаров В. В. Советский период развития института государственной службы / В. В. Макаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 61. — С. 156-159.
  29. Манохин В. М. Конституционные основы законодательства о государственной службе / В. М. Манохин // Правоведение. — 1983. — № 4. — С. 11-18.
  30. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2014. C. 116.
  31. Матвеев С.П. Совершенствование законодательства о государственной службе как фактор укрепления гарантий социальной защиты государственных служащих // Вестник Воронежского института МВД России. - 2011. - № 4. - С. 116-124.
  32. Попов А. П. Государственная и муниципальная служба в России: Проблемы и перспективы / А. П. Попов. - М., 2015.
  33. Проект федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации»: из материалов Правового департамента МВД России.
  34. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М., 2012. Т. 1: История. Наука, предмет. Нормы. Субъекты. С. 618.
  35. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». - 3-е изд. - М.: Ось-89, 2008. - 80 с.
  36. Фурсов В. А. Правовые и организационные основы государственной службы (1917-1941 гг.) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / В. А. Фурсов. — М., 2002. — 30 с.
  37. Шободоева А. В. Государственная гражданская служба России: историко-право- вые и морально-нравственные аспекты / А. В. Шободоева. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 224 с.

  1. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 // СЗ РФ. - 2009. - № 11. - Ст. 1277.

  2. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. // Текст Концепции официально опубликован не был.

  3. Государственная служба // Большая советская энциклопедия : в 30 т. — М. : Совет. энцикл., 1972. — Т. 7. — С. 155-156.

  4. Макаров В. В. Советский период развития института государственной службы / В. В. Макаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 61. — С. 156-159.

  5. Там же. 1918. № 56. Ст. 615.

  6. Там же. 1920. № 63. Ст. 277.

  7. Там же. 1921. № 67. Ст. 515.

  8. СУ РСФСР. 1919. № 46. Ст. 449.

  9. Архипова Т. Г. История государственной службы в России. XVIII-XX века / Т. Г. Архипова, М. Ф. Румянцева, А. С. Сенин. — М. : Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 1999. — 230 с.

  10. Колодкин Л. М. Правовое регулирование государственной службы до 1991 г. / Л. М. Колодкин // Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. — М. : РАУ, 2013. — С. 55-61.

  11. Шободоева А. В. Государственная гражданская служба России: историко-право- вые и морально-нравственные аспекты / А. В. Шободоева. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 224 с.

  12. Манохин В. М. Конституционные основы законодательства о государственной службе / В. М. Манохин // Правоведение. — 1983. — № 4. — С. 11-18.

  13. Манохин В. М. Конституционные основы законодательства о государственной службе / В. М. Манохин // Правоведение. — 1983. — № 4. — С. 11-18.

  14. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М., 2012. Т. 1: История. Наука, предмет. Нормы. Субъекты. С. 618.

  15. Административное право: Учеб. / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2009. С. 200.

  16. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2014. C. 116.

  17. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Моногр. М., 2008. С. 75.

  18. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». - 3-е изд. - М.: Ось-89, 2008. - 80 с.

  19. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». - 3-е изд. - М.: Ось-89, 2008. - с.54

  20. Проект федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации»: из материалов Правового департамента МВД России.

  21. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). - 2011. - № 49. - Ч. 1. - Ст. 7020.

  22. Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел: указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1575 // СЗ РФ. - 2012. - № 48. - Ст. 6668.

  23. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3033.

  24. О Федеральной фельдъегерской связи: Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 34. - Ст. 3547.

  25. Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4174.

  26. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.

  27. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.

  28. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). - 2011. - № 49. - Ч. 1. - Ст. 7020.

  29. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим», в Положение и в таблицу соотношения классных чинов, утвержденные этим указом: указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 744 // СЗ РФ. - 2013. - № 40. - Ч. 3. - Ст. 5045.

  30. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № ГКПИ11-1773, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 13 и 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113: определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № КАС12-15 // Текст Концепции официально опубликован не был.

  31. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.

  32. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). - 2011. - № 49. - Ч. 1. - Ст. 7020.

  33. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба / В. Д. Граждан. - М.: Юркнига, 2015.

  34. Попов А. П. Государственная и муниципальная служба в России: Проблемы и перспективы / А. П. Попов. - М., 2015.

  35. Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел: указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1575 // СЗ РФ. - 2012. - № 48. - Ст. 6668.

  36. Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4174.