Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (Право социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках основных механизмов можно выделить пенсионное законодательство, позволяющее совмещать получение пенсии и за­работной платы, что позволит решить проблему низких пенсий и занятости рабочих мест, не пользующихся спросом у молодых ра­ботников. Факторами, влияющими на трудовую активность старше­го поколения, являются размер заработной платы, гарантии труда, правила выплат пенсий. На сегодняшний день в условиях инфляции и экономической неопределенности, а также средней продолжи­тельности жизни, перспектива отложенного выхода на пенсию яв­ляется непривлекательной - потеря суммы пенсии и размеры ее компенсации несопоставимы[21].

В пенсионном законодательстве должны быть предусмотрены меры, делающие поздний выход на пенсию выгодным, с учетом инфляции и компенсации заработной платы. Стимулирование труда пожилого населения и позднего выхода на пенсию может приобре­сти актуальность среди населения после повышения продолжитель­ности жизни в стране.

Кроме того, для продолжения трудовой деятельности нужны щадящие условия труда, сокращенный рабочий день, гибкий график работы, решение транспортных проблем. Кроме того, очевидно, что сегодня на рынке труда существует дискриминация по признаку возраста. В частности, положения о заключении срочных трудовых договоров с работниками предпенсионного возраста[22].

Недостаточно разработанная нормативно-правовая база в обла­сти занятости пожилых лиц не только отрицательно сказывается не только на данной группе населения, но и способствует снижению социальной защищенности работников в целом, так как старение - это неизбежный процесс, касающийся каждого[23].

Трудовой кодекс в настоящее время усиливает социальное не­равенство на рынке труда, предоставив значительные преимущества лицам, уже имеющим работу. Необходимо ввести в Трудовой ко­декс нормы, регулирующие занятость лиц пожилого, ввести соци­ально-трудовой договор с гарантией на достойную старость, кото­рый будет действителен и после прекращения трудовых отношений. Условия предложенного договора могут регулироваться в сфере социального партнерства.

2.2 Прогнозируемые результаты пенсионной реформы РФ


Реализация права на социальное обеспечение в Российской Федерации наболевшая проблема настоящего времени[24]. Одним из главных вопросов пенсионной системы на сегодняшний день является дальнейшая судьба накопи­тельной пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования. Сущест­вующий в настоящее время добровольный механизм накопления средств, в рамках негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), последние годы практически не развивается. За последние 6-7 лет число участников НПО не увеличилось, несмотря на предусмотренную законодательством систему нало­гового стимулирования. Это означает, что существующих мер стимулирования не достаточно, а также, что граждане, желающие участвовать в накопительной системе, ограничиваются ее обязательной составляющей.

Не получила широкого распространения и система софинансирования го­сударством дополнительных взносов граждан на формирование пенсионных накоплений, несмотря на ее продление и активную информационную поддерж­ку Пенсионного фонда РФ. Одной из мер, способствующей обеспечить сбалан­сированность пенсионной системы, можно назвать перевод накопительного компонента системы обязательного пенсионного страхования в формат негосу­дарственного пенсионного обеспечения. Но данное направление, как показыва­ет анализ, будет отличаться не в пользу работника, формировавшего накопи­тельную пенсию. При проведении анализа за основу возьмем уровень пенсион­ного обеспечения двух граждан: один из которых формирует пенсионные нако­пления в рамках обязательного пенсионного страхования, а второй нет (имею- щиходинаковый уровень зарплаты, одинаковые условия и продолжительность работы (стажа), дающие право на получение пенсии).

Пенсионная реформа настоящего времени выявляет новое направление своего развития. Эксперты различного уровня, рассматривая повышение пенси­онного возраста в соответствии с новой пенсионной реформой, отмечают по­ложительный эффект уже к 2021 году[25]. Продление периода трудоспособно­сти на 5 лет - значимый шаг, поскольку высвободившиеся дополнительные средства можно будет направить на поддержание уже вышедших на пенсию лиц путем увеличения пенсий с учетом уровня инфляции[26].

По нижеприведенным табличным данным проведем исследование изме­нения различных видов пенсионных выплат от выбранных показателей[27].


Таблица 2. Страховая пенсия и страховая пенсия по старости на период 2017-2021 гг.

Наименование показателя

2017

2018

2019

2020

2021

Средний размер страховых пенсий по ста­рости неработающих пенсионеров, руб.

13810

14414

15367

16284

17212

Средний размер страховых пенсий по ста­рости неработающих пенсионеров, % к пре­дыдущему году

-

104,4

106,6

106,0

105,7

Реальный размер страховых пенсий по ста­рости неработающих пенсионеров, % к пре­дыдущему году

-

100,9

102,2

102,1

101,6

Средний размер страховых пенсий по ста­рости неработающих пенсионеров, % от прожиточного минимума

пенсионера

166,1

169,3

173,7

179,2

182,4

Дополнительная информация:

Индексация страховой пенсии и фиксиро­ванной выплаты к ней неработающим пен­сионерам (с 1 января)

3,7

7,1

6,6

6,3

Примечание: расчеты на данных базового варианта Прогноза и П проекту федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Ро 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

ояснительной записки к ссийской Федерации на

Из табличных данных видно, что:

  • средний размер страховых пенсий по старости неработающих пенсио­неров вырастет на 1,25%;
  • процент реального размера страховых пенсий по старости неработаю­щих пенсионеров к предыдущему году вырастет незначительно - на 1,6 %;
  • зависимость от прожиточного минимума пенсионера при увеличении среднего размер страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров бу­дет продолжать увеличиваться, планируется рост на 13,1% к 2021 году по от­ношению к данным 2018 года.

В тоже время данные следующей таблицы возвращают нас к реалиям подведенных итогов за 2017 год.

Таблица 3 Страховая пенсия и страховая пенсия по старости на период 2017-2021 гг. (сравнение к 2017 году)

Наименование показателя

2017

2018

2019

2020

2021

Средний размер страховых пенсий по ста-

13810

14414

15367

16284

17212

рости неработающих пенсионеров, руб.

Средний размер страховых пенсий по ста­рости неработающих пенсионеров, % к 2017 г.

100,0

104,4

111,3

117,9

124,6

Реальный размер страховых пенсий по ста­рости неработающих пенсионеров, % к 2017 г.

-

100,9

103,2

105,3

107,1

Дополнительная информация:

Индексация страховой пенсии и фиксиро­ванной выплаты к ней неработающим пен­сионерам (с 1 января)

3,7

7,1

6,6

6,3

Примечание: расчеты на данных базового варианта Прогноза и проекту федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Р 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Пояснительной записки к оссийской Федерации на


Обработанные данные раскрывают следующие результаты по отношению к 2017 году:

  • средний размер страховых пенсий по старости неработающих пенсио­неров по прогнозу должен вырасти на 24,6%;
  • процент реального размера страховых пенсий по старости неработаю­щих пенсионеров к 2017 году вырастет на 6,2 %.

По прогнозу размера страховых пенсий по старости неработающим пен­сионерам на 2019-2021 гг. можно сделать частные выводы, которые уже отра­жены некоторыми экспертами[28]. Например, к 2021 году средний размер стра­ховых пенсий неработающим пенсионерам относительно 2017 года:

  • по расчетам увеличится на 24,7%;
  • в фактическом выражении увеличится на 7,1%;
  • составит 182,4% от прожиточного минимума пенсионера. Приведем процент для сравнения с 2017 годом - 166,1%.

Таким образом, рост среднего размера всех назначенных пенсий в рас­четный период не будет значительным, исходя из индексации социальных пен­сий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Размер будет напрямую зависеть от индекса роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. Право социального обеспечения при введении в действие но­вой пенсионной реформыреализуется в соответствиис законодательством Рос­сийской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа, были получены следующие выводы:

1. Отношение россиян к подъёму пенсионного возраста было и остаётся безоговорочно негативным, что отмечают, в том числе идеологи реформы. Оно и понятно так как, перспектива видится не самая хорошая. Сомнительная прибавка к пенсии 1000 рублей в год и тот факт, что некоторым не удастся дожить до пенсии не внушает оптимизма. У людей предпенсионного возраста возникнут проблемы с поиском работы и наличием стабильного дохода, так как работодатели не всегда охотно берут людей пожилого возраста, а если и берут, то на не особо высокооплачиваемые должности. Появятся сложности и у более молодого поколения ведь если пожилые люди дополнительно будут занимать рабочие места ещё несколько лет, то повысится уровень безработицы, молодёжи просто негде будет работать.

Вполне возможно, что решение о повышении пенсионного возраста было поспешным и, чтобы избежать такой всплеск негодования, вызвавший многочисленные антиреформенные пикеты, можно было бы оставить возраст прежним. Предоставить трудящимся право выбора - либо сразу же при наступлении пенсионного возраста уходить на минимальную пенсию, либо, если есть желание и позволяет здоровье, поработать ещё несколько лет и получать повышенную.


  1. Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Для изменений в этой области необходимо проводить изменения и в системе заработной платы, и в системе налогообложе­ния, а также обеспечить развитие финансовой инфраструктуры экономики;
  2. Программные документы должны иметь четкую и понятную цель, принятую обществом;
  3. Изменения пенсионного обеспечения не должны достигаться за счет пенсионеров и лицпенсионного возраста. Данная категория граждан не способна отстаивать свои интересы, ущемление их прав в значительной мере подорвет доверие населения и к государству, и к самой пенсионной си­стеме;
  4. Необходимо достичь четкого разделения функций в управляющем аппарате пенсионной си­стемы;
  5. Преобразование в механизме финансирования и исчисления пенсий должно повышать устойчивость пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий[29].

3. Самый очевидны в том, что пенсионная реформа направлена, прежде всего, на последовательное сокращение бюджетно-финансовой зависимости пенсионной системы от государственного бюджета и обеспечение взаимосвязи формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения на долгосрочную перспективу[30].

Во-вторых, происходящие коренные преобразования в социально-экономической сфере, а также общая тенденция - дистанцированность, «уход» государства из социальной сферы, свидетельствует о возможной трансформации концепции социального государства.

Наконец, можно констатировать, что последствия пенсионной реформы фактически не отвечают декларируемым идеям социального государства. Имеющееся пенсионное законодательство обеспечивает поддержание биологически необходимого уровня существования пенсионеров и не нацелено на создание условий для последовательного системного повышения уровня их благосостояния.

4. Трудовой кодекс в настоящее время усиливает социальное не­равенство на рынке труда, предоставив значительные преимущества лицам, уже имеющим работу. Необходимо ввести в Трудовой ко­декс нормы, регулирующие занятость лиц пожилого, ввести соци­ально-трудовой договор с гарантией на достойную старость, кото­рый будет действителен и после прекращения трудовых отношений. Условия предложенного договора могут регулироваться в сфере социального партнерства.

5. Рост среднего размера всех назначенных пенсий в рас­четный период не будет значительным, исходя из индексации социальных пен­сий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Размер будет напрямую зависеть от индекса роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. Право социального обеспечения при введении в действие но­вой пенсионной реформы реализуется в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.