Файл: Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, условия и предпосылки государственного вмешательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. Государственная политика ее особенности, налогообложения и механизм государственной поддержки

    1. Государственная политика в области развития малого бизнеса, особенности его налогообложения и льготы для малых предприятий

Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики и в конечном счете высокий уровень жизни населения.

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвитие в условиях рынка. Во всех странах мира — в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского континента — идет мощная волна поддержки и развития малых предприятий. Вся Европа и в особенности страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной поддержке малого бизнеса.

В США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы: Администрация малого бизнеса (АМБ); специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.

Помимо этого действует широкая сеть специальных учреждений в органах местной власти.

АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около 1 тыс. чел., предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги:


обеспечивает финансовую поддержку;

содействует в получении заказов;

оказывает различного рода бесплатные консультации.

АМБ полномочны гарантировать коммерческим банкам до 90%

кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд долл.

Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих, в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями. И если в начале 70-х гг. подобные курсы функционировали не более чем в 20 учебных заведениях, то спустя 20 лет таких заведений насчитывалось уже около 500. Для предпринимателей издается специальная литература, помогающая им в их деятельности. Так, специалистами АМБ, например, подготовлено практическое пособие, «Энциклопедия малого бизнеса, или как начать свое дело», изданное в России.

В других развитых странах малый бизнес также находит довольно существенную поддержку со стороны этих государств.

Что касается России, то в нашей стране еще не создана действенная система поддержки малого бизнеса, поэтому в нынешних условиях представители малого предпринимательства оказались в весьма сложном положении, которое определили следующие причины:

отсутствие целенаправленной государственной политики по отношению к малому предпринимательству и системного подхода к решению его проблем. Общим мнением стал тезис, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике;

неурегулированность правовых отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свертыванию деятельности множества малых структур;

недооценка государством малого предпринимательства как равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и мобильного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Предприниматели не имеют каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и налоговой системах, в таможенной защите, испытывают значительные препятствия в развитии бизнеса, действуют в необычайно тяжелых условиях для выживания. Для малого предпринимательства становится невыгодным какая-либо деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве;


государство фактически отказалось защищать мелкого собственника и его имущество от преступного мира, оставив его один на один с организованной преступностью — рэкетирами, шантажистами, грабителями;

противоречивыми являются отношения представителей малого предпринимательства с местной властью. С одной стороны, малое предпринимательство становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает сектору малого предпринимательства некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от решений представительных и исполнительных органов местной власти.

Следовательно, неурегулированность отношений представителя малого бизнеса с государством и властью, стремление последней не столько организовывать и стимулировать развитие малого предпринимательства и защищать его представителей, сколько использовать для получения денег в казну, делают малого предпринимателя бесправным и беззащитным. При продолжении такой политики он может оказаться среди наиболее горячих сторонников изменения характера власти и государственной политики, а от его общественного, политического поведения будут зависеть возможность и эффективность проведения экономических реформ.

Поэтому на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.

Нельзя сказать, что в нашей стране ничего не делалось и не делается в области малого бизнеса.

Формирование механизма государственной и общественной поддержки малого предпринимательства в России в первой половине 90-х гг. осуществлялось путем создания исполнительных органов и законодательной базы в области малого бизнеса.

Основные элементы механизма поддержки малого бизнеса в России были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11.05.1993 г. №446.

Следует особо подчеркнуть значение для развития малого бизнеса Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» и постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994—1995 гг.» от 29.04.1994 г. № 409.


Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Правительством РФ. Средства этого фонда формируются за счет средств федерального бюджета, а также других источников. Федеральный фонд поддержки является заказчиком федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Помимо Федерального фонда в России действуют государственные и муниципальные фонды, созданные соответствующими государственными органами и органами местной власти. В настоящее время насчитывается около 70 фондов поддержки малого бизнеса, сформированных органами исполнительной власти субъектов РФ. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ.

Необходимо отметить, что, кроме Федерального фонда поддержки, существует также Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда, образованного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 г. № 65, направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствуя освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а также созданию малых наукоемких предприятий — инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.

На региональном уровне государственная поддержка малого бизнеса осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями местного самоуправления. Положительную роль в развитии малого бизнеса призваны играть федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 29.04.1994 г[9]. была одобрена первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на два года (1994—1995). В ней была предпринята попытка создания основных предпосылок для формирования необходимой для деятельности субъектов малого бизнеса среды. В соответствии с поставленными задачами в программу были включены меры по созданию финансовой и базовой инфраструктуры поддержки малых предприятий, информационному и кадровому обеспечению, содействию их внешнеэкономической деятельности, технологической помощи, включая лизинговые операции. Узловым блоком стала программа нормативно-правовой поддержки, ориентированная на принятие необходимых законодательных актов. Большинство предусмотренных этой программой документов было подготовлено и принято, в их числе Закон РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».


Первая программа была ориентирована на мероприятия федерального уровня, обеспечивала формирование базисных элементов институционной среды, создание необходимых правовых, финансовых и организационных условий становления малого бизнеса.

Механизмы государственной поддержки малого бизнеса в Ростовской области

Сейчас предпринимателей все больше интересуют поддержка малого бизнеса в 2015 году по госпрограммам. Существует три уровня любой государственной программы поддержки: федеральный, региональный и муниципальный. При этом федеральная программа зачастую лишь описывает лишь порядок предоставления, а исполняется она на региональном уровне. Более запутанная система с муниципалитетами. Там тоже существуют программы, полностью идентичные программам региона, но только денег на них у города нет. Программы финансируются из регионального бюджета, тем самым получается двоякая ситуация. Можно попытаться получить поддержку на муниципальном уровне, не справиться с задачей, но получить ее на региональном уровне. Парадокс, который объясняется очень просто: на местном уровне гораздо выше коррупция в сфере распределения финансов. Если предпринимателю необходима финансовая помощь, которую может предоставить местный уровень, то лучше обратиться на уровень региона. Если же компании необходимы средства, которые способен предоставить только регион, то имеет смысл обратиться на уровень федерации. Любые программы распределяются на два подраздела: бесплатные и платные. Можно добавить еще и третий – условно-бесплатные, но это неофициальное обозначение. Бесплатные программы есть, и региональные правительства стараются их реализовывать. К ним относится информационно-консультативное сопровождение предпринимателей, различного вида субсидии, помощь начинающим предпринимателям, предоставление помещений и территорий для ведения хозяйственной деятельности, снижение налогов и налоговые каникулы. Платные формы подразумевают под собой то, что за полученную помощь предприниматель заплатит. К этим формам поддержки можно отнести льготные кредиты, осуществляемые через банки партнеры, поручительство по кредитам, выдача микрозаймов в размере до миллиона рублей.

Несмотря на привлекательные условия для предпринимателей, микрозаймы не пользуются большой популярностью. Связано это с малым сроком возврата займа. Обернуть за один год миллион рублей способны компании с высоким оборотом. Для всех остальных ежемесячная выплата в 110 тысяч рублей может оказаться тяжелой ношей. В связи с этим основной упор государственной поддержки идет на начинающих предпринимателей. Вместо того чтобы помочь сохранить крупные, работающие производства, государство вкладывает деньги в появление новых предприятий.