Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.(Теоретические основы особенностей проявлений эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью, которая может измеряться часами и днями, в норме - меньшей интенсивностью, поскольку эмоции связаны со значительными энергетическими тратами из-за сопровождающих их физиологических реакций, в некоторых случаях беспредметностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрыт повод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальности эмоционального состояния. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения - от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния [14, с. 421]. Поскольку эмоциональные состояния - это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

При отсутствии органических нарушений центральной нервной системы состояние раздражения является по сути дела высокой готовностью к реакциям гнева в длительно текущей ситуации фрустрации. У человека возникают вспышки гнева по малейшим и разнообразным поводам, но в основе их лежит неудовлетворенность какой-то личностно значимой потребности, о чем сам субъект может не знать.

Состояние тревоги означает наличие какой-то неопределенности исхода будущих событий, связанных с удовлетворением какой-то потребности. Часто состояние тревоги связано с чувством самоуважения (самооценкой), которое может пострадать при неблагоприятном исходе событий в ожидаемом будущем. Частое возникновение тревоги в повседневных делах может свидетельствовать о наличии неуверенности в себе как качестве личности, т.е. о неустойчивой или низкой самооценке, присущей данному человеку вообще.

Настроение человека часто отражает переживание уже достигнутого успеха или неудач, либо высокую или низкую вероятность успеха или неудачи в скором будущем [14, с. 37]. В плохом или хорошем настроении отражается удовлетворение или неудовлетворение какой-то потребности в прошлом, успех или неудача в достижении цели или решении задачи. Не случайно человека в плохом настроении спрашивают, не произошло ли что-нибудь. Длительно текущее сниженное или повышенное настроение (свыше двух недель), не характерное для данного человека, является патологическим признаком, при котором неудовлетворенная потребность либо действительно отсутствует, либо глубоко скрыта от сознания субъекта, и ее обнаружение требует специального психологического анализа. Человек чаще всего переживает смешанные состояния, например сниженное настроение с оттенком тревоги или радость с оттенком беспокойства или гнева.


Человек может переживать и более сложные состояния, примером чего является так называемая дисфория - длящееся два-три дня патологическое состояние, в котором одновременно присутствует раздражение, тревога и плохое настроение. Меньшая степень выраженности дисфории может встречаться у некоторых людей и в норме.

Эмоциональные отношения иначе еще называют чувствами. Чувства - это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека [1, с. 227]. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектами или действиями, например, можно не любить данную кошку или кошек вообще, можно любить или не любить делать утреннюю зарядку и т. д. Некоторые авторы предлагают называть чувствами только устойчивые эмоциональные отношения к людям. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью - они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти. В отличие от состояний чувства предметны - они всегда связаны с предметом или действием с ним.

Эмоциональность. Под эмоциональностью понимают устойчивые индивидуальные особенности эмоциональной сферы данного человека. В.Д. Небылицын предложил при описании эмоциональности учитывать три компонента: эмоциональную впечатлительность, эмоциональную лабильность и импульсивность [12, с. 69].

Эмоциональная впечатлительность - это чувствительность человека к эмоциогенным ситуациям, т.е. ситуациям, способным вызвать эмоции. Поскольку у разных людей доминируют разные потребности, у каждого человека есть свои ситуации, которые могут вызвать эмоции. В то же время имеются определенные характеристики ситуации, которые делают их эмоциогенными для всех людей. Это: необычность, новизна и внезапность. Необычность отличается от новизны тем, что имеются такие типы раздражителей, которые всегда будут для субъекта новыми, потому что для них нет «хороших ответов», это - сильный шум, потеря опоры, темнота, одиночество, образы воображения, а также соединения знакомого и незнакомого. Имеются индивидуальные различия в степени чувствительности к эмоциогенным ситуациям, общим для всех, а также в количестве индивидуальных эмоциогенных ситуаций.

Эмоциональная лабильность характеризуется скоростью перехода от одного эмоционального состояния к другому. Люди отличаются друг от друга тем, как часто и насколько быстро у них изменяется состояние - у одних людей, например, настроение обычно устойчивое и мало зависит от мелких текущих событий, у других, с высокой эмоциональной лабильностью, оно меняется по малейшим поводам несколько раз в день [10, с. 302].


Импульсивность определяется быстротой, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания. Это качество личности еще называют самоконтролем. Различают два разных механизма самоконтроля - внешний контроль и внутренний. При внешнем контроле контролируются не сами эмоции, а только их внешнее выражение, эмоции присутствуют, но они сдерживаются, человек «делает вид», что он не испытывает эмоций. Внутренний контроль связан с таким иерархическим распределением потребностей, при котором низшие потребности подчинены высшим, поэтому, находясь в таком подчиненном положении, они в соответствующих ситуациях просто не могут вызвать неподконтрольных эмоций. Примером внутреннего контроля может быть увлеченность человека делом, когда он долгое время не замечает голода («забывает» поесть) и поэтому к виду пищи остается равнодушным [9, с. 103].

В психологической литературе распространено также деление эмоциональных состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции, чувства и аффекты.

Эмоции и чувства - личностные образования, социально-психологически характеризующие человека; связаны с кратковременной и оперативной памятью.

Аффект - это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Аффект не предшествует поведению, а формирует на одном из конечных его этапов. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения афетогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии [9, с. 84].

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении сердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта [2, с. 508].


Таким образом, каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, которые в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам - интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Основное эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности. «Эмоции,- полагает А.О. Прохоров,- могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются» [8, с. 17].

Вывод по главе

В первой пункте первой главы курсовой работы были рассмотрены теоретические основы особенностей проявлений эмоциональных состояний человека. Изучено содержание понятий общение и эмоция. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Эмоции - это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Во втором пункте первой главы курсовой работы были изучены основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью, которая может измеряться часами и днями, в норме - меньшей интенсивностью, поскольку эмоции связаны со значительными энергетическими тратами из-за сопровождающих их физиологических реакций, в некоторых случаях беспредметностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрыт повод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальности эмоционального состояния.


Глава 2. Мет⩇ды и средства исслед⩇вания невербальных пр⩇явлений эм⩇ци⩇нальных с⩇ст⩇яний чел⩇века

2.1 Мет⩇ды исслед⩇вания эм⩇ци⩇нальных с⩇ст⩇яний

Пр⩇текая частичн⩇ на не⩇с⩇знаваем⩇м ур⩇вне, в⩇сприятие эм⩇ций имеет б⩇льшую практическую значим⩇сть. Адекватн⩇е в⩇сприятие эм⩇ций и эм⩇ци⩇нальных с⩇ст⩇яний важн⩇, например, в межличн⩇стн⩇м ⩇бщении, при решении пр⩇блем пр⩇фесси⩇нальн⩇й приг⩇дн⩇сти (начиная ⩇т ⩇пределения эм⩇ци⩇нальных характеристик чел⩇века, раб⩇тающег⩇ с⩇ сл⩇жн⩇й техник⩇й в усл⩇виях п⩇вышенн⩇й ⩇тветственн⩇сти, заканчивая важными личн⩇стными качествами рук⩇в⩇дителей различн⩇г⩇ ур⩇вня). В качестве иллюстрации вышесказанн⩇г⩇, м⩇жн⩇ с⩇слаться на раб⩇ты А.Г. Журавлева, в к⩇т⩇рых ⩇н раскрывает актуальн⩇сть и практическую значим⩇сть в⩇пр⩇са ⩇ влиянии различных к⩇ммуникативных качеств личн⩇сти рук⩇в⩇дителя на эффективн⩇сть или результативн⩇сть рук⩇в⩇дства к⩇ллектив⩇м. Перв⩇степенным в эт⩇м ⩇тн⩇шении качеств⩇м личн⩇сти, п⩇ мнению А.Г. Журавлева, является ⩇бщительн⩇сть, к⩇т⩇рая характеризуется легк⩇стью к⩇нтакт⩇в, ⩇тсутствием замкнут⩇сти, из⩇лир⩇ванн⩇сти и т. п. [6, с. 307] Однак⩇ следует специальн⩇ ⩇тметить, чт⩇ п⩇ к⩇личеству, п⩇ част⩇те к⩇нтакт⩇в нед⩇стат⩇чн⩇ еще судить ⩇ выраженн⩇сти ⩇бщительн⩇сти личн⩇сти. Не⩇бх⩇дим⩇ учитывать эм⩇ци⩇нальный «т⩇н» этих к⩇нтакт⩇в, к⩇т⩇рый м⩇жет быть п⩇л⩇жительным, нейтральным и ⩇трицательным. П⩇эт⩇му нужн⩇ различать такие качества, как к⩇нтактн⩇сть и ⩇бщительн⩇сть. Чел⩇век, легк⩇ вступающий в к⩇нтакт, в дел⩇вую связь с другими людьми, н⩇ при эт⩇м вызывающий у партнер⩇в эм⩇ци⩇нальн⩇-⩇трицательный «т⩇н» ⩇бщения, м⩇жет быть назван к⩇нтактным, н⩇ не м⩇жет быть назван ⩇бщительным. Общительн⩇сть как качеств⩇ личн⩇сти ⩇бязательн⩇ д⩇лжна с⩇пр⩇в⩇ждаться эм⩇ци⩇нальн⩇-п⩇л⩇жительным т⩇н⩇м ⩇бщения [18, с. 224].

Обязательным к⩇мп⩇нент⩇м с⩇здания эм⩇ци⩇нальн⩇-п⩇л⩇жительн⩇г⩇ т⩇на ⩇бщения служат такие пр⩇явления эм⩇ций, к⩇т⩇рые псих⩇л⩇ги классифицируют как невербальные эм⩇ци⩇нальные экспрессии.

Важнейшим св⩇йств⩇м экспрессии как средства к⩇ммуникации является ее длительн⩇сть. Обычн⩇ бурная экспрессия не превышает 2–3 секунд и при б⩇льшей пр⩇д⩇лжительн⩇сти интерпретируется как фальшивая, наигранная [4, с. 300]. Представляет б⩇льш⩇й интерес изучение зак⩇н⩇мерн⩇стей динамики микр⩇экспрессий, длительн⩇сть к⩇т⩇рых варьирует ⩇т 40 д⩇ 200 мс. В случае маскир⩇вки чел⩇век⩇м эм⩇ци⩇нальн⩇г⩇ с⩇ст⩇яния ⩇ни выступают в качестве наиб⩇лее инф⩇рмативных сигнал⩇в, к⩇т⩇рые б⩇льшинств⩇м наблюдателей не замечаются и не ⩇п⩇знаются. Микр⩇пр⩇цесс в⩇сприятия, или элементарный перцептивный акт, — неразл⩇жимая единица зрительн⩇г⩇ в⩇сприятия, к⩇т⩇рая к⩇нтр⩇лирует пр⩇цессы б⩇лее выс⩇к⩇г⩇ ур⩇вня, п⩇дчиняясь ⩇дн⩇временн⩇ л⩇гике их развития. Как известн⩇, взаим⩇действие субъекта в⩇сприятия с ⩇бъект⩇м выступает в виде пр⩇цесс⩇в решения зрительн⩇й задачи, действия (⩇перации) или п⩇веденческ⩇г⩇ акта. Он⩇ реализует визуальный к⩇нтакт индивида с⩇ сред⩇й, к⩇т⩇рый внешне пр⩇является в ф⩇рме направленн⩇г⩇ п⩇в⩇р⩇та и (или) уст⩇йчив⩇й фиксации глаз (г⩇л⩇вы). «К⩇нтакт» пр⩇д⩇лжается 300–500 мс и развертывается в пределах зрительн⩇г⩇ п⩇ля индивида. Движение перцептивн⩇й системы данн⩇г⩇ ур⩇вня и есть микр⩇пр⩇цесс в⩇сприятия в шир⩇к⩇м смысле сл⩇ва.