Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Понятие налоговая система).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контролирующая функция налогов взаимосвязана с тем, что в подобном случае может возникнуть возможность в четком отслеживании денежных и товарных потоков, а также самой хозяйственной деятельности. При подобном контроле осуществляется уточнение степени результативности применения используемых в производстве ресурсов, установление сопричастности к социальным и государственным задачам. Происходит формирование налоговой дисциплины, которая подразумевает своевременность платежей и расчетов, выплат заработной платы наемным работникам, а также соблюдение хозяйственного законодательства.

Наиболее тесным образом с фискальной функцией налогов взаимосвязана их распределительная функция, которая выражает экономическую сущность налогов как инструмента распределительных отношений. Сущность этой функции состоит в том, что посредством налогов через бюджетные и внебюджетные фонды государством осуществляется перераспределение финансовых ресурсов из сферы производства в общественную, осуществляется финансирование крупных социальных и межотраслевых целевых программ, обладающие общегосударственным значением, в силу чего эту функцию иногда называют социальной.

С фискальной и распределительной функциями тесным образом взаимосвязана контрольная функция. Механизм исполнения данной функции выражается, с одной стороны, в проверке результативности хозяйствования, с иной стороны, в контроле за эффективностью осуществляемой государственной экономической политики. В острых конкурентных условиях налоги принимают на себя роль одного из самых важных инструментов независимого контроля за результативностью финансовой и хозяйственной деятельности. При других аналогичных условиях из конкурентной борьбы выпадает тот, кто не может произвести расчеты с государством. В то же время дефицит финансовых ресурсов в бюджете свидетельствует государству о необходимости внесения поправок в бюджетную, социальную или налоговую политику.

Таким образом, в заключение можно сделать вывод, что в условиях современных рыночных отношений налоговая система представляет собой один из самых важных экономических регуляторов, основанием финансового механизма государственного регулирования экономики[4].


ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Принципы развития налоговой системы

Во все времена налоги выступали одним из основных источников дохода бюджетных систем различных государств мира, а следовательно и главным фактором формирования финансовой базы, которая необходима при выполнении социально - экономических и прочих задач государства. Поэтому в Российской Федерации как на уровне правотворчества, так и на уровне право применения уделяется большое значение механизму функционирования и построения налоговой системы. В литературе существует множество подходов к определению понятия «налоговая система», которые в силу его междисциплинарного значения раскрывают отдельные ее философские, политико - правовые и социально - экономические грани. Так, в научной литературе, вопросу совершенствования системы государственного управления в сфере налогообложения уделяли большое внимание такие отечественные авторы как: А.В. Сериков, А.В. Лубский[5], С политологической и юридической точки зрения актуальными являются современные работы таких авторов как Я.В. Коженко, А.В. П.В. Пашковского, А.Ю. Голобородько. С экономической точки зрения интерес представляют работы А.В Ложниковой, Ю.В Развадовской, И.К Шевченко, К.В Самонова. Так, один из подходов рассматривает налоговую систему как систему возникающих экономико - правовых взаимоотношений между хозяйственными субъектами и государством в отношении формирования государственного бюджета (его доходной части), путем отчуждения у собственника части дохода через систему законодательно закрепленных сборов, налогов и прочих обязательных платежей. Другой подход рассматривает налоговую систему РФ, как некую совокупность сборов, пошлин, налогов и прочих платежей, которые взимаются в установленном законодательном порядке. Кроме того, налоговую систему можно рассматривать как систему предустановленных законодательством Российской Федерации сборов, налогов, принципов, способы их применения, отмены или изменения, а в результате чего и применение соответствующих мер и наказания за их неисполнение. Необходимо отметить, что важнейшим показателем развития всей системы налогообложения является совокупность принципов лежащих в основе ее построения.


Так, в соответствие с законодательством Российской Федерации налогообложение основывается на следующих принципах: недопустимость создания препятствий, нарушающих конституционный права граждан; равенство прав и всеобщность налогообложения налогоплательщиков; целостность экономического пространства; нейтральность налогообложения по отношению к экономической деятельности; определенность правил налогообложения; истолкование неясностей в пользу налогоплательщика. Подводя итоги можно сформулировать вывод о том, что налоговая система является наиболее эффективным и результативным рычагом регулирования государства. От того, в какой степени налоговая система будет эффективной, будет зависеть и эффективность реализация базовых функций и задач государства.

2.2 Проблемы налоговой системой

После вступления в действие Главы 25 «Налог на прибыль организаций» значительно изменился механизм налогообложения прибыли. Стало важным ведение налогового учета для дальнейшего исчисления налога на прибыль организаций. Учет объектов налогообложения немного отличается от бухгалтерского учета. Поэтому изначально было тяжело вести сразу два учета - бухгалтерский и налоговый.

Введение налогового учета требуется для формирования достоверной информации об учете операций для целей налогообложения на предприятии. Существуют различные подходы для формирования и упорядочения данных о порядке ведения налогового учета. К ним можно отнести ведение параллельного учета и построение налогового учета на основе бухгалтерского.

Основным преимуществом параллельного ведения налогового учета является абсолютная независимость от изменений в правилах ведения бухгалтерского учета. Данный метод предполагает занесение одних и тех же первичных документов в разные, не связанные между собой регистры. Формирование налоговой базы и заполнение декларации осуществляется на основе самостоятельных налоговых регистров.

К недостаткам данного метода можно отнести громоздкость документации в системе ведения учета, дублирование данных бухгалтерского учета, которое приводит к массивности регистров налогового учета, отсутствие согласованности данных налогового и бухгалтерского учетов и в итоге трудоемкий процесс учета.

Из этого следует, что создание данной системы налогового учета приведет к нерациональному росту затрат, к неточности данных налогового учета, к более медленной организации учета и его своевременности.


Рассматривая построение налогового учета на основе бухгалтерского можно выделить такие достоинства как возможность для предприятия сохранить первичную финансовую информацию, независимость и гибкость основного учета при возможных изменениях в налоговом законодательстве, сформированного по правилам бухгалтерского учета, меньшая трудоемкость по сравнению со специальным налоговым учетом.

Но система бухгалтерского учета постоянно улучшается и изменяется. Изменяются и правила отражения операций. Поэтому и у этого метода есть свои недостатки.

Применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» позволяет увидеть формирование прибыли по правилам налогового законодательства, а также отклонения в суммах налога, исчисленных по правилам бухгалтерского учета.

С введением ПБУ 18/02 сильно изменилось ведение бухгалтерского учета. Формирование налоговых регистров идет параллельно с определением отклонений между бухгалтерской и налоговой величиной активов.

Статья 313 НК РФ устанавливает обязанность ведения налогового учета для целей налогообложения. Организация вправе самостоятельно устанавливать порядок ведения налогового учета. В большинстве случаев организации используют для формирования налоговых данных на основе бухгалтерского учета.

Налоговый учет необходимо строить на информационной базе бухгалтерского учета. Разработка налоговых регистров на предприятии является основным моментов в налоговом учете. Это достаточно трудоемкая и неотработанная методология. Чтобы избежать ошибки при учете организации расширяют штат бухгалтерии, оснащают их техническими средствами и отправляют на курсы повышения квалификации. Тем не менее, даже такие меры не всегда оправданы, и организация вынуждена прибегнуть к помощи аудиторских фирм.

Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета заключаются в таких элементах как налоговые преференции и отдельные виды расходов, используемые для минимизации налоговых платежей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что составление налоговой отчетности полностью на основе бухгалтерского учета нецелесообразно.

Несмотря на все изменения, произошедшие в нашей стране за последние 10 лет, государство все еще остается одним из основных пользователей финансовой отчетности организаций, прежде всего в лице налоговых органов. И здесь мы сталкиваемся с одной серьезной проблемой - существованием в России фактически двух видов учета - собственно бухгалтерского учета и бухгалтерского учета для целей налогообложения. Это создает значительные сложности для работников финансовых служб организаций, заставляя их фактически вести два вида учета. Учитывая, что бухгалтерский учет и бухгалтерский учет для целей налогообложения существенно различаются друг от друга, главным бухгалтерам предприятий можно искренне посочувствовать. Простой пример из практики. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» организации вправе не чаще одного раза в год на начало отчетного периода в добровольном порядке проводить переоценку основных средств. Естественно, что в бухгалтерском учете амортизационные отчисления начисляются исходя из восстановительной стоимости объекта, то есть с учетом добровольной переоценки, однако в налоговом законодательстве не предусмотрено начисление амортизационных отчислений исходя из восстановительной стоимости с учетом добровольной переоценки. В результате этого при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации были вынуждены корректировать величину начисленных в бухгалтерском учете амортизационных отчислений в соответствии с налоговым законодательством. Понятно, что это трудоемкое занятие требует много времени, а выгода бюджета от этого весьма и весьма сомнительна.


Другая ситуация. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации целый ряд расходов организации подлежит отнесению на себестоимость продукции, работ и услуг для целей налогообложения в пределах, установленных действующим законодательством. К их числу относятся такие расходы, как рекламные, представительские, расходы на обучение и др. При этом в бухгалтерском учете указанные расходы относятся на издержки производства и обращение в полном объеме. Опять организации сталкиваюся с необходимостью корректировки налогооблагаемой базы.

Хотелось отметить, что на современном этапе осуществляется ряд идей и законопроектов, призванных обновить и сделать налоговую систему более рациональной и логичной, отвечающей современным реалиям. При этом принимаются во внимание и международная налоговая конкуренция, и финансово-экономическая ситуация, и опыт — как положительный, так и отрицательный — отдельных государств. Существует целый пакет предложений, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, технического перевооружения и модернизации экономики, развития финансовых рынков и инвестиций в человеческий капитал.

2.3 Изменения в налоговой системе

Сложившаяся в России политика налогового регулирования и стимулирования экономики не является совершенной в связи с нестабильностью налогового законодательства и её ориентации на фискальную функцию, которая ведет к ограничению стимулов экономического развития.

В отношении влияния налогового регулирования на экономику страны большое значение имеет воздействие налогов на предпринимательскую деятельность. Политика налогового стимулирования - условие стабильного функционирования организаций и как следствие наращивания их капитала.

Главный недостаток налоговой системы России - неравномерное распределение налоговой нагрузки[6], вследствие чего отсутствуют инвестиционные предложения.

Для оптимизации налоговой политики необходима комплексная модернизация налоговых органов Российской Федерации.

В современных условиях реализации антикризисных мер по обеспечению экономического роста, налоговым инструментам отводится фискальная регулирующая роль.

В ходе Гайдаровского форума 12 - 14 января 2017 года[7], глава министерства Антон Германович Силуанов сообщил, что Министерство финансов России поддерживает инициативу снижения налоговой нагрузки на бизнес, однако реализовать эту политику в течении ближайших трех лет можно будет только в случае дополнительного снижения расходов бюджета. Глава Минэконом развития Максим Орешкин заявил, что налоговая нагрузка на предпринимателей может быть снижена при сокращении доли теневой экономики. Но для реализации этого решения необходима выработка и реализация грамотной политики по привлечению финансов из теневого сектора.