ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
проводятся праздники народного календаря, функциони- рует 145 фольклорных ансамблей, ведётся сбор информации об объектах нематериального культурного наследия народов, населяющих край, полевой материал вводится в репертуар творческих коллективов.
Сохраняются и развиваются такие направления народ- ных художественных ремёсел и декоративно-прикладного творчества, как художественная обработка берёсты, резьба и роспись по дереву, гончарное дело (керамика), художествен- ная обработка кости и меха, женское рукоделие (вышивка, лоскутные технологии, кружево, ткачество, бисероплетение, авторская и народная кукла) и др.
На территории края открыты и успешно функционируют
8 домов ремёсел (г. Бородино, Большеулуйский, Иланский,
Минусинский, Казачинский, Козульский, Пировский, Ры- бинский районы), муниципальные дома и центры народного творчества (Северо-Енисейский район, Таймырский Долгано-
Ненецкий муниципальный район), школы фольклора, народ- ной культуры, традиционной русской воинской культуры, которые позволили вывести на более высокий качественный уровень работу по сохранению традиционной культуры.
Немаловажную роль в развитии ремесленничества и са- модеятельного художественного творчества сыграло пре- доставление из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на приобретение спе- циального оборудования, сырья и расходных материалов для муниципальных домов ремёсел и муниципальных клуб- ных формирований по ремёслам, субсидий для постоянно действующих коллективов самодеятельного художественного творчества Красноярского края (любительским творческим коллективам) на поддержку творческих фестивалей и кон- курсов, в том числе для детей и молодёжи, а также социально ориентированным некоммерческим организациям на реали-
15
зацию инновационных социально значимых проектов в обла- сти культуры и искусства.
Краевые и муниципальные учреждения культуры разра- батывают и реализуют значительное количество социокуль- турных проектов, в том числе межведомственных, которые создают неповторимую среду локальной идентичности, спо- собствуют повышению уровня жизни местного сообщества, дают толчок к развитию территории, создают новый культур- ный продукт, расширяют спектр услуг для населения.
Во многих территориях края созданы культурные бренды, в том числе и сельские («Субботинская земляника», «Саян- ский птичий фестиваль», «Праздник Ангарского пирога»,
«Енисейская уха», «Саянский острог», «Минусинский поми- дор», «СЭВЭКИ — Легенды Севера» и др.).
В крае реализуется уникальный по своим масштабам и со- циальной значимости проект «Культурная столица Красноя- рья», основная идея которого — создать точки культурного роста, которые бы служили локомотивом развития в уда- лённых от центра районах, культивируя ростки нового и та- лантливого. С 2009 года проект является мощным не только культурным, но и социально-экономическим ресурсом для развития территорий.
За последнее десятилетие в крае наметилась положитель- ная тенденция обращения к новым форматам организации досуга населения на основе использования лучших клубных практик. Происходит переосмысление видения клуба как об- щественного, культурного и арт-пространства. На базе учреж- дений культуры клубного типа открываются коворкинг-зоны, арт-резиденции, клубы имени выдающихся земляков и др.
При этом анализ деятельности учреждений культуры клубного типа и условий функционирования клубной си- стемы края в целом выявил ряд проблем.
16
Материально-техническая база
Для обеспечения эффективной деятельности и роста кон- курентоспособности на рынке оказания культурно-досуговых услуг необходимо улучшение материально-технической базы клубных учреждений края, которая на сегодняшний день отве- чает потребностям населения, его запросам не во всех учреж- дениях края, о чём свидетельствуют данные опроса населения, результаты независимой оценки качества условий оказания ус- луг организациями культуры, проводимой в крае с 2013 года.
Решению данной проблемы способствует предостав- ление субсидий бюджетам муниципальных образований
Красноярского края на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных домов куль- туры в населённых пунктах с числом жителей до 50 000 чело- век (в том числе на проведение текущих ремонтов). За период
2017—2020 гг. средства на улучшение материально-техниче- ской базы получили 216 учреждений, на текущий ремонт — 28.
По состоянию на 01.01.2021 в крае требуется строи- тельство 141 учреждения культуры клубного типа, в том числе 136 в сельских поселениях с численностью населе- ния менее 2 000 человек, в капитальном ремонте нуждается
355 (311 в сельской местности) зданий домов культуры и клу- бов, 24 находится в аварийном состоянии (из них 21 в сель- ской местности).
В течение последних трёх лет благодаря субсидиям из кра- евого бюджета бюджетам муниципальных образований края, за исключением городских округов, на разработку и корректи- ровку проектно-сметной документации, капитальный ремонт и реконструкцию, в том числе замену инженерного оборудо- вания и выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, зданий и помещений, в которых размещены уч- реждения культурно-досугового типа, а также в одном здании
17
с учреждением культурно-досугового типа находится библио- тека, в 30 клубных учреждениях края проведены капитальные ремонты, для 38 учреждений разработана проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта (рекон- струкцию).
Остаётся актуальным вопрос подключения сель- ских учреждений клубного типа к сети Интернет. Только в 342 (28,3 % от общего количества) учреждениях культуры клубного типа имеется доступ в Интернет, 206 культурно- досуговых учреждений имеют собственные интернет-сайты.
В связи с этим имеет место недостаточная представленность деятельности клубных учреждений в сети Интернет, нераз- витость коммуникационных каналов, обеспечивающих высо- кую информативность, общение, диалог и доступ к ресурсам культуры в виртуальном пространстве. При этом за послед- ние годы наметилась положительная тенденция, связанная с ростом числа персональных компьютеров, используемых в учреждениях культуры клубного типа края.
В 415 населённых пунктах Красноярского края отсут- ствуют учреждения культуры клубного типа. Для оказания внестационарных форм обслуживания (выездные концерты, мастер-классы) в 14 муниципальных районах края функци- онирует 17 передвижных учреждений (автоклубы), которые характеризуются высокой степенью изношенности и не отве- чают техническим требованиям, предъявляемым к данному типу учреждений (годы выпуска 1992—2013 гг.).
Согласно методическим рекомендациям субъектам Рос- сийской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченно- сти населения услугами организаций культуры, введённым в действие распоряжением Министерства культуры Россий- ской Федерации от 02.08.2017 № Р-965, в каждом городском округе и муниципальном районе должна быть 1 транспорт-
18
ная единица для обслуживания сельских населённых пунктов или жилых районов города.
Таким образом, в Красноярском крае для предоставления внестационарных культурно-досуговых услуг и проведения массовых мероприятий с учётом географических особенно- стей северных территорий и уже функционирующих автоклу- бов потребность в обеспеченности автоклубами составляет
42 единицы.
Для осуществления гастрольной, выставочной деятель- ности, обеспечения участия в конкурсах и фестивалях потреб- ность в транспортных средствах для перевозки творческих коллективов составляет 72 единицы.
Кадровый потенциал
Согласно данным статистики из 5 278 работников, относя- щихся к основному персоналу, 1 617 (30,5 %), из них 558 сель- ских (18 %), имеют высшее образование, 2 393 (45,8 %), из них
1 595 сельских (66,6 %,) имеют среднее профессиональное об- разование.
Несмотря на то, что за последние 10 лет наметилась тен- денция роста количества специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, в клубных учреждениях по-прежнему наблюдается дефицит высококвалифициро- ванных специалистов (аккомпаниаторов, руководителей ан- самблей/оркестров народных и духовых инструментов, фольклорных ансамблей, специалистов, работающих с ос- ветительной и звуковой аппаратурой, и др.). Для развития учреждений культуры клубного типа также необходимы спе- циалисты в области менеджмента, связей с общественностью, социокультурного проектирования, цифровых технологий.
Наряду с проблемой низкой обеспеченности клубных уч- реждений специалистами с профильным образованием су- ществует проблема старения кадров, которая становится всё
19
более острой в условиях низкой мотивации к работе в сель- ской местности у выпускников профильных образовательных организаций.
Неравномерный охват населения услугами
учреждений культуры клубного типа
Обеспеченность учреждениями культуры клубного типа в Красноярском крае составляет 96,3 % от рекомендо- ванного норматива (согласно методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации и органам местного само- управления по развитию сети организаций культуры и обе- спеченности населения услугами организаций культуры, введённым в действие распоряжением Министерства куль- туры Российской Федерации от 02.08.2017 № Р-965).
По состоянию на 01.01.2021 в 54 муниципальных об- разованиях края уровень обеспеченности учреждениями культуры клубного типа соответствует нормативу (100 %).
Значение показателя ниже норматива в 2 городских окру- гах (г. Канск (40 %), г. Минусинск (67 %)), 5 муниципальных районах (Ачинский (63 %), Емельяновский (85 %), Ермаков- ский (69 %), Кежемский (53 %), Манский (68 %)).
В Красноярске функционирует 5 муниципальных учреж- дений культуры клубного типа, которые испытывают дефи- цит площадей для ведения клубной деятельности, в том числе для работы клубных формирований. В новых густонаселён- ных микрорайонах Красноярска (Взлётка, Покровский, Се- верный, Солнечный, Пашенный и др.) учреждения культуры клубного типа отсутствуют.
В постсоветское время была утрачена система госу- дарственных клубов по месту жительства — структурных подразделений учреждений, предприятий, организаций или самостоятельных юридических лиц, созданных для удов- летворения культурно-досуговых потребностей населения
20
в процессе совместной общественно значимой деятельности в свободное время.
Именно клубы по месту жительства могли бы решить проблемы организации досуга, направленного на развитие интересов, способностей, активной познавательной, куль- турно-творческой деятельности взрослых и детей, профилак- тики и предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вовлечение в культурно-досуговую деятельность
населения трудоспособного возраста
Одновременно с активным вовлечением в работу клуб- ных учреждений детей, молодёжи и людей пожилого возраста неохваченной остаётся значительная часть взрослого населе- ния трудоспособного возраста.
В 2020 году общее количество участников клубных фор- мирований возрастных категорий «дети до 14 лет» и «моло- дёжь от 15 до 35», «граждане старшего возраста» составило
81 %. Соответственно, процент трудоспособного населения, занятого в клубных формированиях, составляет всего 19 % от общего числа участников. Эта ситуация обусловлена рядом факторов, в числе которых:
количественное и качественное несоответствие культур- ных предложений клубных учреждений потребностям и воз- можностям различных возрастных и профессиональных групп населения;
недостаточное разнообразие культурно-просветитель- ных форм работы клубных учреждений и, соответственно, от- сутствие интереса к их посещению у интеллектуально зрелой части трудоспособного населения;
слабая конкурентоспособность муниципальных клубных учреждений по сравнению с коммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере досуга;
21
недостаточное использование современных технологий культурно-досуговой деятельности в клубных практиках;
отсутствие взаимодействия государственных и муници- пальных учреждений культуры с самоорганизованными досу- говыми объединениями (коммуникативными сообществами и досуговыми корпорациями).
Система межведомственного взаимодействия
В настоящее время остаётся актуальной проблема разоб- щённости учреждений разной ведомственной принадлежно- сти, имеющих сходные целевые ориентиры.
Несмотря на большое количество некоммерческих орга- низаций, осуществляющих деятельность в сфере досуга, со- храняется недостаточная активность и слабая вовлечённость общественных институтов в реализацию задач государствен- ной культурной политики.
Эффективная система межведомственного взаимодей- ствия, объединяющая государственные организации различ- ной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт, здравоохранение, социальная политика, правоохрани- тельные органы и др.), а также негосударственные (коммер- ческие и некоммерческие) организации и индивидуальных предпринимателей, будет содействовать улучшению комму- никативной, просветительской и методической составляю- щих деятельности клубных учреждений в организации досуга населения.