Файл: Нотариат в РФ (История возникновения и развития нотариата)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реестр государственных нотариальных контор и нотариальных контор, занимающихся частной практикой, ведется Министерством юстиции Российской Федерации.

Нотариальные действия в России могут осуществляться не только нотариусами. При отсутствии нотариуса в населенном пункте нотариальные действия совершаются должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными на совершение этих действий. В Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 185, раздел V "наследственное право") право совершать определенные нотариальные действия предоставляется должностным лицам органов местного самоуправления и иным лицам. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершаются должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченными на совершение этих действий.

Важным в понимании современной системы нотариата как части правовой системы России является тот факт, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели получения прибыли. Эта особенность пронизывает содержание законодательства о нотариате, определяя ряд существенных характеристик нотариальной деятельности. Например, нотариус и лицо, временно его замещающее, не могут одновременно исполнять свои обязанности: нотариальные действия в этой нотариальной конторе совершаются либо самим нотариусом, либо лицом, имеющим право временно его замещать. Кроме того, отношения между нотариусом и лицами, обратившимися за нотариальным актом, имеют публично-правовую основу, а не договорную.

При совершении нотариальных действий нотариусы имеют равные права и несут одинаковые обязанности, независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Документы, выданные нотариусом, имеют такую же юридическую силу. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с которым в отношении нотариусов Министерство юстиции Российской Федерации: утверждает реестры регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверяющих подписей, осуществляет иные функции по нотариальному правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1315 утверждено Положение о Федеральной регистрационной службе, в соответствии с которым Федеральная регистрационная служба осуществляет в отношении нотариуса следующие полномочия:


- выполняет правоохранительные функции и функции контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;

- осуществляет контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата;

- открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;

- наделяет нотариусов полномочиями совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации;

- организует выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности;

- удостоверяет подлинность нотариальной подписи и печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;

- осуществляет контроль за исполнением нотариальных обязанностей в установленном порядке;

- определить совместно с Федеральной нотариальной палатой количество должностей нотариусов в нотариальном округе, порядок изменения территории деятельности нотариуса, создания и упразднения должности нотариуса и иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации О нотариате;

- осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы власти.

Нотариусы являются частью публично-правовой системы для оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. При отсутствии Федеральной системы оказания правовой помощи в сфере гражданской юрисдикции нотариат является важной формой ее осуществления применительно к системе нотариального производства. Существует ряд других особенностей нотариальной деятельности, которые будут раскрыты в дальнейшем изложении материала.

Публично-правовые основы нотариальной деятельности были подтверждены в ряде решений Конституционного Суда России, например в постановлении от 19 мая 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Закона О нотариате. Из сравнительно недавних решений Конституционного Суда приведем определение Конституционного Суда РФ16 от 6 июня 2002 г. №116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации»[6].

Нотариальная деятельность направлена на охрану и защиту субъективных прав и заключается в оказании содействия в реализации прав и законных интересов, оформлении в соответствии с требованиями закона прав и сделок, удостоверении фактов и принятии мер по защите нарушенных прав в установленных законом случаях.


1.3 Источники права о нотариате

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет существенное юридическое значение, поскольку в нотариальной практике всегда возникают вопросы выбора нормы, которой следует руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия. Поскольку само нотариальное законодательство, как и нотариальное право, носит комплексный характер, необходимо различать источники как организации нотариальной деятельности, так и самого нотариального производства.

Круг источников нотариальной деятельности очерчен в статьях 1 и 5 Закона О нотариате, которые применяются с учетом Конституции 1993 года, принятой после принятия основ. К ним относятся Конституция, международные договоры, Конституция и уставы субъектов Федерации, Основы законодательства Российской Федерации О нотариате, федеральные законы и законы субъектов Федерации.

Конституция России и федеральные законы.

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет существенное юридическое значение, поскольку в нотариальной практике всегда возникают вопросы выбора нормы, которой следует руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия. Поскольку само нотариальное законодательство, как и нотариальное право, носит комплексный характер, необходимо различать источники как организации нотариальной деятельности, так и самого нотариального производства.

Круг источников нотариальной деятельности очерчен статьями 1 и 5 Закона О нотариате, которые применяются с учетом Конституции 1993 года, принятой после принятия основ. К ним относятся Конституция, международные договоры, Конституция и уставы субъектов Федерации, Основы законодательства Российской Федерации О нотариате, федеральные законы и законы субъектов Федерации.

Международные соглашения и договоры по вопросам нотариата.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма существенно. Например, нотариусы применяют Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), и ряд других международных соглашений и соглашений.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод имеет важное значение для правоприменения. Основные права и свободы человека, закрепленные в настоящей Конвенции, также имеют приоритетное правоприменительное значение для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения. Например, статья 14 Конвенции запрещает дискриминацию в любой форме или форме, которая также распространяется на участников нотариального производства.


Судебная практика.

Источником права в современных условиях является судебная практика в ее самых разнообразных формах. Несмотря на все противоречия, высказанные по вопросу о месте судебной практики, большинство экспертов сходятся во мнении, что судебная практика имеет как правотворческое, так и правосознательное значение. Она может быть выражена в форме судебных актов международного права, решений Конституционного Суда Российской Федерации, Президиума и Пленума Верховного суда и, в определенной степени, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В условиях реализации государственной системы России по принципу разделения властей (статья 10 Конституции) совершенно иначе ставится вопрос о правотворческих возможностях суда и роли судебной практики в правовом регулировании и правоприменении. Концепция судебного прецедента оказывается весьма плодотворной. Судебная практика в современных условиях не только выступает в качестве предварительного шага к последующему нормативному регулированию, но и становится непосредственным источником такого регулирования.

На это есть несколько причин. Во-первых, суды оказывают влияние на органы законодательной и исполнительной власти, принимая свои собственные акты, контролируя акты других органов. Судебная практика является ориентиром для последующего законотворчества и правоприменения, и роль Конституционного Суда Российской Федерации в этих процессах особенно позитивна.

Во-вторых, правовая система становится все более сложной. Существуют определенные границы детализации законодательных актов, за пределами которых она теряет свой смысл, и закон превращается в собрание происшествий. Гегель справедливо заметил , что " в частном праве так называемое совершенство есть постоянное приближение."В настоящее время невозможно дать полную и исчерпывающую кодификацию всего законодательного материала в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также решить все возможные вопросы, особенно взаимодействия с другими правовыми актами. Поэтому судебный прецедент выполняет важнейшие функции, ориентируя субъектов гражданского оборота и нотариусов на вполне определенные варианты правопонимания и правоприменения.

Практика международных органов правосудия.

Международная судебная практика, выраженная в судебных актах Европейского суда по правам человека, имеет первостепенное значение.

При этом обязательное значение имеют не только решения, вынесенные в отношении Российской Федерации, но и вся практика Европейского суда по правам человека, независимо от того, являлся ли заявитель российским или иностранным лицом, которая выражает его правовую позицию по отдельным вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.


Не имеет значения и объем решения - касается ли оно результатов правоприменительной деятельности судов общей юрисдикции или арбитражных судов. В частности, статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, регулирующая право на справедливое судебное разбирательство, применяется ко всем имущественным претензиям, основанным на предполагаемом нарушении имущественных прав, независимо от того, какой закон (гражданский, административный и т.д.) спор должен быть разрешен и какой орган компетентен его рассматривать.

Целью этих уставных органов является контроль и содействие развитию профессиональной деятельности. В то же время эти органы выполняют важные публично-правовые функции, направленные на защиту прав граждан. others.in в этом отношении их нельзя отождествлять с профсоюзами, но они тем не менее интегрированы в государственную структуру. Принимая во внимание положения Основ законодательства РФ о нотариате и законодательно закрепленные функции нотариальных палат, Суд придерживается мнения о том, что такие палаты не могут рассматриваться в качестве объединений по смыслу ст. 11 Конвенции[7].

Это решение Европейского суда по правам человека подчеркивает публично-правовую природу и особый характер функций нотариальных палат, которым делегированы государственные функции и на которые возложены обязанности по регулированию нотариальной деятельности.

Практика Конституционного Суда Российской Федерации. Юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации характеризуется тем, что они обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (статья 6). Решение Конституционного Суда Российской Федерации является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу сразу после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Непосредственное отношение к деятельности нотариусов имеет то, что признание нормативного акта или договора либо отдельных его положений Конституцией является основанием для отмены в установленном порядке и положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанных неконституционными, либо воспроизводящих его либо содержащих те же положения, которые являлись предметом применения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 87)[8].