Файл: Роль мотивации в поведении организации (ОАО «БЕЛАЗ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме карьерных самосвалов «БелАЗ» изготовляет и поставляет потребителям продукцию по пяти направлениям.

Первое направление – это изготовление и поставка дорожно-строительной техники: фронтальные погрузчики, бульдозеры, автогрейдеры, автобетоносмесители, скреперы, тягачи-буксировщики.

Второе направление – изготовление и поставка машин для обслуживания карьеров и карьерной техники: тягачи-буксировщики для эвакуации поврежденных самосвалов, передвижные мастерские техпомощи, поливооросительные машины для орошения забоев и дорог, самосвальные полуприцепы и автопоезда грузоподъемностью до 40 тонн.

Третье направление – специализированный транспорт для металлургической промышленности: шлаковозы грузоподъемностью до 80 тонн и тяжеловозы грузоподъемностью до 150 тонн.

Четвертое направление – вспомогательная техника: аэродромные тягачи для буксировки самолетов взлетным весом до 260 тонн, катки самоходные, шасси под виброустановку, мусоровозы, поливооросительные машины.

Пятое направление – изготовление и поставка товаров народного потребления: прицепы к легковым автомобилям и запасные части к ним, электробытовые товары, садово-огородный инвентарь, хозяйственный инвентарь, детские игрушки, мебельная фурнитура.

Основными потребителями продукции ОАО «БелАЗ» являются горнодобывающие предприятия СНГ, и, прежде всего, России, Украины и Казахстана, с которыми налажены и поддерживаются прямые хозяйственные связи по вопросам приобретения карьерной техники.

Основные поставки, 60-65 % карьерной техники, БелАЗ осуществляет в Российскую Федерацию. Основными потребителями продукции завода в России являются предприятия Кузбасского угольного бассейна, металлургические и добывающие предприятия Уральского региона, Курской магнитной аномалии, горнодобывающие предприятия Дальнего Востока и Кольского полуострова, эксплуатирующих основной парк карьерных самосвалов марки «БелАЗ» грузоподъемностью 30-320 тонн.

Осуществляется поставка карьерных самосвалов и на рынок дальнего зарубежья. Впервые на внешний рынок предприятие вышло еще в 1959 году, поставив в Китай партию самосвалов "МАЗ-525" грузоподъемностью 25 тонн. Следующими странами-импортерами стали Египет и Индия. Крупнейшими потребителями техники БелАЗ сегодня являются Китай, Иран, Польша, Болгария. В 2005 г. впервые самосвалы БелАЗ были отправлены на австралийский континент. Поставками в Боливарианскую Республику Венесуэла в 2007 г. началось освоение рынка Южной Америки. В целом экспорт техники БелАЗ в страны дальнего зарубежья составляет 15-20 % от общего объема проданной техники. Сделаны первые поставки в Таиланд и Индонезию.


В Республике Беларусь рынок карьерных самосвалов ограничен использованием машин грузоподъемностью 30-55 тонн только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых завод проводит испытания этой техники. Доля поставок в Беларусь составляет около 5 % по всей продукции.

Белорусским автомобильным заводом проводится значительная работа по повышению качества выпускаемой продукции. Система менеджмента качества разработки, производства и обслуживания карьерных самосвалов, специальных транспортных средств, автомобильной, строительно-дорожной техники соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2001 и Международным стандартам DIN EN ISO 9001:2000.

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Динамика объемов производства и реализации автосамосвалов на ОАО «БелАЗ» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Объемы производства и реализации автосамосвалов

Наименование продукции

Объем производства продукции, шт.

Объем реализации продукции, шт.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Самосвалы карьерные:

36 тонн

520

600

620

510

540

610

45 тонн

130

190

190

130

132

194

55 тонн

80

80

94

80

84

82

90 тонн

48

40

48

42

48

40

136 тонн

210

276

288

208

216

280

220 тонн

20

30

30

26

24

30

320 тонн

14

10

16

10

12

10

Всего

1 022

1 226

1 286

1 006

1 056

1 246


Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия ОАО «БЕЛАЗ»

Проведя анализ объемов производства и реализации автосамосвалов можно сделать вывод о том, что в 2014 г. произошло увеличение объемов производства автосамосвалов за счет значительного увеличения выпуска машин грузоподъемностью 36, 45 и 136 тонн. В 2015 г. производство самосвалов всего модельного ряда было увеличено, что повлекло увеличение общего объема производства автосамосвалов. Объем реализации самосвалов в 2014 г. по сравнению с 2013 г. вырос, в 2015 г. предприятие работало стабильно, также произошел рост объемов реализации. Опережение темпов роста объемов произведенной продукции по сравнению с объемами реализованной продукции свидетельствует о незначительном накоплении остатков готовых автосамосвалов. Для недопущения данной ситуации на предприятии необходимо учитывать спрос на данную продукцию. Основными рынками реализации продукции ОАО «БелАЗ» являются: Россия – 64,6 %, Азия – 8,3 %, СНГ (без России) – 17 %, Беларусь – 5,1 %, Европа – 4,8 %, прочие страны – 0,2 %. По прогнозу на 2018 г. будет значительно увеличен выпуск автомобилей грузоподъемностью 36, 220 и 320 тонн. Темп роста производства этих автомобилей составит около 15 % к выпуску в 2015 г. Это связано с расширением собственной товаропроводящей сети и вхождением в дистрибьюторскую товаропроводящую сеть ОАО «БелАЗ» новой организации – АООТ «Горнопромышленная финансовая компания», которая располагается в Российской Федерации.

Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных на предприятии ОАО «БЕЛАЗ» необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.

На основании данных отчета о прибылях и убытках проведем анализ основных показателей деятельности ОАО «БелАЗ» за 2014-2015 гг. (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Основные показатели деятельности ОАО «БелАЗ» за 2014-2015 гг.

Показатели

2014 г.,
млн. руб.

2015 г.,
млн. руб.

Отклонение, млн. руб.

Темп роста, %

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

45519

52246

6727

114,8

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг

35711

46827

11116

131,1

Валовая прибыль

7464

2347

-5117

31,4

Управленческие расходы

833

1056

223

126,8

Расходы на реализацию

929

1039

110

111,8

Прибыль от реализации

5702

252

-5450

4,4

Прибыль (убыток) от текущей деятельности

5702

252

-5450

4,4

Прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой деятельности

1890

1459

-431

77,2

Прибыль (убыток) до налогообложения

3678

743

-2935

20,2

Чистая прибыль

3756

455

-3301

12,1

Рентабельность продаж, %

16,4

4,5

-11,9

-

Среднесписочная численность работников, чел.

6450

6790

340

105,3

Производительность труда, млн. руб.

7,06

7,69

0,63

108,9


Примечание – Источник: Приложение 1 и 2.

Рассмотрев таблицу 2.2. можно сделать вывод, что выручка от реализации в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 6727 млн. руб. или на 14,8%, себестоимость от реализации увеличилось на 11116 млн. руб. или на 31,1%. Валовая прибыль в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 5117 млн. руб. или на 68,6%, управленческие расходы увеличились на 223 млн. руб. или на 26,8%, расходы на реализацию в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 110 млн. руб. или на 11,8%.

Чистая прибыль в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 3301 млн. руб. или на 87,9%, рентабельность продаж снизилось на 11,9%.

Среднесписочная численность работников в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 340 чел. или на 5,3%, производительность труда в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 0,63 млн. руб. или на 8,9%.

Поиск путей повышения прибыли на предприятии должен осуществляться по направлениям решения проблемы «узких мест» в производстве, как по производительности, так и по качеству изделий, условиям труда, технике безопасности и охраны окружающей среды. На предприятии должно постоянно идти внедрение новых технологий, оборудования, инструмента, которые способствуют повышению эффективности производства – росту производительности труда, снижению трудоемкости, экономии материальных и энергоресурсов, улучшению качества продукции.

Для анализа ликвидности ОАО «БЕЛАЗ» рассчитаем коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами по состоянию на 1 января 2014-2015 гг. таблица 2.3.

Таблица 2.3 – Коэффициенты ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами ОАО «БЕЛАЗ»

Наименование показателя

На 01.01.2015 г.

На 01.01.2016 г.

Норматив

Темп роста

Коэффициент текущей ликвидности

К1

1

0,95

К1≥1,7

95

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

К2

0,004

- 0,05

К2≥0,3

1250

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

К3

0,60

0,63

К3≤0,85

105

Коэффициент абсолютной ликвидности

Кабс

0,14

0,03

Кабс≥0,2

21,4


Примечание – Источник: приложение 3 и 4.

Данные таблицы свидетельствуют об уменьшении значений коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в 2015 году по сравнению с 2014 годом. В 2015 году так же наблюдается снижение значений данных коэффициентов. Следует отметить, что значения коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными активами на протяжении рассматриваемого периода были ниже норматива. Это свидетельствует об не удовлетворительной структуре бухгалтерского баланса, а также о том, что ОАО «БЕЛАЗ» является не платежеспособным.

В 2014 году и в 2015 году значение данного коэффициента ниже нормативного. Нижняя граница рекомендуемого значения обусловлена тем, что у организации должно быть, по меньшей мере, достаточно оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств, иначе она окажется под угрозой банкротства. Приведенные выше расчеты свидетельствуют о том, что ОАО «БЕЛАЗ» не сильно обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2014 году и 2015 году не соответствует нормативу, это свидетельствует о том, что у ОАО «БЕЛАЗ» не достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.

Значение данного коэффициента в 2014 году и в 2015 году не соответствует нормативу, то есть ОАО «БЕЛАЗ» не способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Значения коэффициента абсолютной ликвидности в 2014 г. и 2015 г. ниже норматива, это говорит о том, что у ОАО «БЕЛАЗ» нет гарантии погашения долгов.

В целом финансовое состояние ОАО «БЕЛАЗ» можно охарактеризовать как не устойчивое. Организация не обеспечена собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, у организации не достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости и она не способна рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

2.2 Анализ системы мотивации и выявление недостатков

Управление трудовой  мотивацией персонала – механизм напрямую связаны с результатами деятельности организаций в целом, конкурентоспособностью и эффективностью. При  грамотном применении  технологий управления мотивацией достигается оптимальное использование  человеческих  ресурсов организации, что приводит к повышению доходности.