Файл: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие приватизации, ее объекты, участники приватизационного процесса
1.4. Участники приватизационного процесса
Глава 2. Порядок проведения приватизации и способы оценки объектов приватизации
2.1. Жилые помещения, не подлежащие приватизации
2.2. Оценка приватизированного жилья
Как быть, если гражданин, подавший заявление и необходимые для приватизации документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией?
В случае возникновения спора по поводу включения данного жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано Спор по поводу наследования жилого помещения решается в судебном порядке. При этом следует учитывать, что положение Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" об обязанности должностных лиц решить вопрос о приватизации жилья в двухмесячный срок со дня подачи заявления гражданином относится к порядку оформления приватизации, а не к основанию возникновения права собственности. Следовательно, несоблюдение срока не может быть препятствием для признания гражданина, изъявившего желание приватизировать занимаемое им жилое помещение, собственником данного жилого помещения.
В данной главе были рассмотрены основные правила порядка процесса приватизации, который установлен и регулируется в соответствии с принятыми нормативно – правовыми актами, а также способы и последовательность действий при оценке имущества, приобретаемого гражданином в собственность.
2.4. Оценка и уроки приватизации в РФ
Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70 % ВВП России создается негосударственным сектором экономики.[13]
О появлении тенденции улучшения функционирования приватизированных предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья.
Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления, и с условиями макросреды, в которой она функционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства государственных и частных акционерных предприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной.
Для процесса приватизации, проводимого в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему:
- Приватизация проводилась не столько по Законам, сколько по Указам президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
- Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти (т.е. незаконные)
- Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.
- Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников.
- При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.
Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.
Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.
Потенциал госсектора для прямого участия в материальном производстве и для косвенного воздействия на него на предприятия других организационно-правовых форм в России еще значителен. О масштабах государственного сектора говорят следующие данные: в стране учреждено более 13 тыс. государственных унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Участие в управлении многими из смешанных АО осуществляется через институт представителей, назначаемых решениями Правительства РФ, численность которых составляет около 2 тыс. человек.
В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.
Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.
Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.
Латентная безработица существовала в тот период в нескольких формах: наличие избыточной рабочей силы (что выражалось в низкой производительности труда); отправка работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска; перевод предприятий на неполное рабочее время (укороченная рабочая неделя); принявшая с 1992 г. массовый характер невыплата заработной платы – уникальное по своей форме и масштабам российское явление (средства, как известно, частично использовались для решения фискальных проблем, частично «прокручивались» коммерческими банками).
Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит в том, что скрытые формы безработицы позволяют Правительству Российской Федерации выводить за рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых граждан.
Особенно неблагоприятная ситуация с безработицей наблюдалась в группах людей с высоким уровнем образования – специалистов и научных работников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности. Экспертные оценки выявили, что в 1994 году только каждый десятый научный сотрудник и каждый третий специалист устроились на работу по специальности. В Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах» отмечалось, что 10,1 млн. человек, или свыше 13% экономически активного населения, в 1994 году следует отнести к полностью или частично безработным.
Принимая во внимание, что для России и до реформ был характерен невысокий уровень жизни как следствие низких доходов населения, именно рост безработицы как результат приватизации в совокупности с падением доходов и жизненного уровня особенно опасен для стабильности социально-политического положения в стране.
Заключение
Посредством приватизации государственного и муниципального жилищного фонда обеспечивается переход к рынку жилья, то есть постепенный переход к платности за жилье, к его зарабатыванию. Что дает приватизация жилищного фонда населению?
Каждый человек впервые получает право на свободный выбор способа удовлетворения своей потребности в жилье. Никогда прежде мы не имели такой возможности. И отдавая значительную часть заработанных средств в общественные фонды потребления, большинство населения по 10-15 лет ждало очереди на получение так называемого «бесплатного» жилья. А в то же время каждый человек за те же 10-15 лет работы почти полностью оплачивает свое жилье теми же взносами в общественные фонды потребления.
Кроме того, становясь собственником дома или квартиры, гражданин или семья получают в собственность недвижимость, стоимость которой с годами увеличивается. В дальнейшем, если будет такая необходимость, эту недвижимость можно продать с выгодой для себя. Иными словами, приобретая в собственность жилье, гражданин практически становится обладателем определенного капитала. Причем, судя по мировому опыту, именно этот вид капитала – недвижимость – является самым надежным.
Приватизация жилья нужна не только населению, но и государству. Она позволит улучшить содержание и использование существующего жилищного фонда. Известно, что состояние муниципального и государственного жилищного фонда все более и более ухудшается. Жилищно-коммунальные службы получают массу жалоб от жителей на протекающие крыши, на выходящие из строя инженерные коммуникации, санитарно-техническое оборудование. Это связано не только с неудовлетворительным материально-техническим обеспечением, но и с серьезными финансовыми проблемами.
Как показала практика, система централизованного финансирования отрасли себя не оправдывает из-за несовершенства контроля за расходованием средств, направленных в централизованном порядке из бюджета на содержание и ремонт жилищного фонда.
Приватизация позволит поднять на более качественный уровень обслуживание и ремонт жилых домов, так как собственник жилья, оплачивая по договору работу жилищно-коммунальных служб, будет требовать и соответствующего качества оказываемых услуг.
Кроме того, у человека, являющегося собственником жилья, появится совершенно иное, чем прежде, отношение к этому жилью. К своему всегда относишься лучше, чем к чужому, - такова наша психология.
Библиографический список
Нормативно – правовые акты:
- Российской (принята голосованием (с учетом , внесенных РФ о поправках к РФ от 30.12.2008 № 6-, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от № 2-ФКЗ, от № 11-ФКЗ)
- Гражданский Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ по состоянию на 5 сентября 2004 года (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)
- Жилищный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №189 от 29 декабря 2004 года (с изменениями и дополнениями от 03.07.2018) – М.; Издательский дом «Российская газета», 2018. – 16 с.
- Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/
- О приватизации жилищного фонда в РФ: Федеральный Закон Российской Федерации № 4199 -1 от 23.12.1992 года (ред. от 29.12.2004)
- О приватизации жилищного фонда в РФ: Федеральный Закон Российской Федерации от 20.07.1994 года
Учебные пособия:
- Егоров Н.Д., Елисеев И.В., Иванов А.А. и др. Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное./ Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2014 – 632 с.
- Еремичев И.А., Страунинг Э. Л.,Котов П. А., Чернов С.Б. Словарь – справочник по гражданскому законодательству. – М.: Издательство «Щит – М», 2016. – 122 с.
- Калачева С.А. Справочник по жилищному законодательству. – М.: «Издательство ПРИОР», 2015. – 256 с.;
- Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник. Издание второе, переработанное. Том 2. – М.: Наука, 2016. - 527 с.
- Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для ВУЗов: 5-е издание. – М: НОРМА, 2014. – 346 с.
- Веселовский С.Я. Приватизация как глобальный процесс переоценки роли и места государства в экономике. – М.: Инфра-М, 2015. – 163 с.
- Пантюхин А.В., Смронова Е.В. Основы приватизации. – М: Велби, 2014. – 174 с.
-
О приватизации жилищного фонда в РФ: Федеральный Закон Российской Федерации от 20.07.1994 года (с изменениями и дополнениями от 22.02.2017) С. 13. ↑
-
Там же. ↑
-
Еремичев И.А., Страунинг Э.Л., Котов П.А., Чернов С.Б. Словарь – справочник по гражданскому законодательству. – М.: Издательство «Щит – М», 2016. С. 32. ↑
-
Суханов Е. А. Гражданское право. Учебник. Издание второе, переработанное. Том 2. – М.: Наука, 2016. С. 21 ↑
-
Суханов Е. А. Гражданское право. Учебник. Издание второе, переработанное. Том 2. – М.: Наука, 2016. С.22. ↑
-
О приватизации жилищного фонда в РФ: Федеральный Закон Российской Федерации от 20.07.1994 года (с изменениями и дополнениями от 22.02.2017) ↑
-
Калачева С. А. Справочник по жилищному законодательству. – М.: «Издательство ПРИОР», 2005. С. 34. ↑
-
Жилищный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22 декабря 2004 года. – М.; Издательский дом «Российская газета», 2015. С.12. ↑
-
О приватизации жилищного фонда в РФ: Федеральный Закон Российской Федерации от 20.07.1994 года (с изменениями и дополнениями от 22.02.2017) С. 18 ↑
-
О приватизации жилищного фонда в РФ: Федеральный Закон Российской Федерации от 20.07.1994 года (с изменениями и дополнениями от 22.02.2017) ↑
-
О приватизации жилищного фонда в РФ: Федеральный Закон Российской Федерации от 20.07.1994 года (с изменениями и дополнениями от 22.02.2017) ↑
-
О приватизации жилищного фонда в РФ: Федеральный Закон Российской Федерации от 20.07.1994 года (с изменениями и дополнениями от 22.02.2017) ↑
-
Калачева С. А. Справочник по жилищному законодательству. – М.: «Издательство ПРИОР», 2015.С.38. ↑