Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не принят федеральный закон о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации, наличие которого определено пунктом 5 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ.

Остаются не определенными на сегодняшний день случаи, порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию, гарантия которого закреплена в пункте 7 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ.

Часть 11 статьи 70 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает, что «порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом»[19], но данного федерального закона нет.

Не принят федеральный закон, устанавливающий случаи, порядок и условия предоставления гражданскому служащему и членам его семьи государственной защиты от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей, наличие которого предусматривает пункт 10 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ.

Кроме того, порядок реализации отдельных положений Федерального закона № 79-ФЗ, как установлено в самом Федеральном законе № 79-ФЗ, должен регламентироваться правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Но некоторые вопросы так и не определены.

Так, согласно части 14 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации». Данные показатели не утверждены.

Не утверждено Президентом Российской Федерации Положение о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, которое предусмотрено частью 11 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ. Что существенно осложняет работу по формированию кадрового резерва.

Президентом Российской Федерации не утвержден перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 статьи 51 Федерального закона № 79- ФЗ.

Таким образом, принятие вышеназванных федеральных законов позволит сократить число пробелов в действующем законодательстве, регламентирующих государственную гражданскую службу, и тем самым позволит значительно облегчить правоприменительную практику в данной сфере.


2.2 Совершенствование законодательства в сфере государственной службы Российской

Действующее законодательство не определяет место службы в органах прокуратуры россии и следственном комитете российской Федерации в общей системе государственной службы. не обозначены они и в ч. 2 ст. 4 законопроекта «о Правоохранительной службе российской Федерации»[20], в которой перечисляются федеральные органы государственной власти, где предусмотрена правоохранительная служба. несмотря на то, что фактически указанные органы являются правоохранительными, что косвенно подтверждается ч. 1 ст. 1 законопроекта «о Правоохранительной службе российской Федерации», в которой установлено, что правоохранительные органы осуществляют функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, т. е. функции, характерные в том числе и для рассматриваемых органов, тем не менее юридически в качестве правоохранительных они не названы. Поэтому вопрос об отнесении службы в органах прокуратуры и следственном комитете к государственной службе остается открытым. Вместе с тем при прохождении службы в указанных органах законодательством предусмотрено присвоение классных чинов и званий, что характерно для государственной службы.

В частности, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «о службе в органах внутренних дел российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации»[21] для сотрудников органов внутренних дел установлены специальные звания полиции, внутренней службы и юстиции, присваиваемые по должностям.

Сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний россии присваиваются специальные звания внутренней службы в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 1998 г. № 117-ФЗ «о внесении изменений и дополнений в законодательные акты российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»[22].

Сотрудникам специальных воинских подразделений государственной противопожарной службы Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий присваиваются специальные звания внутренней службы в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ «о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности»[23].


Сотрудники государственной фельдъегерской службы российской Федерации состоят в кадрах МВд россии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «о федеральной фельдъегерской связи»[24] им присваиваются специальные звания начальствующего состава внутренней службы.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» для дипломатических работников устанавливаются дипломатические ранги[25].

Приведенное действующее законодательство в сфере указанных видов службы позволяет разобраться в том, какие звания, чины и ранги могут присваиваться при прохождении различных видов государственной службы на территории Российской Федерации, а также устанавливает возможность их соотношения в предусмотренном законом порядке.

Одним из сущностных признаков государственной службы является замещение государственным служащим (далее - служащим) соответствующей государственной должности и наличие у него классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания (далее - чин, ранг, звание), присвоенного в определенном порядке в зависимости от вида государственной службы, которую проходит служащий.

Прохождение государственной службы, карьерный рост служащего, выражающийся в замещении вышестоящих должностей и присвоении более высоких чинов, званий и рангов не всегда осуществляется в том государственном органе, где служащий начал свою карьеру. Нередко служащий переходит из одного органа в другой и продолжает службу на новом месте. При этом имеющийся у него чин (ранг, звание), присвоенный по прежнему месту службы, должен быть учтен по новому месту службы.

Действующим законодательством устанавливается взаимосвязь различных видов государственной службы и необходимость обеспечения единого подхода к организации всех видов государственной службы. В частности, указанное требование содержится в ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[26] (далее - Закон о системе государственной службы), в ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[27] (далее - Закон о гражданской службе), а также в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[28] (далее - Закон о службе в ОВД).


Однако требования, предъявляемые законодательством к присвоению званий, чинов и рангов на различных видах государственной службы, не являются едиными, в связи с чем возникают препятствия при поступлении (переводе) служащего на иной вид государственной службы в части возможного приравнивания имеющегося чина к соответствующему званию либо рангу.

В соответствии с п. 12 ст. 11 Закона о гражданской службе порядок присвоения и сохранения чинов, их соотношение со званиями определяются указом Президента Российской Федерации. В частности, при поступлении гражданина на государственную службу иного вида присвоение звания или чина осуществляется в настоящее время в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников (далее - таблица соотношения), утвержденной указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 744 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 ''О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим''», в Положение и в таблицу соотношения классных чинов, утвержденные этим указом[29].

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о системе государственной службы при переводе служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный чин, ранг или звание, а также период пребывания в соответствующем чине, ранге или звании должны учитываться при присвоении чина, ранга или звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким нормативным правовым актом является Положение, которое в п. 5 определяет, что при присвоении первого классного чина гражданской службы служащему учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, присвоенные служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

Однако ни Закон о системе государственной службы, ни Закон о гражданской службе не содержат указания на то, что в случае поступления гражданина, имеющего воинское и специальное звание, на государственную гражданскую службу Российской Федерации ему должен присваиваться классный чин, соответствующий имеющемуся у гражданина воинскому или специальному званию.


В таком случае необходимо руководствоваться п. 3 ст. 13 Закона о системе государственной службы, в котором устанавливается необходимость учитывать ранее присвоенный чин, ранг или звание при присвоении не «классных чинов», а классного чина по новому виду государственной службы и этот чин или звание учитывается при присвоении только первого классного чина гражданской службы. такая позиция подтверждена и судебной практикой[30]. то есть при поступлении на гражданскую службу служащему присваивается первый классный чин в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность, замещаемая служащим. необходимо отметить, что в соответствии с п. 6 Положения первыми классными чинами во всех группах должностей гражданской службы являются чины третьего класса.

Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы и замещающему должность гражданской службы. Присвоение очередных классных чинов производится уже не при переводе служащего с одного вида службы на другой, а при дальнейшем прохождении государственной гражданской службы.

При этом если в соответствии с таблицей соотношения классный чин, который должен быть присвоен служащему в соответствии с замещаемой им должностью, ниже имеющегося у служащего воинского или специального звания, классного чина юстиции, то служащему присваивается классный чин на одну ступень выше того классного чина, который должен быть ему присвоен.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность учета имеющегося у гражданина звания, ранга или чина в случае поступления на государственную гражданскую службу при присвоении ему классного чина. При этом согласно с ч. 1 ст. 11 Закона о гражданской службе классные чины гражданской службы присваиваются служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы.

В части 1 статьи 1 1 Закона о гражданской службе, п. 2 ст. 13 Закона о системе государственной службы определены принципы и общие условия присвоения чинов, рангов и званий, согласно которым присвоение служащему классного чина должно производиться не только в соответствии с замещаемой им должностью государственной службы, но должно обеспечивать последовательное присвоение классного чина по прошествии установленного законом времени пребывания в предыдущем классном чине после его присвоения.