Файл: Общение как взаимодействие(ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по II главе

Проведенное исследование дает основание утверждать, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством в формировании положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Ведь игра является ведущим видом деятельности в данном возрасте.

В игре дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать друг с другом, примерять на себя другие роли.

Проведенное нами исследование показало, что игровая деятельность является эффективным способом развития навыков общения старших дошкольников.

Особенностями общения детей данной возрастной категории являются следующие:

– дети могут играть длительно, увлеченно, сосредоточенно;

– разговаривают спокойно, вежливо просят и предлагать товарищу свою игрушку;

– могут уступить свою роль;

– оказывают помощь;

– проявляют сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под межличностными отношениями понимается:

– непосредственные связи и отношения, складывающиеся в реальной жизни между живыми индивидами, которые мыслят и чувствуют. Иными словами – это отношения реальных людей в их реальном общении;

– специфический вид отношения человека к человеку, который предоставляет возможность непосредственного одновременно не отложенного личностного отношения в ответ;

– психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, которые сопровождаются чувством симпатии-антипатии и могут быть оценочными и действенными, то есть реализовать взаимодействия.

Человеческие отношения предполагают связь как минимум между двумя индивидами, а их характер зависит от характеров и психологических особенностей участников. В то же время отношения, в которых реализуется субъективный психологический фактор, накладывают своеобразный отпечаток на определенную социальную ситуацию.

Итак, природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, поскольку они основываются, возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

В основе межличностных отношений лежит общение, которое занимает важное место в жизни каждого человек.

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленная на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.


Понятие «общение» употребляется в психологической литературе в разных значениях:

- как обмен мыслями, чувствами, переживаниями;

- как одна из разновидностей человеческой деятельности;

- как специфическая, социальная форма информационной связи;

- как взаимодействие, отношения между субъектами, которые имеют диалогический характер.

Общение выполняет в обществе функции объединения индивидов и их развития, позволяет трактовать его одновременно и как реальность общественных отношений, и как реальность межличностных отношений. В межличностных отношениях оно необходимо для существования самых разнообразных отношений между людьми.

Таким образом, проанализировав все выше изложенное, мы можем сделать вывод, что межличностные отношения формируются в процессе длительного общения и взаимодействия между людьми. Отношения мы можем определить как целостную систему личностных связей индивидуума с различными сторонами объективной действительности, состоящая их 3 связанных компонентов, таких ка отношение человека к людям; отношение человека к себе; отношение человека к предметам внешнего мира.

Анализ высказываний детей показал следующее: в обследуемой группе 2 детей (17 %) имеют статус «отверженного», 2 детей (17%) – статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.

В обследуемой группе преобладали дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» – 7 детей (58%, которые по наблюдениям проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.

Среди популярных детей в коллективе (статус «звезды») выявлен 1 ребенок (8%). Сверстники характеризовали его следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает».

Анализ результатов методики «Капитан корабля» по выявлению особенностей взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок» показал, что группа старших дошкольников не однородна по своему составу. Основную стабильную группу составили предпочитаемые дети, то есть дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы. В данную группу вошли 50,0% старших дошкольников. Другие 50,0% выборов распределилась между: 25,0% популярными, 25,0% изолированными, отвергаемыми детьми. Уровень сформированности взаимоотношений между детьми можно определить как ниже среднего.


Результаты методики «Наблюдение в свободной деятельности» позволили нам определить, что ярко выраженной инициативностью обладают только 33,0% дошкольников, у 17,0% детей обследуемой группы инициативность проявляется ситуативно. 50,0% старших дошкольников показали ровные эмоционально устойчивые взаимоотношения со сверстниками.

Согласно методике «Картинки» в группу с высокими показателями мы отнесли 59,0% детей. В группу со средними показателями были отнесены 33,0% детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому. В группу с низкими показателями были отнесены 8,0% детей, не имеющих четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому. Дети выбирали ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.

Нами была разработана программа «Играй-ка», в которой содержание и тематика различных сюжетно-ролевых игр представлены как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса.

По результатам проведенного наблюдения после внедрения программы мы можем сказать, что дети стали принимать участие в совместной игре, организованной товарищем; играть длительно, увлеченно, сосредоточенно; разговаривать спокойно, вежливо просить, предлагать товарищу свою игрушку, уступать роль, оказывать помощь; проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.

Можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством в формировании положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, мы делаем вывод, что общение является важным компонентом развития личности детей старшего дошкольного возраста.

Дети шести лет уже больше общаются со сверстниками, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Им важно мнение сверстников.

Поскольку игра является ведущей деятельностью у детей старшего дошкольного возраста, то формирование навыков общения, да и непосредственно сам процесс общения происходит в игре.

Проведенное исследование показало, что сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Наше мнение таково, что взрослые (и родители, и педагоги) должны способствовать развитию умений и навыков общения. Для этого необходимо:

– в учебно-воспитательном процессе использовать различные игровые задания и упражнения;


– общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками должно носить систематический характер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьєв. – СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 376 с.
  3. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: 2013 – С. 308.
  4. Васянович Г. П. Педагогическая этика: учеб. пособие / Г. П. Васянович. – СПб, 2015. – 344 с.
  5. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003.
  6. Власова О. В. Исследование абстрактного мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста / О. В. Власова, Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 25-35. URL: http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/156/6093/ (дата обращения: 27.05.2016).
  7. Горбатенко А. C. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности / А. С. Горбатенко [WWW-документ]: URL http://www.psichology.vuzlib.net/book_o184_page_28.html.
  8. Заветный С. А. Без творческого общения нет философии, а без философии нет творческого общения / С. А. Заветный // Философия общения. — 2012. — №2. — С. 21–27.
  9. Киселева Э.Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. – 2014. – №1. – С. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1(дата обращения: 27.05.2016).
  10. Кодермятов Р.Э. Общение как важнейшее условие развития личности в социуме / Р.Э. Кодермятов, Н.А. Тумакова, Е.В. Павловская // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1213-1216. URL: http://www.moluch.ru/archive/91/19841/(дата обращения: 27.05.2016).
  11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  12. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2015. – 446 с.
  13. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – С. 74.
  14. Куликова Л.А. Возрастные особенности детских страхов // Сайт «Психологи». URL: http://www.b17.ru/article/17497/(дата обращения: 27.05.2016).
  15. Ларкин В.Р. Особенности развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью воспитывающихся в семье / В.Р. Ларкин // Дефектология. – 2013. – № 3. – С. 51–54.
  16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 2012. – 302 с.
  17. Лепихова Л. А. Межличностные отношения / Л. А. Лепихова // Психология личности: Словарь-справочник / Под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2012. – С. 71-72.
  18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2014. – 276 с.
  19. Литовкина А.В., Еремина О.Н., Хайминова А.В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 705-707. URL: http://www.moluch.ru/archive/101/22714/(дата обращения: 27.05.2016).
  20. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 2012. – 478 с.
  21. Межличностные отношения // Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д : «Феникс», 2012.
  22. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 392с.
  23. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В. Н. Мясищев // Психология личности. – Т.2. – Хрестоматия. – Самара: Изд. дом "БАХРАХ", 2012. – 206 с.
  24. Неверова А. А. Уровневая характеристика показателей отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1339-1342. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/90/18490/.
  25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  26. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – К.: Лыбидь, 2013. – 191 с.
  27. Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 2013. – 280с.
  28. Панфилова А. П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2013. – С. 23.
  29. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. Э.А. Юсупянц. – Ростов н/Д., 2012.
  30. Петровский А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 496с.
  31. Поливанова К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками / К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 2012. – 284с.
  32. Психологическое развитие в дошкольном возрасте // Сайт RMS. URL: http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/13.html(дата обращения: 27.05.2016).
  33. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2012. – 211с.
  34. Сергеенкова А. П. Общая психология: Учеб. пособие / Сергеенкова А. П., Столярчук А. А., Коханово А. П., Пасека А. В. – М.: Центр учебной литературы, 2012. – 296 с.
  35. Скрипченко А. В. Общая психология: Учебник / А.В. Скрипченко. – М.: Каравелла, 2013. – 464 с.
  36. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 342с.
  37. Урсу Н. М. Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 67-71. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/98/4498/(дата обращения: 27.05.2016).
  38. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 304с.
  39. Хатаева Т.Р., Гордиенко Н.В. Исследование процесса формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста при- и не- включении ребенка в проектную деятельность // Молодой ученый. – 2016. – №5.1. – С. 38-41. URL: http://www.moluch.ru/archive/109/26306/(дата обращения: 27.05.2016).
  40. Шингаркина Д.А. Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста / Д.А. Шингаркина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 60. – С. 511.
  41. Щедрина О. Д., Бирюкова Г. А. Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 86-87. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/150/7972/(дата обращения: 27.05.2016).
  42. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – С. 132.
  43. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 360 с.
  44. Ackoff R. L. and Emery F.E. On Purposeful Systems. Chicago: Aldine, 2012. – 228 р.
  45. https://lib.nspu.ru/umk/88c7f42f1e5f9e32/t10/ch5.html (дата обращения: 27.05.2016).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика № 1 Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).

Цель: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников.

Материал: рисунок корабля

• Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?

• Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?

Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Критерии и оценка результатов:

• популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);

• предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);

• изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);

отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).

Приложение 2

Методика № 3 Наблюдение в игре (А.И. Анжарова)

Цель: выявить особенности проявление отклонений в поведении детей в процессе игры;

- причины возникновения конфликтов;

- особенности поведения детей в конфликтной ситуации;

- острота конфликтов;

- способы разрешения конфликтных ситуаций;

Приложение 3

Методика № 5 «Картинки» (Калинина Р.Р)

Цель: изучение отношения ребенка к конфликтной ситуации;

Материал: сюжетные картинки

• Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

• Девочка сломала у другой девочки её куклу.

• Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

• Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.

Критерии и оценка результатов: В качестве критерия в оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию:

• избегание конфликтной ситуации;

• агрессивная реакция при разрешении конфликтной ситуации;

• вербальная реакция на конфликтную ситуацию;

• продуктивный способ разрешения конфликтной ситуации.

В протоколе фиксировалось количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Подсчитав количество баллов.