Файл: Исследование теоретических аспектов конфликтов и методов их решения, сравнение методов решения конфликтов по затратности ресурсов.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и классификация конфликтов
1.2 Причины и последствия конфликтов
1.3 Методы разрешения конфликтной ситуации
2 Сравнительная характеристика методов решения конфликтов (по затратности ресурсов)
3 Организационная культура и ее взаимосвязь с конфликтами
3.1 Конфликты и составляющие организационной культуры
3.2 Модели организационной культуры и возможные конфликты в них
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты неотъемлемая часть нашей жизни, так как они возникают только при общении людей друг с другом. Конфликты можно назвать одним из способов взаимодействия. В современных экономических условиях и развивающихся технологий каждая организация стремится к высоким показателям прибыли. Одно из самых важных условий для достижения этой цели – слаженный коллектив. Именно поэтому имеет смысл, не допускать или сводить к минимумом любую конфликтную ситуацию, которая может возникнуть в коллективе. Не существует организаций без конфликтных ситуаций, но чаще всего эти конфликты не рассматриваются должным образом. По моему мнению, в любой организации должен работать человек, который будет помогать решать конфликтную ситуацию.
Степень проработанности проблемы возникновения конфликтов, еще не высока. Менеджеры в организации чаще всего решают другие задачи. Написано много литературы на эту тему, но это в основном теория, на практике советы из книг применяются редко, да и разновидностей конфликтов гораздо больше, чем описано в книгах.
Предмет курсовой работы это поведение людей в конфликтных ситуациях
Целью данной курсовой работы это исследование теоретических аспектов конфликтов и методов их решения, сравнение методов решения конфликтов по затратности ресурсов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить причины конфликтов;
- классифицировать конфликты;
- описать методы решения;
- проанализировать влияние конфликтов на организационную культуру.
Методологической основой для курсовой работы послужили: диалектический метод познания, общенаучные и специальные методы исследования, достижения в области управления и других отраслей научных знаний с учетом современных отечественных и зарубежных источников.
Теоретической основой курсовой работы являются работы ученых-теоретиков как: Минцберг Г., Богданова Е.Н., Гибсона Дж.Л., Глазла Ф., Зигерта В., Ивановой С.П. и других
Структура и объем курсовой работы:
Работа состоит из введения основной части: 2 главы по 3 параграфа и 1 глава из 2 параграфов, заключения, и списка использованных источников.
1 Понятие и классификация конфликтов
1.1 Понятие и классификация
Предприятие представляет собой такую систему, в которой функционируют разные по своим социально-экономическим и организационным интересам группы. Они имеют разные положения в иерархии управления, уровень образования, доход, объем ответственности и круг полномочий. Поэтому можно говорить о том, что противоположные и конфликтные интересы существуют объективно, а представления о бесконфликтности трудового коллектива, представления о том, что девиации, напряженность и стрессы являются чем-то побочным или производным, не отражают реальную ситуацию трудовых отношений. Поэтому признание реальных противоречий, как между отдельными работниками, так и между социальными группами и организациями в процессе трудового взаимодействия является исходной позицией сформированных в современной конфликтологии и социологии труда взглядов на сущность конфликта.
Под конфликтом в организации обычно понимают разновидность конфликта социального, стадию максимального развития противоречий между социальными субъектами экономических и трудовых отношений, поведение (социальных, социальнопрофессиональных, социально-демографических, функциональных и других групп работников) непосредственно в сфере трудовой деятельности или связанных с ней сферах (распределения, обмена, потребления и тому подобное)[1].
Как во всяком конфликте, в его основе лежат любые виды борьбы между индивидами, цель которых – достижение (или сохранение) средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, которые имеют общественное признание, а также подчинение, нейтрализация или устранение действительного (или мнимого) противника[2].
Как показали исследования, в социологии конфликта принят онтологический подход, который признает реальные противоречия между интересами больших социальных групп людей, которые диктуют сторонам логику, длительность, степень напряженности и риска борьбы за удовлетворение приоритетных потребностей. При такой ситуации невозможно одновременное удовлетворение интересов двух или больше групп людей, которые стремятся к разным целям. Поэтому конфликт изучают в тесной связи с понятиями кризиса и противоречий. Если конфликт вызван столкновением противоположных тенденций, то его надо рассматривать как индикатор субъективного осознания людьми как членов больших социальных групп противоречивости своих интересов[3].
Переходя к типологии трудовых конфликтов, заметим, что в отечественной литературе еще не сложилось достаточно развернутой их классификации, что затрудняет их диагностику и анализ.
В любой группе конфликты являются неотъемлемым аспектом бытия, их классифицируют по разным признакам. По количеству конфликтующих сторон (участников конфликта) выделяют: конфликты между личностью и группой, внутригрупповые и межгрупповые конфликты.
1. Конфликты между личностью и группой. Проявляются как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сформированными в группе нормами, ценностями, особенностями поведения, способами выполнения поставленных целей, заданий.
2. Внутригрупповые конфликты. Проявляются как нарушение (дисгармония) межличностных отношений в группе, разрушение равновесия между структурами группы (коммуникативной, статусной, ролевой, властной).
3. Межгрупповые конфликты. Возникают внутри формальных групп общности (например, между администрацией и профсоюзами), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами[4].
Самым распространенным является выделение закрытого и открытого типов трудового конфликта. Основными критериями данной типологизации являются:
- уровень осознания конфликтной ситуации, ее субъектов, причин и перспектив;
- наличие или отсутствие реального конфликтного поведения и активности относительно его урегулирования;
- популярность конфликтной ситуации для окружения и его влияние на нее.
Закрытый конфликт бывает чаще всего неблагоприятным. Он характеризуется значительным социальным дискомфортом, деструктивным влиянием на организацию и организационно-трудовые отношения; возможность его решения очень мала. В закрытом конфликте не только индивиды, но и группы становятся объектами взаимной манипуляции, из-за чего не имеют возможности повлиять на негативные процессы.
К открытым острым формам трудовых конфликтов принадлежат: забастовки, саботаж (в отличие от реструкционного поведения, здесь имеется уже практически открытое сдерживание эффективного трудового поведения); оккупация и пикетирование предприятия; коллективные голодания; физическое насилие относительно администрации и штрейкбрехеров; разрушение оборудования; массовые добровольные увольнения и др.[5].
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяются три типа конфликтов:
1. Первый – это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
2. Второй – это конфликт, вызванный расхождениями во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных противоречием целей.
3. Третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат психологические причины[6].
В зависимости от того, разыгрывается ли конфликт внутри одной личности или между различными лицами, группами лиц или системами, говорят об интраперсональных или интерперсональных конфликтах.
Одной из самых конкретных является классификация конфликтов в организациях по причинам, которые предопределяют их, исходя из причин возникновения противоречий (так конфликты классифицируются в менеджменте). В этом плане различают такие типы трудовых конфликтов:
- конфликты ресурсов, причина которых заключается в объективной ограниченности любых ресурсов на всех уровнях, в частности и на уровне государства;
- конфликты целей – самая типичная разновидность позиционных конфликтов, которые происходят из разных целей подразделений, организаций и тому подобное в ходе решения общих задач;
- конфликты ценностей, которые происходят из субъективных устремлений разных сторон, которые считают, что именно они могут более эффективно использовать ресурсы и др. (здесь определенный интерес представляет проблема так называемого группового эгоизма); – конфликты коммуникаций, которые возникают из нехватки информации в процессе трудовой деятельности, конкуренции и др.[7].
По специфике субъектов, которые участвуют в конфликте в организации – это чаще всего позиционный конфликт, основанный на объективной противоположности социальных интересов разных групп работников. Однако трудовые конфликты могут иметь и общесоциальный характер. Это бывает тогда, когда "кристаллизуются" социальные интересы больших социальнопрофессиональных (шахтеры, учителя, женщины, безработные) и других групп[8].
Таким образом, в литературе еще не сложилось достаточно развернутой классификации, что затрудняет их диагностику и анализ. Конфликты классифицируют по разным признакам: по количеству конфликтующих сторон; с точки зрения причин конфликтной ситуации; в зависимости от того, разыгрывается ли конфликт внутри одной личности или между различными лицами; исходя из причин возникновения противоречий; по специфике субъектов, которые участвуют в конфликте в организации и пр.
1.2 Причины и последствия конфликтов
В основе анализа причин возникновения конфликтов в организации лежит методологический принцип причинности. В соответствии с этим принципом между двумя событиями (явлениями) существует причинная связь в том случае, если первое событие является достаточным условием для осуществления последующего события[9].
Согласно такому пониманию, к причинам, которые предопределяют трудовые конфликты, принадлежат те явления и события, в результате осуществления, которых возникают конфликты.
Анализируя теории трудовых конфликтов, И.Е. Ворожейкин рассматривает три основных типа причин их возникновения:
- условия, которые усиливают или поощряют несовместимость ценностных расхождений;
- агрессивные установки, которые прямо приводят к конфликтному поведению;
- психологические процессы, которые влекут за собой уверенность в несовместимости расхождений[10].
Такая типологизация может быть дополнена общепринятым в научной литературе выделением объективных и субъективных причин трудовых конфликтов[11].
Объективные причины сочетают условия в виде объективных погрешностей, слабостей, ошибок в организации труда; именно они сталкивают людей, делают конфронтацию между индивидами и группами неминуемой. Объективные причины конфликтов допускают две ситуации: определенный принцип организации или должен быть отменен вообще с целью разрешения трудового конфликта, или просто усовершенствованный в деталях, способах реализации и тому подобное. Другими словами, в качестве причин конфликтов здесь выступают организационно-трудовые противоречия в трудовом коллективе и "неантагонистичные" организационно-трудовые противоречия (как причины конфликтов).
Конфликт в организации может основываться также на субъективных причинах, предопределенных особенностями и состояниями индивидов и групп. Более того, индивиды и группы иногда привносят в свои организационно-трудовые отношения внешние конфликтные настроения, которые возникают за пределами работы[12].
Объективные и субъективные причины трудовых конфликтов не всегда заметны, иногда между ними нет четких разграничений. Объективные противоречия в организации труда могут привести к глубоким личностным антипатиям, а личностные антипатии – к искривлению организационно-трудовых отношений, осложнению их.