Файл: Сущность и понятие концепции воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность и понятие концепции воспитания


За последний период развития общества было достигнуто разделяемое многими российскими исследователями понимание сущности воспитания, его целей, задач и специфики организации в современных условиях. В настоящее время в системе российского образования стала складываться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями как плюрализм и вариативность социально-воспитательных практик, рост степени свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, личностно-деятельностная направленность воспитания и образования, организация среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации.

Для определения понятия концепция воспитания необходимо разобраться с терминами «концепция» и «воспитание».

В Большой советской энциклопедии под концепцией понимается определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.

В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия концепция: «система взглядов на что-нибудь, основная мысль».

В философско-терминологическом словаре под редакцией А.Ф. Малышевского концепция трактуется как ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления.

В Большом словаре иностранных слов дается следующее определение: «концепция – это замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего-нибудь. Новые концепции производительных сил в политической экономии».

В советских энциклопедических словарях под. ред. А.М. Прохорова концепция трактуется как «определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освящения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности».

Таким образом, под концепцией мы будем понимать систему взглядов на что-либо, определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.


Советский ученый-педагог Б.Т. Лихачев трактует воспитание как всеобщую абстрактную категорию, а также объективный конкретно-исторический процесс, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил.

Ведущий специалист по теории и истории педагогики И.П. Подласый рассматривает воспитание в широком социальном смысле — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. При этом под «опытом» понимают знания, умения, навыки, способы мышления, нравственные, эстетические и правовые нормы — то есть все духовное наследие человечества. Передачей опыта занимаются не только педагоги, но и семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка, поэтому широкое понятие воспитания нуждается в сужении и конкретизации.

Также И.П. Подласый дает определение в узком социальном смысле, так воспитание – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Советский педагог Н.Е. Щуркова исследует воспитание с точки зрения культурологического подхода. Воспитание – это управляемый педагогами-профессионалами процесс последовательного и неуклонного восхождения ребенка к достижениям культуры в целях максимального развития всех потенциальных способностей личности ребенка и во имя счастья жизни подрастающего человека, организуемое как взаимодействие с миром на уровне современной культуры.

Советский и российский педагог Е.В. Бондаревская под концепцией воспитания понимает совокупность идей и принципов воспитательной деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе. Основу концепций воспитания составляют цель воспитания и способы ее достижения. Как правило, концепция воспитания имеет следующую логическую последовательность: анализ современной социально-педагогической ситуации, идеологии современного воспитания; определение его целей, функций, задач, базового компонента содержания воспитания

; обоснование методов и технологий воспитания; выявление критериев воспитанности. Концептуальные подходы к воспитанию отличаются многообразием, что обусловлено социально-экономическими, демографическими, культурными особенностями, различием представлений об актуальности тех или иных общественных проявлений.

И.Л. Руденко определяет концепцию воспитания как совокупность идей и принципов «педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе».

Е.Н. Степанов и Л.М. Лузина под концепцией воспитания понимают систему взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс — его сущность, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.

Сущность некоторых концепций воспитания заключается в следующих положениях:

  1. Концепция социального воспитания базируется на идее системно-социального проектирования, который отражает процесс воспитания как целенаправленный и влияющий на поведение и всю последующую жизнь личности.

  2. Концепции коллективного воспитания рассматриваются как управление развитием личности.

  3. Личностная концепция базируется на антропологическом подходе и основана на восприятии воспитания как культурного процесса.

  4. Личностно-ориентированный подход самовоспитания, рассматривающий его в качестве процесса для решения проблем, возникающих в течение жизни.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ понятий «концепция», «воспитание», «концепция воспитания» позволил исследовать научную и социально-педагогическую составляющие общественного воспитания как целенаправленного и научно-обоснованного процесса развития личности ребенка в обществе. Также нами была рассмотрена сущность некоторых концепций воспитания.