Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Анализ перспектив развития индустрии спорта в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что индустрия спорта во всех ее проявлениях в значи­тельной степени подвержена внешним факторам и зависит от экономической ситуации в стране. Этой отрасли важны как финансовая поддержка государ­ства, так и спонсорская помощь, а определенное направление политики развития спорта в России.

1.3 Характеристика профессионального спорта как экономического фактора спортивной индустрии

Профессиональный спорт, как и всякая элитная группа, составляет малую величину от основной массы спортсменов и физкультурников и не превышает обычно отметку в 0,1-0,5 %. В то же время по своей затратности и объему обращающихся денежных средств он, как правило, многократно превосходит любительский спорт и составляет ныне весомую часть мировой экономики. Как отрасль экономической деятельности, профессиональный спорт производит для потребителей продукт в виде зрелищных услуг. Зрители получают психологическое удовлетворение от потребления спортивно-зрелищных услуг и потому готовы оплачивать их. При этом, чем выше качество предоставляемых услуг (что выражается в престиже соревнований), тем выше их цена.

Исключительность продукта профессионального спорта в экономике заключается в следующих специфических чертах: в элементах постоянной новизны (спортивные соревнования - всегда новое зрелище, которое практически никогда не повторяет предыдущее); в элементах сохраняемости услуги (принято считать, что услуга не может сохраняться, то есть момент ее оказания, и потребления совпадают во времени); в массовости, коллективности потребления (соревнования профессиональных спортсменов практически всегда проходят в присутствии множества болельщиков, привлекают повышенное внимание электронных и печатных СМИ).

В силу своей высокой внутренней конкурентности, требующей постоянных высоких результатов и нагрузок, время пребывания спортсменов в системе профессионального спорта ограничено. Средний возраст выхода спортсменов из профессионального спорта существенно варьируется в зависимости от видов спорта, но в среднем не превышает 35-37 лет. Это обстоятельство имеет для экономики профессионального спорта существенное значение, так как при достижении возрастного порога спортсмен снижает свои скоростные и силовые показатели, а вместе с ними снижается и качество предоставляемой спортсменом услуги. Уход из профессионального спорта связан для спортсмена с потерей источника доходов и утратой привычных условий жизни. А это обстоятельство влечет за собой следующие выгоды:


  1. Спортсмен-профессионал должен за относительно непродолжительный период активных выступлений накопить достаточный капитал, чтобы после завершения спортивной карьеры не снижать уровня благосостояния.
  2. Государству следует учитывать специфику труда спортсменов- профессионалов и обеспечивать или социальное страхование.
  3. Работодатели обязаны принимать во внимание относительную краткосрочность работы спортсмена в профессиональном спорте и закладывать издержки и риски в зарплату и социальный пакет. [5, С. 134]

Рассматривая экономические отношения в сфере профессионального спорта, необходимо отметить особую систему трудовых отношений, существующих на рынке труда спортсменов-профессионалов, которая не имеет аналогов для иных профессий и рынков.

К основным характерным чертам рынка труда профессиональных спортсменов относятся: особый вид товара, особая система отбора и найма профессиональных спортсменов, специальная система ценообразования, особая система посредничества. Агенты на рынках труда профессиональных спортсменов выполняют такие функции, как поиск новых работодателей, спонсоров и рекламодателей, обговаривают со сторонами условия заключения контрактов, сроки трудовых соглашений.

Таким образом, агенты на современном рынке труда спортсменов- профессионалов представляют необходимый элемент «перелива» трудовых ресурсов от одних работодателей к другим. Спорт - это одна из немногих отраслей, где Россия все еще конкурентоспособна. И сегодня физическая культура, спорт, профилактика и реабилитация - это как раз и есть те понятия, которые тесно увязаны с успехами любого современного общества.

Глава 2. Анализ перспектив развития индустрии спорта в Российской Федерации

2.1 Состояние и перспективы развития индустрии спорта с позиций маркетинга

Спорт - один из видов деятельности современного трудоспособного населения, который имеет глобальную направленность развития. Он, по мнению современных авторов, стал самой распространенной формой современной культуры, способствующей обогащению личности.


Современная жизнь создала мощные стимулы к активному занятию спортом, вызвала интерес людей к зрелищным мероприятиям. Стремление к самосовершенствованию реализуется спортсменом в большинстве случаев через помощь тренеров и преподавателей, которых готовят многочисленные вузы физической культуры или соответствующие факультеты и кафедры[3, С.105 ]. Здоровье является главным вектором, определяющим гармоничное развитие личностных качеств индивида, его успешность и плодотворность в профессиональной карьере, что интегрирует общее жизненное благосостояние. В этой связи многие члены современного общества, ориентируясь на перфекционизм, осознали психологическую необходимость в занятиях спортом как восстановительного, любительского, либо профессионального.

Спортивная индустрия требует постоянного изучения, четкого управления и контроля различных ее сфер как со стороны государства и широкой общественности, так и со стороны спортивных руководителей, при этом главным инструментом выступает маркетинг, который позволил выявить ряд трудностей, препятствующих стабильному ее развитию:

-Росстат опубликовал оценку численности населения страны на начало 2014 года, которая составила 143,6 млн человек, что на 300 тыс. больше, чем год назад. При этом, средние показатели продолжительности жизни в нашей стране начали расти, хотя и крайне неустойчиво и неравномерно. Эксперты полагают, что к 2025 году они могут повыситься до 75 лет. Но и эта положительная тенденция имеет свою проблемную сторону - старение населения[3];

-сокращение рождаемости и увеличение семей с одним ребенком, что значительно снижает возможность появления новых ярких дарований на спортивной арене;

-высокие цены на спортивные атрибуты, индивидуальные занятия и многое другое;

-появление конкурентных различных интернет-развлечений, в числе которых игры и виртуальные общения;

-спортивная индустрия испытывает острый дефицит управленческих кадров.

Не смотря на ряд возникших трудностей можно выделить следующие стремительно развивающиеся сегодня спортивные рынки [14, С.5]:

-рынок ориентированных на прибыль продавцов спорта, представленный многочисленными оздоровительными, танцевальными, гимнастическими студиями и спортивными школами;

-рынок товаров для спортивного туризма, т.е. туризма с использованием технических приборов и приспособлений при наличии соответствующей инфраструктуры (горные лыжи, серфинг, гольф);

-рынок продавцов спортивных тренажеров, оборудования, одежды. Этот рынок развивается не потому, что увеличивается интерес к спорту, а потому, что спортивность, спортивный стиль - неотъемлемые составляющие современной жизни;


-рынок спортивных мероприятий, программ в средствах массовой информации;

-рынок коммерчески организованных спортивных событий, проводимых клубами, федерациями, Олимпийским комитетом (Олимпийские игры, чемпионаты, турниры, мемориалы и т.п.);

-рынок спортивного спонсорства и рекламы[8, С. 22].

Следует отметить, что совокупные темпы годового роста российского спортивного рынка в 2011-2015 годах, по словам Роберта Грумана, составили 4,6%. Доходы всей мировой спортивной индустрии возросли благодаря более благоприятным экономическим условиям, восстановлению объемов телевизионной рекламы, расширению использования платного телевидения для показа спортивных соревнований и возобновлению спонсорской деятельности финансовыми и автомобильными компаниями. Российский спортивный рынок пока еще не столь фрагментирован и находится в стадии становления. Результаты проведенного исследования о перспективах развития мировой индустрии спорта свидетельствуют о том, что спонсорство является самым быстрорастущим источником доходов индустрии спорта как во всем мире, так и в отдельных странах. Самые крупные доли доходов достанутся тем клубам и организациям, которые смогут разработать инновационные стратегии интеграции своих спонсоров в процесс взаимодействия с болельщиками для получения последними более ярких впечатлений от спортивного мероприятия, а также разработать более совершенные методы оценки для демонстрации доходности инвестиций от спонсорства[5, С. 62].

Доход от продажи билетов: посещение мероприятий активно набирает популярность по всему миру. В зрителях растет желание стать частью живого выступления, будь то развлекательное мероприятие или спортивное соревнование. Необходимо подумать на тем, как превратить спортивные события в России во что-то более похожее на комплексное развлекательное мероприятие. В нашем регионе доход от продажи билетов снизился на 1.9% в 2009 году и на 1% в 2010 году. Однако в ближайшие два года ожидается, что проведение крупных событий приведет к увеличению доходов от продажи билетов в ЕБВА (Европа, Ближний Восток и Африка) предположительно на 2% в год. Ключевым фактором роста здесь является оптимальное соотношение цены и качества - как с точки зрения ценообразования, так и с точки зрения дополнительной выгоды в виде развлечений.

Спонсорство. Спонсорство является самым быстрорастущим источником доходов в спортивной индустрии. В последнее время количество спонсорских соглашений постоянно росло: 1100 соглашений в 2008 году, более 1300 в 2009 году, более 1600 в 2010 году. К 2015 году ожидается увеличение объемов на 5% как на международном уровне, так и в регионе ЕБВА.


Наиболее привлекательными для спонсоров являются предложения, связанные с крупными спортивными мероприятиями. В этом отношении огромный успех имеет проект «Сочи 2014», который установил новый стандарт получаемого спонсорского дохода в крупных мероприятиях. На сегодняшний день этот стандарт равняется 1,2 млрд долларов США. Возможно, масштабы спонсорской деятельности, осуществляемой в России огромным количеством международных игроков в эпоху крупных спортивных событий в России, даст местным игрокам шанс повысить уровень и качество спонсорства, помогая таким образом обеспечить сохранение привлекательности этого предложения и по завершении периода крупных мероприятий.

Права на трансляцию. К 2015 году в данном сегменте рынка ожидается общий рост в размере 4% в год. Однако в данном секторе правообладателям приходится решать сразу две задачи: во-первых, успевать за постоянным появлением инновационных решений с целью обеспечения максимального вовлечения зрителей в атмосферу спортивных соревнований, расширения возможностей для просмотра событий за счет использования множественных платформ и «погружения» зрителей в спортивное событие, а во-вторых, поддерживать контроль над тем, как/где/кто потребляет спортивный контент с целью монетизации этого контента.

Мерчандайзинг. По всему миру ожидается сохранение умеренных темпов роста в данном секторе в размере 2,6% . Здесь интерес представляют розничные онлайн-продажи. Ощущается резкий скачок в интернет-торговле, однако исследование PwC показало, что на онлайн-сектор относится лишь 8% общего рынка розничных продаж. Как ожидается, эти показатели будут расти по мере привыкания покупателей к совершению покупок в режиме реального времени. По результатам нашего исследования было выявлено, что в 2007 году лишь 4% покупателей совершали онлайн-покупки более 1 раза в неделю, в то время как в 2010 году эта цифра выросла до 14%.

Во всем мире сегодня наблюдается все более тесное сближение индустрии спорта и индустрии развлечений, так как оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, изменяющих и формирующих способы проведения досуга. И эта новая цифровая реальность вносит существенный вклад в глобализацию как самой индустрии, так и отдельных видов спорта.

Становление физической культуры страны тесно связано с уровнем социально-экономического развития общества. Наиболее эффективно индустрия спорта функционирует в высоко развитых странах, где в данной отрасли сосредоточена значительная часть ресурсного потенциала. Концепция развития России как социального государства предполагает, что спортивная составляющая в нашей стране в перспективе должна занять одно из важнейших мест.