Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Процедура налогового контроля).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
В Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи в своей стране. Эту помощь призван обеспечивать и нотариат путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.
В последние годы в деятельности нотариата произошли определенные перемены. В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства, выходу в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата. И в настоящее время российский нотариат терпит ряд существенных изменений, что делает выбранную мной тему актуальной. В 1993 году был принят новый закон о нотариате "Основы законодательства РФ о нотариате", который официально утвердил в нашей стране частный нотариат.
На данный момент существуют два вида нотариуса: государственный и частный. Разница между ними состоит в том, что государственный нотариус передает всю пошлину за совершение нотариальных действий государству и получает от него гарантированную заработную плату, а нотариус занимающийся частной практикой взимает тариф, который остается у него полностью (за исключением выплат налогов и других выплат, предусмотренных законом). Долгое время на нотариуса смотрели как на субъекта, который не мог пробиться в адвокатуру, суд и прокуратуру. Но на сегодняшний день особенностью деятельности нотариусов является их полная независимость от кого-либо при выполнении своих прямых профессиональных обязанностей - совершении нотариальных действий, что, на мой взгляд, дает право приравнивать их, а быть может даже поставить на уровень выше лиц занимающихся судебной и иной правовой деятельностью.
Поскольку прежняя система государственного нотариата не отвечала потребностям нового гражданского оборота, потребовалась реформа системы нотариата. Важнейшим моментом здесь стало принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Ст. 2 Конституции Российской Федерации закрепила приоритет прав человека как высшей ценности. Это также стало причиной реформы нотариата, являющегося одним из правовых средств, с помощью которых государство обеспечивает защиту прав и свобод граждан, носящих как личный, так и имущественный характер.[1]
Закон предъявляет много требований к лицам, претендующим или уже исполняющим обязанности нотариуса. Все это вполне оправданно, поскольку цена ошибки нотариуса может быть достаточно высокой и серьезно отразиться на судьбе как одного человека, так и больших организаций. Одно из главных требований к нотариусу - высокопрофессиональное знание современного российского законодательства, судебной практики его толкования и применения, а также - в определенной степени - норм иностранного и международного частного права.
Российский нотариат как составная часть Международного союза латинского нотариата стремится в своей работе обеспечить высокий уровень правовых гарантий для всех граждан и организаций, обращающихся к нотариусам.
Нотариусы в своей деятельности применяют нормативные акты двоякого характера. Во-первых, это различное материальное законодательство - гражданское, семейное, земельное, жилищное и другое, определяющее существо совершаемых нотариальных действий. Во-вторых, нормы процедурного характера, отражающие правила нотариального производства, порядок и ритуальную сторону нотариальной деятельности.
Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией России, конституциями республик в составе России, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.[2]
Нотариальные действия в России могут совершаться не только нотариусами. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. В Гражданском кодексе Российской Федерации3 (ст. 185, разд. V "Наследственное право") право совершения отдельных нотариальных действий предоставлено должностным лицам органов местного самоуправления и другим лицам. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.
С появлением первых сделок на приобретение права собственности российский нотариат стал испытывать новый интерес к себе как со стороны государственной власти, так и со стороны обывателей. В условиях формирования рынка и развития с ним связанных гражданских правоотношений, органы нотариата стали приобретать решающее значение. Новые законы Российской Федерации, принятые в 90-х годах, такие как: о собственности, об аренде, о земле, об акционерных обществах, о ценных бумагах, о предпринимательстве, о приватизации и другие, связанные с переходом страны к рыночным отношениям, позволили значительно усилить влияние нотариата на укрепление гражданско-правовых отношений, расширить круг совершаемых нотариальных действий, увеличить количество удостоверяемых договоров, соглашений, доверенностей и иных сделок, ввести в гражданский оборот неизвестные ранее виды юридических документов. В условиях формирования рынка и развития с ним связанных гражданских правоотношений, решающее значение приобретают органы нотариата[3]. Все это определяет актуальность выбранной темы исследования. Целью данной работы является показать, представление о формах контроля за деятельностью нотариусов, рассмотреть процедуру: профессионального контроля и налогового контроля.
Задачей работы - описать виды и процедуры осуществления отдельных видов контроля, а также охарактеризовать формы контроля за деятельностью нотариусов.
Предметом исследования настоящей работы является рассмотрение деятельности нотариусов в условиях сегодняшней действительности. В рамках исследования темы будут рассмотрены и исследованы материалы научной и практической литературы. Работа написана также на основе законодательного и нормативного материала.
Формы контроля за деятельностью нотариусов и процедуры осуществления отдельных видов контроля
Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате.
Цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят двоякий характер и должны учитывать специфику нотариальной деятельности и нотариальных актов. Во-первых, специфика контроля в нотариальной сфере определяется особенностью нотариальных актов. Большинство из них не имеет ограничений времени действия, например, нотариально удостоверенные договоры и свидетельства о праве на наследство действуют до тех пор, пока не будет заключена новая сделка либо наследник не пожелает совершить сделку с имуществом, полученным им по наследству.
Во-вторых, необходимость осуществления контроля за профессиональной деятельностью является необходимым элементом любой публично-правовой и частноправовой организации. Например, контроль осуществляется за деятельностью государственных служащих, служащих хозяйственных обществ и товариществ и т.д. Другое дело, что формы и организация такого контроля носят в каждой из организаций специфический характер, отражая характер и содержание соответствующей деятельности.
Ограничение по времени действия имеют, например, доверенности, но и в этом случае срок их действия может составлять до 3 лет с момента удостоверения. Поэтому ошибки в нотариально удостоверенных документах могут отозваться и проявиться спустя многие и многие годы. При этом многие ошибки, например в тексте нотариально удостоверенного завещания, практически неустранимы, если завещатель уже умер и речь идет о подтверждении прав наследников. В законодательстве о нотариате предусмотрены различные формы контроля за деятельностью нотариусов. Можно выделить несколько таких форм контроля, во-первых, профессиональный контроль, во-вторых, контроль налоговых органов и органов, взимающих обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды, в-третьих, судебный контроль, в-четвертых, контроль, осуществляемый органами прокуратуры и следствия. Кроме того, контроль за деятельностью нотариусов может носить как предварительный, так и последующий характер. Профессиональный контроль носит как последующий, так и предварительный характер, поскольку направлен как на поиск уже допущенных ошибок, так и на профилактику их в будущем.
Налоговый, судебный контроль и контроль органов уголовной юстиции в основном имеют последующий характер и направлены преимущественно на обнаружение нарушений законодательства с целью применения установленных законодательством правовых санкций. Каждый из видов контроля имеет свою специфику, определяемую характером деятельности органа, осуществляющего контроль, стоящими перед ними задачами и осуществляемыми полномочиями. Так, задача профессионального контроля – помочь нотариусам в применении современного законодательства, обеспечить ориентацию на единую нотариальную практику в условиях отсутствия многих необходимых нормативных правовых актов. Контроль, осуществляемый иными органами, носит большей частью эпизодический характер (за исключением налогового контроля) и связан с возникновением конкретного гражданского или уголовного дела, в котором ставится под сомнение правомерность действий нотариуса.[4]
Контроль за деятельностью нотариата является необходимым элементом его функционирования. Именно всесторонний контроль позволяет выявить ошибки на практике и проблемы функционирования организации нотариата во всех ее звеньях: от нотариуса до нотариальной палаты.
В зависимости от предмета контроль за деятельностью нотариусов подразделяется на два вида:
- контроль по существу нотариальной функции (за совершением нотариальных действий);
- контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.
В зависимости от субъекта, контроль может быть:
а) судебным (осуществляемый судебными органами);
б) государственным (осуществляемый органами юстиции);
в) внутренним (осуществляемый нотариальной палатой) и т.д.
Судебный контроль за совершением нотариальных действий является, основной формой контроля.
Как отказ в совершении нотариального действия, так и неправильность этого действия по существу может быть обжалована в судебном порядке (ст.33 Основ). Закон не делает каких-либо исключений для отдельных нотариальных действий - все они обжалуются в порядке особого производства.
Как отмечает, Аргунов В.Н., обусловлено это правоохранительной природой функции нотариуса. В действиях нотариуса нет ни административного принуждения, ни государственно-властных управленческих полномочий, хотя он и является должностным лицом. Поэтому контроль суда за деятельностью нотариата сопоставим с надзорной функцией суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве. Он должен обеспечить исправление нотариальных ошибок, обобщение нотариальной практики, толкование действующего законодательства.[5]
Наряду с судебным контролем большое значение имеет и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами. За нотариусами работающими в государственных нотариальных конторах, контроль осуществляют органы юстиции, а за нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.
Ряд исследователей говорит о недостатках такого механизма контроля за деятельностью нотариусов и нотариальных палат. В частности, к ним следует отнести отсутствие правового механизма осуществления государственного контроля за деятельностью нотариусов и нотариальных палат, разрешения возникающих споров между органами юстиции и нотариальными палатами, а также частичное смешение их функций.
В соответствии с Основами законодательства о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающихся частной практикой, осуществляют нотариальные палаты. Представляется, что эта схема саморегуляции все-таки должна предусматривать и определенный контроль за деятельностью палат со стороны органов юстиции. В настоящее же время органы юстиции не могут даже обратиться в суд с ходатайством о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью.
Согласно ч. 2 ст. 34 Основ проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года, причем первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, проводится не раньше чем через год после наделения его полномочиями нотариуса.
Как показывает практика применения Основ, контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, их профессиональных обязанностей является одним из самых слабых мест нового закона. Законом не определяются формы и методы такого контроля, поэтому он нуждается в детализации и совершенствовании.
Отсутствие в законодательстве эффективных механизмов разрешения возникающих споров между органами юстиции и нотариальными палатами подчас приводит к тому, что некоторые вопросы, отнесенные к совместному ведению, не разрешаются, поскольку стороны никак не могут прийти к согласию.[6]
В соответствии свыше сказанным, можно сделать вывод, что задача контроля в том, чтобы помочь нотариусам в применении современного законодательства, обеспечить ориентацию на единую нотариальную практику в условиях отсутствия многих необходимых нормативных правовых актов. Нотариальная деятельность, как и любая другая, нуждается в контроле и надзоре. Необходимость контроля и надзора обусловлена тем, что в правоприменительной практике возникает ряд прикладных проблем, выявление которых возможно лишь с помощью проведения контрольных и надзорных действий.