Файл: Ход урока Орг момент. Дети входят в класс под музыку песни Г. Гладкова Спор Маши и Вити.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока
1. Орг. момент.
Дети входят в класс под музыку песни Г. Гладкова «Спор Маши и Вити» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
- Добрый день!
- Добрый день!
Скажите, о чем поется в песне, которую вы только что слышали?
(Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете…)
А вы как считаете, есть ли в нашей жизни чудеса?
Где можно встретиться с чудесами?
Хорошо. Ребята, урок у нас сегодня будет необычный и очень увлекательный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка! Но не простая сказка а… (волшебная)!
Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
(сказка будет впереди)
О чем мы сегодня будем говорить?
(о сказках)
Но как мы в неё попадём? Я думаю, об этом вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки, а заодно повторите материал прошлых уроков!
2. Актуализация опорных знаний.
-
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
-
Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он... (Исполнитель)
-
Тот, кто песни не поет, а слушает,
Называется, ребята, ... (Слушатель)
-
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — ... (Песня)
-
Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)
-
Ярко зал весь засверкал,
Приглашает всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот? (Вальс)
-
Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
-
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент!(Дирижёр.)
-
В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, существует,
Площадка особая - …(Сцена)
Молодцы! Скажите, кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
(о театре)
Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидим в нем музыкальную сказку. Сегодня на уроке вы узнаете, может ли сказка быть музыкальной, как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке. Приготовились? Тогда в путь!
3.Открытие новых знаний.
Ребята, а какой волшебный предмет в русских народных сказках помогает героям найти верный путь, показывает дорогу?
(Волшебный клубочек)
Вот он, у меня в руках. «Волшебный клубок – ниток моток, укажи нам путь-дорогу, в сказку приведи».
(Учитель совершает какие-нибудь манипуляции с клубком – подкидывает, оборачивается кругом – открывается презентация, на которой размещены слова – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА)
В музыкальном театре спектакли называются «опера» и «балет». Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша.
А кто из вас знает, что такое афиша?
Афиша – это красочное объявление о спектакле.
А какую информацию мы можем узнать из афиши?
Давайте внимательно посмотрим на эту афишу.
Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?
(«Волк и семеро козлят»)
Вам знакомо это название?
(Да, это сказка)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с оперой-сказкой «Волк и семеро козлят».
А что же такое опера?
Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра.
В основе оперы «Волк и семеро козлят» лежит сказка.
А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу?
(Мариан Коваль)
Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.
А теперь давайте войдем в театр….
Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».
(мама Коза, козлята и Волк)
Правильно. Сначала мы познакомимся с Мамой-Козой и послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.
Прослушивание Колыбельной мамы Козы
Скажите, какую песню поет коза?
(колыбельную)
Коза исполняла песню соло, то есть одна.
Сольные номера в опере – это характеристика героев.
Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной
(добрая, нежная, любит своих козлят)
Кто услышал имена козлят?
(Топтушка, Бодайка, Болтушка, Дразнилка, Мазилка, Всезнайка, Малыш.)
Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят?
(о характере козлят)
Давайте познакомимся с музыкальными образами козлят. И первым в опере появляется Топтушка.
Слушание фрагмента из сцены оперы-сказки
-
Топтушка – на месте топчется, что-то хочет сказать, а никак не решит, всем мешает, путается под ногами.
«Я на венике верхом объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед! Ну? Догонишь или нет?»
-
Всезнайка — в музыке и танец, и песня. Козленок ласковый, умный и прилежный. Музыка спокойная, мелодичная, негромкая, темп средний, лад мажорный, ритм ровный.
«А я знаю, за лежанкой
Прячет мать с вареньем банку»
-
Бодайка — музыка, эмоциональная, драчливая, звуки короткие, отрывистые, мелодия то вверх, то вниз, темп быстрый, веселый характер. Козленок не злой, просто любит поиграть и любит пободаться, и попрыгать, лад – мажор.
«Забодаю, забодаю!»
-
Болтушка – музыка “несобранная”, часто меняется мелодия (болтает на разные темы), не умеет молчать, неуклюжая.
«Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я – Болтушка,
Говорят, что много вру,
А я правду говорю!»
Роль каждого козленка исполнял один артист, т.е. соло. Но в опере могут петь одновременно много певцов. Как мы, скажем, поет... ?
(хор)
«Целый день поём, играем –
Очень весело живем,
Очень весело живем!»
-
Дразнилка – музыка “вредная”, задорная, вздорная, дразнящаяся.
«У Мазилки нос грибом!»
-
Мазилка – музыка жалобная, плаксивая, писклявая.
«Не дразни меня! Не дразни меня!»
Вот какие разные козлята. Что помогает их охарактеризовать?
(музыка)
Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.
Слушание темы Малыша и Военного марша
«Стойте, друзья, комадиром стал я!
По команде стройтесь в ряд!
Начинаем наш парад!»
Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш?
(потому, что Малыш представляет себя командиром на параде, он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша)
Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.
А сейчас с помощью волшебных масок мы превратимся в козлят, каждый из вас постарается показать то, что делают в опере козлята.
(мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша)
А теперь, ребята, послушаем, что же произошло в опере дальше?
Слушание продолжения сцены
Кто появился?
(волк)
Какой Волк в опере-сказке?
(злой, хитрый, серый, коварный и т.д.)
Что сделал Волк?
(посадил козлят в мешок)
Всех козлят волк посадил в мешок?
(Малыш спрятался за печкой)
Правильно. Волк принес мешок с козлятами на опушку леса, где добычу ждала коварная Баба-Яга, которая и придумала план, как украсть козлят. Маленький Малыш решил помочь своим братьям и сестрам, он позвал на помощь друга Петуха. Вместе они освободили козлят, пока Баба-Яга и Волк из-за них дрались. В это время Мама-Коза вернулась домой с подарками и увидела, что дом пуст. И стала она горько рыдать, но услышала за окном веселую песню своих деток-козлят. Обрадовалась Коза и выбежала к ним навстречу. Счастливые и довольные, козлята пустились в пляс.
Так заканчивается наша опера-сказка!
4. Физминутка «Козленок» (видео)
5.Вокальная работа
Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей). Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором.
Разучивание попевки «Целый день поем-играем» из оперы-сказки «Волк и семеро козлят»
Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.
Аплодисменты
6. Работа в группах. Прием «Ассоциации»
Сейчас мы продолжим работу в парах. Каждая пара получает картинку с изображением козленка.
Ваша задача: дать козленку имя, рядом написать по три слова-ассоциации к данному образу козленка из тех, что представлены на экране.
(дети работают в группах)
Результаты работы: лидер группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка.
7. Подведение итогов урока:
-
Как называется музыкальный спектакль, в котором все персонажи поют? -
Как называют главного героя оперы, который исполняет свои песни соло, т.е. один? -
Как называют коллектив певцов? -
Как называется красочное объявление о спектакле?
8. Рефлексия.
- Скажите, пожалуйста, бывают ли чудеса на свете?
- Где нас ждут чудеса?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что на уроке вам понравилось больше всего?
Учитель: я вижу, что урок вам понравился. В сказках всегда добро побеждает зло, и в каждой сказке есть чудеса.
9. Домашнее задание: нарисовать афишу к опере-сказке «Волк и семеро козлят».