Файл: Понятие, виды и правовой режим ценных бумаг (Ценная бумага как объект гражданских прав).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В литературе можно встретить подходы к признанию (отнесению) документов к ценным бумагам, выпущенным отдельными эмитентами. Например, по мнению С.М.Бойцова «к содержательным элементам понятия «государственные и муниципальные ценные бумаги» можно отнести:

- субъекта, от чьего имени осуществляется эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг» [10, с. 6].

В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» «государственные ценные бумаги могут быть выпущены от имени Российской Федерации (федеральные государственные ценные бумаги или ценные бумаги Российской Федерации) или от имени субъекта Федерации (государственные ценные бумаги субъекта Федерации или ценные бумаги субъекта Федерации); а муниципальные ценные бумаги - от имени муниципального образования. Ценные бумаги, выпущенные не от имени указанных публично-правовых образований, не могут относиться к государственным или муниципальным ценным бумагам». В частности, не являются государственными или муниципальными ценными бумагами жилищные сертификаты, выпускаемые на основании Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1182 «О выпуске и обращении жилищных сертификатов», поскольку их эмитентами являются юридические лица;

- источник средств, за счет которых осуществляется исполнение обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам. Субъект, от имени которого выпущены государственные или муниципальные ценные бумаги, определяет источник погашения обязательств, вытекающих из этих бумаг.

В свою очередь, англосаксонский правовой метод в юрисдикции выработал свои подходы к понятию ценных бумаг, сформированному под влиянием правовой доктрины судебной практики. В связи с этим, рассматривая соответствующие иски, суды США признают ценными бумагами любой инструмент, который:

- продается «пассивным инвесторам», не являющимся экспертами в области ценных бумаг;

- рассматривается сторонами договора как ценная бумага;

- в случае с инвестиционными контрактами обеспечивает возвращение инвестиций в зависимости от прибыли предприятия» [11, с. 52].

По сути, американские ценные бумаги (securities), если анализировать этот институт с гражданско-правовых позиций, представляют собой совокупность имущественных прав, принадлежащих инвестору вне зависимости от формы, в которой это право зафиксировано (в документе, реестре, договоре или иным образом). Неслучайно в США вообще отсутствует классическое понятие ценной бумаги. Вместо него используется категория оборотного документа (negotiable instrument), не связанного неразрывно с удостоверяемыми им правами.


В настоящее время на фондовых биржах получили распространение эмиссионные ценные бумаги, которые отражают заемное финансирование и финансирование через участие в основном капитале, назначение которых - «получение денежных средств и иного имущества в собственность для ведения основной коммерческой деятельности».

Как известно, ГК РФ определяет ценную бумагу как «документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».

Анализируя данное определение в исторической ретроспективе, следует отметить, что оно не ново для российского гражданского законодательства. Аналогичное определение содержалось в Основах гражданского законодательства 1991 г. В соответствии с абзацами 1 и 2 п. 1 ст. 31 Основ «ценной бумагой являлся документ, удостоверяющий имущественное право, которое может быть осуществлено только при предъявлении подлинника этого документа». Право, удостоверенное ценной бумагой, может быть переуступлено другому лицу лишь путем передачи ценной бумаги [16, с. 72].

До принятия гражданского законодательства первое современное легальное определение ценных бумаг содержалось в актах Совмина СССР. В частности, как указывалось в Постановлении Совмина СССР от 19 июня 1990 г. N 590, «ценные бумаги представляют собой удостоверяющие право владения или отношения займа денежные документы, определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцами и предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам».

Таким образом, следуя нормативному определению ценной бумаги, можно выделить ее основные характеристики:

- ценная бумага - это документ;

- ценная бумага удостоверяет субъективные права, которые по своей природе являются имущественными;

- права из ценной бумаги могут быть осуществлены только при условии предъявления такого документа;

- указанные права могут быть переданы только при условии предъявления такого документа.

2. Общая характеристика ценных бумаг в гражданском праве России


2.1. Анализ признаков, характеризующих ценные бумаги, применительно к бездокументарным ценным бумагам

Как уже указывалось, 1 октября 2013 года вступили в силу изменения в главу седьмую подраздела третьего части первой ГК РФ, посвящённую правовому регулированию института ценных бумаг.

Ранее содержащееся в ГК РФ единое понятие ценной бумаги разделено законодателем на два отдельных определения: документарные и бездокументарные ценные бумаги.

При этом, существенно расширяется понятие документарных ценных бумаг. Так, установлено, что документарные ценные бумаги удостоверяют обязательственные и иные (как имущественные, так и неимущественные) права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (ч. 1 ст. 142 ГК РФ).

Под бездокументарными ценными бумагами понимаются обязательственные и иные права, закреплённые в решении о выпуске либо ином акте выпустившего их лица, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав (ч. 1 ст. 142 ГК РФ).

Кроме того, законодателем устранена неоднозначность в отношении нормативно-правовых актов, которыми могут быть предусмотрены отдельные не поименованные в ГК РФ виды ценных бумаг. Так, иные виды ценных бумаг могут быть названы в таком качестве в любом ином законе или признаны таковыми в установленном законом порядке (ст. 142 ГК РФ).

Наиболее существенным изменениям подверглось регулирование учёта бездокументарных ценных бумаг.

Ведение записей по учёту прав на бездокументарные ценные бумаги должно осуществляться только лицами, имеющими предусмотренную законом лицензии, то есть профессиональными регистраторами (ч. 2 ст. 149 ГК РФ).

В связи с чем, акционерные общества, которые самостоятельно ведут реестры акционеров, в срок до 1 октября 2014 года обязаны передать ведение реестра лицам, имеющим соответствующие лицензии.

Не менее важным изменением является и законодательное закрепление возможности истребования бездокументарных ценных бумаг из чужого незаконного владения.

По общему правилу, правообладатели, со счета которых были неправомерно списаны бездокументарные ценные бумаги, имеют право требовать от лица, на счёт которого они были зачислены:

- возврата такого же количества соответствующих ценных бумаг, либо - да передачи им ценных бумаг, в которые неправомерно списанные бездокументарные ценные бумаги были конвертированы (если такая конвертация была произведена) (ч. 1 и 2 ст. 149.3 ГК РФ).


При этом, установлен запрет на истребование от добросовестного приобретателя (за исключением случаев, когда такие ценные бумаги были приобретены безвозмездно) бездокументарных ценных бумаг, которые:

- удостоверяют только денежное право требования; и/или

- приобретены на организованных торгах (ч. 1 ст. 149.3 ГК РФ).

Операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, который официально совершает записи прав. Это лицо несет ответственность за сохранность официальных записей, обеспечение их конфиденциальности, предоставление правильных данных о таких записях, совершение официальных записей о проведенных операциях [18, с. 18].

Таким образом, эмиссионная ценная бумага, не имеющая собственного бумажного носителя – сертификата ценной бумаги. Права владельцев закрепляются в специальном документе – «решении о выпуске ценных бумаг», зарегистрированном в уполномоченном государственном органе.

2.2. Особенности гражданского оборота документарных ценных бумаг 

Наиболее существенные изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ в связи с принятием Федерального закона N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» коснулись норм, регулирующих отношения в области ценных бумаг. Это обусловлено несколькими факторами и в первую очередь, конечно, ролью ценных бумаг в экономике страны. Ведь, безусловно, развитие рыночных отношений в России самым тесным образом связано с развитием института ценных бумаг, неминуемым увеличением их оборота и необходимостью надлежащего правового обеспечения.

Следует отметить, что предыдущая редакция главы 7 ГК РФ была явно неудачной, что объясняется, по всей видимости, временем ее написания. По нашему мнению, в 1994 г. в условиях резкого перехода к рыночной экономике и отсутствия по сути рынка ценных бумаг как такового законодатель создавал и включал нормы права в Гражданский кодекс практически наугад, беря пример с законодательства западных стран. Впоследствии необходимость правового регулирования данной отрасли повлекла за собой принятие ряда федеральных законов, восполняющих огромные пробелы, таких, как Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах [4]) и Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [3], которые написаны, в целом, на англосаксонский манер. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: нормы ГК РФ о ценных бумагах практически ничего общего не имеют с практикой и институтом ценных бумаг, а нормы специальных законов - с самим ГК РФ. Взять, к примеру, предыдущую редакцию норм ГК РФ о передаче именных ценных бумаг в порядке цессии, однако, на практике это происходит путем внесения изменений записи о принадлежности бумаг в реестре, что, естественно, закреплено в ст. ст. 44, 45 Закона об акционерных обществах. Крайняя необходимость реформирования законодательства о ценных бумагах подчеркивается и учеными стран СНГ, в частности для Казахстана модернизация законодательства о рынке ценных бумаг является важной составляющей инвестиционного законодательства, а глобальная перестройка самого инвестиционного законодательства определяет серьезные структурные изменения в системе законодательства [20, с. 14].


В этой ситуации перед разработчиками новой версии ГК РФ в отношении ценных бумаг стояла задача устранения противоречий в регулировании изложенных в нем норм отраслевых законов, их дополнения и улучшения, а также обязательного учета некоторых наработок судебной практики. Стоит отметить, что в п. 1.1.1 разд. VI Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации было установлено, что при разработке «необходимо провести ревизию помещенных в различных разделах ГК норм о ценных бумагах, чтобы дополнить общие положения ГК о ценных бумагах другими нормами общего характера, которые имеются в нормативных актах, регулирующих отдельные виды бумаг». Однако, к сожалению, из общих норм о ценных бумагах в новой редакции ГК РФ мы обнаружили только две, остальное вновь отошло к регулированию отраслевого законодательства. Это, на наш взгляд, связано со спецификой законодательной деятельности в России, когда к разработке законодательства одного из ключевого сектора экономики привлекается ограниченное количество специалистов. Завершающий этап работы над проектом Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ показал отсутствие в РФ четкого и отлаженного механизма вовлечения в законотворческий процесс широкого круга специалистов, заинтересованных в качественном конечном продукте [6, с. 39].

Тем не менее, одной из новелл правового регулирования является введение в ГК РФ принципа публичной достоверности документарных ценных бумаг. Стоит подчеркнуть, что данный принцип не может относиться к бездокументарным ценным бумагам, имеющим практически иной правовой режим по сравнению с документарными. В юридической литературе данный принцип уже упоминался: «начало публичной достоверности ценной бумаги состоит в том, что должнику запрещено выдвигать против добросовестного держателя ценной бумаги возражения, основанные на его отношениях с предшествующими держателями бумаги» [19, с. 47], но законодательное закрепление нашел только в ходе сегодняшней реформы ГК РФ.

На необходимость закрепления в тексте ГК РФ принципа публичной достоверности прав, инкорпорированных в ценную бумагу, указывалось в п. 1.1.4 разд. VI Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. Так, ранее действовавший ГК РФ не разграничивал вопросы о формальной легитимации владельца ценной бумаги для целей определения лица, которому должник должен осуществлять исполнение, с тем, чтобы оно являлось надлежащим, и о действительной принадлежности прав, удостоверенных ценной бумагой. Соответствующее правило ГК РФ должно устанавливать, кто может требовать исполнения по ценной бумаге: по предъявительским бумагам - предъявитель бумаги; по ордерным бумагам - лицо, являющееся предъявителем бумаги и поименованное в ней в качестве первого держателя, либо лицо, являющееся предъявителем бумаги и приобретшее бумагу по непрерывному ряду индоссаментов; по именным бумагам - лицо, указанное в бумаге. Исполнение должником по ценной бумаге обязательства, удостоверенного ценной бумагой, указанным лицам должно признаваться надлежащим исполнением вне зависимости от того, имело ли формально легитимированное лицо права на ценную бумагу.