Файл: Понятие, виды и правовой режим ценных бумаг (Ценная бумага как объект гражданских прав).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указание о том, что необходимо закрепить в ГК РФ общий принцип ограничения возражений должника по бумаге против требований приобретателей бумаги с учетом того, что этот принцип не должен распространяться на недобросовестного приобретателя ценной бумаги, было реализовано в п. 1 ст. 145 ГК РФ, согласно которому лицо, ответственное за исполнение по документарной ценной бумаге, вправе выдвигать против требований владельца ценной бумаги только те возражения, которые вытекают из ценной бумаги или основаны на отношениях между этими лицами. Отметим, что публичная достоверность исключает возможность возражений, основанных на отношениях, не получивших выражения в тексте самой бумаги.

Обязанное по ценной бумаге лицо вправе выдвигать против требований владельца ценной бумаги только те возражения, которые вытекают из ценной бумаги или основаны на отношениях между ними (п. 1 ст. 145 ГК РФ). Приведенное правило дополнено тем, что обязанное по ценной бумаге лицо отвечает по ней также и в том случае, если ценная бумага поступила в обращение помимо его воли. Принцип публичной достоверности прав из ценной бумаги ограничен добросовестностью ее владельца. Так, в абз. 3 п. 1 ст. 145 ГК РФ установлено, что действие принципа публичной достоверности не распространяется на случаи, если владелец ценной бумаги в момент ее приобретения знал или должен был знать об отсутствии основания возникновения прав, удостоверенных ценной бумагой (в том числе о недействительности такого основания), либо прав предшествующих владельцев ценной бумаги (в том числе о недействительности основания их возникновения), либо если владелец ценной бумаги не является ее добросовестным приобретателем. Случаи признания владельца ценной бумаги недобросовестным приобретателем указаны в ст. 147.1 ГК РФ [26, с. 42]. Таковым, например, является лицо, которое своими обманными или другими незаконными действиями способствовало утрате прав законного владельца на ценную бумагу или в качестве предшествующего владельца знало или должно было знать о наличии прав иных лиц на ценную бумагу (п. 4 ст. 147.1 ГК РФ).

Ограничение принципа публичной достоверности ценной бумаги в определенной мере накладывается п. 2 ст. 144 ГК РФ, по смыслу которого можно сделать вывод, что обязанное по ценной бумаге лицо не вправе чинить исполнение управомоченному по ценной бумаге лицу, если оно знало, что владелец ценной бумаги, которому производится исполнение, не является надлежащим обладателем права на ценную бумагу. В этой ситуации обязанное по ценной бумаге лицо должно возместить убытки, причиненные обладателю права на ценную бумагу.


По сути, принцип публичной достоверности права означает, что обладатель ценной бумаги получает право не в том виде, которое оно может существовать на самом деле, а в том, в котором оно написано на бумаге. В отличие от норм обязательственного права, когда должник, по сути, может предъявлять свои возражения в любом случае, принцип публичной достоверности прав по документарной ценной бумаге создает гарантию для третьих лиц, что ее держатель получит именно то, на что рассчитывает, получая, к примеру, складское свидетельство, чек или вексель. Введение данного принципа, на наш взгляд, благотворно повлияет на устойчивость оборота документарных ценных бумаг в России и повысит доверие к ним.

3. Способы защиты прав владельцев документарных ценных бумаг

Конституционный Суд РФ с помощью правовых позиций осуществляет процесс непосредственного прямого применения Конституции РФ [1], в том числе и в сфере защиты прав владельцев ценных бумаг, находящихся в гражданском обороте.

Если внимательно проанализировать документы Конституционного Суда РФ, относящиеся к формированию правовых позиций в сфере оборота ценных бумаг в России, то до настоящего времени еще немного исследований, которые бы давали целостную картину этого юридического феномена.

Исследователь Д.В. Петрова полагает, что «правовые позиции Конституционного Суда РФ есть нормативно-интерпретационные установления общего и обязательного характера, разрешающие конституционно-правовую неопределенность по рассматриваемому вопросу, а в нашем понимании - в сфере защиты прав владельцев ценных бумаг в гражданском обороте».

Действительно, если следовать логике Д.В. Петровой, то механизм формирования правовой позиции - процесс поступательный, который завершается принятием постановлений (определений) Конституционного Суда РФ, которые не подлежат обжалованию и исполняются немедленно.

Нельзя отрицать того факта, что в решениях Конституционного Суда РФ достаточно четко определены пределы рассмотрения дел в судах различной юрисдикции, действующих на территории Российской Федерации, а также необходимость усовершенствования действующего законодательства и нормативных актов.

Особенно остро стоит вопрос о том, когда нарушаются права владельцев ценных бумаг - акционеров ООО с понуждением принудительного выкупа акций.


В этой связи достойно внимания исследование, проведенное К.С. Забитовым [15, с. 76], который, проведя анализ более чем пятилетней практики применения норм Закона об акционерных обществах, отмечает, что «правовое регулирование института принудительного выкупа ценных бумаг миноритарных акционеров на сегодняшний день является фрагментарным: институт эффективно обеспечивает процесс вытеснения миноритарных акционеров контролирующим акционером, но крайне неэффективен в части обеспечения миноритарным акционерам возможности получить равноценную компенсацию за принудительно выкупаемые ценные бумаги». Так, судья Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиев полагает, что «институт вытеснения миноритарных акционеров в качестве ограничения субъективного права можно рассматривать как возможность принудительного изъятия (лишения) имущества миноритарного акционера, что впоследствии было подтверждено решением Конституционного Суда Российской Федерации» [30].

В то же время С.А. Бабкин считает, что «возможность принудительного выкупа ценных бумаг контролирующим акционером заложена в самом субъективном праве миноритарного акционера и, таким образом, представляет собой уточнение содержания (границ) субъективного права миноритарного акционера».

Следовательно, Конституционный Суд РФ формулирует вывод о том, что «принудительный выкуп ценных бумаг по требованию контролирующего акционера представляет допускаемое Конституцией РФ (ч. 3 ст. 55) и ГК РФ (п. 2 ст. 1) ограничение субъективных прав миноритарных акционеров. При этом институт принудительного выкупа не является способом более четкого определения (конкретизации) границ субъективного права акционера».

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что Конституционный Суд РФ правовые позиции, связанные с защитой прав владельцев ценных бумаг (акций), распространил действие (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ) на корпоративные отношения по аналогии с принудительным прекращением прав участников гражданских отношений.

Указанное привело к тому, что потребовалось уточнение нормативных актов Федеральной службы финансовых рынков России в части уточнения стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, с тем чтобы обеспечить защиту добросовестных владельцев ценных бумаг - участников оборота на рынке ценных бумаг. Настоящие Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг регулируют эмиссию акций, опционов эмитента, российских депозитарных расписок и облигаций юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов указанных ценных бумаг. Действие настоящих Стандартов не распространяется на эмиссию государственных и муниципальных ценных бумаг, а также на эмиссию облигаций Центрального банка Российской Федерации (Банка России).


Процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента (далее - ценные бумаги), если иное не предусмотрено настоящими Стандартами, включает в себя следующие этапы:

- принятие решения о размещении ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг (далее - решение о размещении ценных бумаг);

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг идентификационного номера;

- размещение ценных бумаг;

- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не могут быть размещены, за исключением следующих случаев:

1) размещения акций при учреждении акционерного общества;

2) размещения ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, при которых размещение ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

3) размещения облигаций, отвечающих условиям, установленным п. 1 ст. 27.5-2 ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - биржевые облигации);

4) размещения российских депозитарных расписок, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные п. 5.1 ст. 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, а в случае размещения ценных бумаг путем подписки - должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, за исключением случаев, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

1) в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

2) в соответствии с условиями размещения акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, они размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества - эмитента, при условии, что число таких лиц без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;


3) в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, а также без учета лиц, которые на определенную дату являлись или являются участниками (акционерами) эмитента, при условии, что число таких участников (акционеров), не являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

4) в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

5) сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение 1 года не превышает 200 млн. рублей;

6) сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение 1 года не превышает 4 млрд. рублей;

7) в соответствии с условиями размещения ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее 4 млн. рублей при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500 [28, с. 98].

В случае если государственная регистрация двух или более выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг одного эмитента осуществляется одновременно, в отношении ценных бумаг таких выпусков (дополнительных выпусков) может быть подготовлен один проспект ценных бумаг.

В случае если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки или процедура эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

В случае, когда в соответствии с настоящими Стандартами эмитент представляет в орган, определенный в соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», какой-либо документ (документы), такой документ представляется в регистрирующий орган на бумажном носителе. Если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются.