Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Анализ перспектив развития индустрии спорта в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ индустрии спорта в Российской Федерации
1.1 История развития индустрии спорта в России
1.2 Взаимодействие индустрии спорта и политики министерства спорта РФ
1.3 Характеристика профессионального спорта как экономического фактора спортивной индустрии
Глава 2. Анализ перспектив развития индустрии спорта в Российской Федерации
2.1 Состояние и перспективы развития индустрии спорта с позиций маркетинга
Немного похожими на рассматриваемый в статье случай выглядит отстранение сборных
Болгарии по тяжелой атлетике в 2008 и сборной Ирана в том же виде спорта в 2006 году.
В сентябре 2006 года, за четыре дня до начала чемпионата мира, была дисквалифицирована вся сборная Ирана по тяжелой атлетике, одна из сильнейших в мире в этом виде спорта. Из 11 иранских тяжелоатлетов в применении допинга были уличены девять.
В июне 2008 года вовлеченной в допинговый скандал оказалась сборная Болгарии. Федерация тяжелой атлетики Болгарии объявила, что болгарские тяжелоатлеты не выступят на летней Олимпиаде в Пекине. 11 спортсменов не прошли допинг-тест, который проводился в тренировочном лагере национальной команды 8-9 июня. В допинг-пробах тяжелоатлетов обнаружен запрещенный препарат метандие- нон. С Олимпиады были сняты обе команды- и мужская, и женская.
Но, конечно, имеется ключевое отличие: обе сборные были дисквалифицированы национальными антидопинговыми агентствами. В отношении антидопинговой системы страны не последовало никаких разбирательств со стороны международных организаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемый допинговый скандал с участием российских спортсменов является беспрецедентным.
Статистика ВАДА по зафиксированным нарушениям за 2014 год выглядит следующим образом: наибольшее количество нарушений зафиксировано РУСАДА — 110 случаев из 12 556 отобранных проб; затем в Бельгии — 71 случай из 2400; на третьем месте Франция — 66 случаев из 7 434 проб.
Представленная статистика не может служить основанием к заявлению, что в России проблем допинга больше, чем во всех других странах. Если взять процентное соотношение количества положительных от общего количества отобранных проб, то у 52 стран процент нарушений антидопинговых правил будет выше, чем в России. Наибольшее соотношение нарушений антидопинговых правил зафиксировано на Украине — 50%. Если брать европейские НАДО, то это Словакия — 3,2%, Турция — 2,7%, Бельгия — 1,6%. У России данный показатель составляет 0,9%. Тем не менее расследований в отношении Украины ни одна международная спортивная организация не проводила.
2.3 Тенденции развития спорта в России
В России индустрия спорта только вступает в фазу своего развития, но сделано многое. В нашей стране спорт был действительно зрелищным, массовым видом, доступным каждому человеку. Понятия «спорт» и «здоровый образ жизни» неразрывно связаны, все занимались спортом, чтобы быть здоровыми. Но времена меняются, меняется и отношение к спорту. В конце XX века модернизация охватила и российский спорт, нам нужно было шагать в ногу со временем, ибо после распада СССР в спорте образовалась огромная брешь: отъезд спортсменов, тренеров, потеря спортивных сооружений, ликвидация спортивных учреждений и многое другое. С распадом СССР рушились многолетние связи с бывшими советскими республиками, необходимо было фактически заново строить спортивный мир нашего нового государства России. После олимпиады 1992 года в Барселоне, где в последний раз выступала объединённая сборная СНГ, наша страна оказалась в незавидном положении, необходимо было предпринимать какие-то управленческие действия, выводить спорт на более качественный уровень .
Ситуация коренным образом начала меняться в начале XXI века. И здесь большую роль сыграло государство, в последние годы сделан большой прорыв в развитии индустрии спорта . Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства .
За последние годы наметилось изменение общей структуры бюджетных затрат на функционирование спортивных школ:
- меньше стало тратиться денег на аренду спортивных сооружений.
Развитие физической культуры и спорта Центрального федерального округа определяется Стратегией социально-экономического развития на период до 2020 года. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540 -р г. Москва). Государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на повышение заинтересованности населения в регулярных занятиях физической культурой и спортом, пропаганду спорта как основы здорового образа жизни.
В Северо-Западном федеральном округе развитие физической культуры и спорта определяется Стратегией социально-экономического развития Северо-западного федерального округа на период до 2020 года (распоряжение правительства РФ от 18 ноября 2011 г. № 2074-р). Прогнозируется, что доля жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Северо¬Западного федерального округа возрастет до 25-27% к 2020 году. Важное значение будет иметь внедрение механизмов государственно-частного партнерства с целью привлечения инвестиций.
Исходя из данной Стратегии, государство до 2020 года разработало комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.
Партнерское взаимодействие государства, спортивных организаций и бизнеса может помочь создать смешанные каналы финансирования российского спорта, сохранив при этом интересы каждого из участников этого партнерства. Государство на современном этапе заинтересовано в том, чтобы в стране работала пропаганда здорового образа жизни, ибо здоровье нации в конечном итоге влияет и на престиж страны на международной арене, и на повышение экономического потенциала страны. Необходимо начинать с создания благоприятных условий и сопутствующей инфраструктуры в развитии детского, массового и оздоровительного спорта.
Государство сегодня активно привлекает такие крупные госкорпорации, как «Газпром», «Роснефть», ВТБ и другие для привлечения капиталовложений в индустрию спорта. Спорт является самой благоприятной средой для продвижения своей продукции, поиска новых рынков сбыта и новых
покупателей, а также формирует максимум позитивных эмоций для положительного восприятия рекламируемых продуктов и услуг по сравнению с другими каналами продвижения .
Однако многие предприятия спорта зависят от политики Министерства спорта РФ. К примеру, производители, ориентированные на гос. закупки, остро реагируют на сокращение бюджета в отношении спортивной индустрии. Само же государство, посредством ответственных структур, является активным участником индустрии спорта. Так, согласно отчету Министерства спорта РФ, за 2015 год были достигнуты основные запланированные результаты. Привлечено к систематическим занятиям физической культурой и спортом 36 млн человек, из которых более 540 тыс. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. До 270,5 тыс. единиц увеличена сеть спортивных сооружений, доступных для различных категорий и групп населения, 18% из них адаптированы для возможности занятия спортом инвалидов. Сеть спортивных сооружений способна единовременно принять свыше 7 млн человек. Обеспечены успешная подготовка и проведение многих мероприятий с участием спортивных сборных команд Российской Федерации.
Индустрия спорта во всех ее проявлениях в значительной степени подвержена внешним факторам и зависит от экономической ситуации в России. Этой отрасли важны как финансовая поддержка государства, так и спонсорская помощь, определенное направление политики развития спорта в России.
Условием успешного партнерского взаимодействия спортивных организаций с бизнесом является наличие высококвалифицированных спортивных менеджеров . Таких специалистов, к сожалению, мало, но это является стимулом для развития отечественного спорта. Ведь не только государство должно продвигать интересы спорта на рынке, сами спортивные федерации, клубы, лиги, ДЮСШ во главе с Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ. Таким образом, работа с бизнесом является огромным резервом для формирования устойчивых и необходимых бюджетов спортивных соревнований и спортивных организаций.
Индустрия спорта интенсивно развивается в России как новая сфера предпринимательской деятельности, в которой объективно присутствуют все необходимые признаки целостной отрасли экономики, что позволяет рассматривать ее как отдельную сферу экономики.
Основной услугой в оздоровительном сегменте индустрии спорта является спортивно-оздоровительная услуга, которую оказывают населению спортивно-оздоровительные и фитнес-клубы. К основному товару индустрии спорта отнесены предметы спортивной атрибутики с клубной символикой, которые являются обязательным атрибутом проведения и участия спортивных организаций (федераций, клубов и команд) в спортивных соревнованиях.
Заключение
Исходя из анализа литературы и материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
В современном спортивном обществе большую роль играет индустрия спорта, особенно это заметно в странах постиндустриального общества, где спорт поставлен на коммерческую основу и из него извлекаются большие прибыли. Спорт стал полноценной отраслью экономики, куда вкладываются огромные инвестиции в развитие спортивных клубов, сопутствующей инфраструктуры. В европейских странах спорт является важной сферой предпринимательской деятельности, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной индустрии. Данные отрасли вносят налоговые поступления в бюджеты, что позволяет государству решать многие насущные социальные проблемы населения. Развитие спорта на современном этапе связано с экономикой, торговлей, правовой сферой не только в отдельных видах спорта, но и профессиональных спортсменов, интересы которых представляют спортивные агенты, менеджеры
Исходя из данной Стратегии, государство до 2020 года разработало комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Да, спорт сейчас стал профессионально коммерческим, не имеющий национальных границ, но имеющий во многих отношениях политический контекст. В нашей стране в понятие «индустрия спорта» вкладывается более широкое значение:
- создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
- разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
- совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
- развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурноспортивной деятельности;
- развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
- создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями
Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок.
Рынок спортивных товаров:
- потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;
- производители: коммерческие организации.
Рынок спортивных услуг:
- потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;
- производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерческие физкультурно-спортивные организации (секции и др.).
Предпринимательская деятельность в индустрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом.
Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных мероприятий. Для того чтобы преуспеть в данном направлении, необходимо привлечь потребителя ярким зрелищем, престижем планируемого мероприятия, положительными впечатлениями и, самое главное, спортивными результатами. Целевой аудиторией в индустрии спорта являются: зрители и болельщики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных мероприятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический результат
Основные факторы, способствующие развитию индустрии спорта:
поиск инвесторами новых проектов для вложения свободных денежных средств;
престижность владения спортивной командой;
потенциально ничем не ограниченные рынки сбыта, интернациональность спорта и возможность выхода на рынки других стран;
создание позитивного имиджа и увеличение числа клиентов;
наличие наглядных примеров успешной и прибыльной деятельности спортивных клубов, доказывающих, что спорт может выступать не только как увлечение или одна из форм социальной нагрузки, но и как полноценный бизнес;
серьезная диверсификация источников дохода, способствующая снижению рисков;
внимание к индустрии спорта со стороны государства, выражающееся в создании режима наибольшего благоприятствования для спортивных проектов, в частности, в предоставлении налоговых льгот и, что самое важное, в развитии сопутствующей инфраструктуры и вложении существенных денежных средств