Файл: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине оп. 04. Возрастная анатомия, физиология и гигиена для студентов специальности 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.doc
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А втономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Многопрофильная Академия непрерывного образования»
Методические рекомендации
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП.04. Возрастная анатомия, физиология и гигиена для студентов специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
-
овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности; -
формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности; -
развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Выполнение студентами ВСР способствует формированию общих компетенций:
-
ОК 1.Проявлять к будущей профессии устойчивый интерес -
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество -
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность -
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач -
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности -
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться -
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий -
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием -
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности -
ОК 10. Соблюдать дисциплину, применять полученные знания на практике
1 Виды ВСРС и распределение времени на их выполнение
Виды, тематика и время внеаудиторной самостоятельной работы студентов определены согласно программе профессионального модуля и отражены в таблице 1.
Таблица 1
- Виды ВСРС и распределение времени
№п/п | Наименование самостоятельной практической работы | Время на выполнение (час) | Срок выполнения от начала изучения курса |
1 | Работа с первоисточниками справочниками, инструкциями | 7 | 1-2 неделя |
2 | Работа со справочниками и научно-популярной литературой. | 2 | 3 неделя |
3 | Работа с научно-популярной литературой. | 6 | 4-6 неделя |
4 | Работа с первоисточниками справочниками, инструкциями | 6 | 7-9 неделя |
5 | Работа с научно-популярной литературой, конспектирование и подготовка рефератов | 12 | 10-14 неделя |
6 | Работа с научно-популярной литературой, конспектирование и подготовка рефератов | 2 | 15 неделя |
| Итого | 35 | |
2 Содержание внеаудиторной самостоятельной работы
Темы самостоятельных работ
-
Предмет и задачи курса возрастная анатомия, физиология и гигиена. Значение знаний предмета для профессиональной деятельности педагога. -
Организм человека как единое целое. -
Организм и среда. Роль наследственности и среды в развитии организма. -
Гомеостаз, его биологическое значение. Понятие о регуляции, саморегуляции функций, их способы (метаболизм, нейрогуморальная регуляция). Биологическая надежность и прнципы ее обеспечения. -
Понятие о росте и развитии детского организма. Закономерности роста и развития в постэмбриональный период (непрерывность, гетерохронность, гармоничность развития). -
Периодизация онтогенеза, его принципы. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма. -
Состояние физического развития школьников. Методы его определения. -
Основные понятия физиологии возбудимых образований (возбуждение, возбудимость, раздражимость, раздражение, раздражители). Торможение, современное представление о механизмах торможения. -
Строение и свойства нервных волокон. Возрастные особенности свойств нервных волокон. -
Связь между нейронами. Синапсы. Механизм передачи возбуждения в синапсах. -
Рефлекс - как основа нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги, ее звенья. Классификация рефлексов. -
Понятие о нервном центре. Свойства центральных синапсов: одностороннее проведение возбуждения, задержка проведения, суммация, трансформация ритма после действия, утомляемость, проторение. -
Координация функций организма. Особенности протекания иррадиации и индукции у детей. Учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания. -
Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы. -
Вегетативная нервная система. Строение, функция. -
Структурно-функциональная организация коры большого полушария. -
Развитие коры больших полушарий. Сроки созревания нейронов в разных областях коры больших полушарий. Возрастная особенность электрической активности коры. -
Понятие о высшей нервной деятельности. Роль И. М. Сеченева и И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности. -
Учение И. П. Павлова об условных рефлексах. Условно-рефлекторный характер высшей нервной деятельности. Ее нейрофизиологические механизмы. -
Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности: скорость образования, величина и устойчивость условных рефлексов. Ориентировочный рефлекс - как основа образования условных рефлексов. Изменение с возрастом. Роли пищевого, исследовательского и игрового поведения в выработке условных связей. -
Торможение условных рефлексов и их виды. Особенности торможения условных рефлексов у детей. Выработка условного торможения у детей - физиологическая основа воспитания. -
Условные рефлексы на время в разном возрасте. Режим дня школьника. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня. -
Интегративная деятельность мозга - как результат динамического взаимодействия различных нервных центров. Системная организация условно-рефлекторной деятельности. Учение П.К. Анохина. Понятие о функциональной системе. Значение обратной афферентации в осуществлении поведенческих реакций организма. -
Динамический стереотип - как основа привычек и навыков, как физиологические основы режима дня. Механизмы его формирования, роль в процессе обучения и воспитания. -
Условные рефлексы на речевые раздражители, скорость их образования. Две сигнальные системы действительности, их взаимодействие. Значение речевых стереотипов для развития речи. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи. -
Типы высшей нервной деятельности. Их пластичность. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей и подростков. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и обучения. -
Образование и длительность хранения условных рефлексов - основа обучения и памяти. Механизм памяти. Возрастные особенности памяти. -
Эмоции, мотивации, их роль в поведенческих реакциях организма. Возрастные особенности эмоциональной реакции детей и подростков, торможение отрицательных эмоциональных реакций. -
Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Гигиена сна. -
Понятие об утомлении. Двоякое биологическое значение утомления. Фазы утомления. Профилактика утомления. -
Понятие об умственной и физической работоспособности организма, их взаимосвязь. Возрастные показатели умственной и физической работоспособности. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной работоспособности. Меры, факторы и условия поддержания рабостоспособности на относительно высоком уровне в процессе учебной деятельности. -
Адаптация. Понятие об адекватности психических и физических нагрузок функциональным возможностям организма детей и подростков . -
Биоритмы и биоритмология . Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы, их причины, профилактика. -
Школьный режим, его основные компоненты. Гигиенические требования составления расписания уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий. -
Гигиенические требования к организации и проведению урока. Нормы объема домашних заданий для учащихся разного возраста. -
Гигиенические требования к школьным учебникам, учебным пособиям и школьно-письменным принадлежностям. -
Зрительный анализатор. Светопреломляющий аппарат глаза, его свойства. Механизмы фоторецепции. -
Нарушения рефракции: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Причины, вызывающие нарушения световосприятия. Острота зрения. Бинокулярное зрение. Пространственное зрение. Адаптация зрительного анализатора. -
Возрастные особенности зрительного анализатора. Гигиена зрения. Световой режим в школе. -
Слуховой и вестибулярный анализаторы. Акустические свойства уха. -
Возрастные особенности слухового анализатора. Профилактика нарушений слуха у детей и подростков. -
Понятие об эндокринных железах. Гормоны. Механизм их действия. Понятие о гипо- и гиперфункций желез внутренней секреции. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции (гипоталамо-гипофизарная система). -
Половые железы, их роль в процессах роста, развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания. Психофизиологические проявления сексуальности детей и подростков. -
Значение опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности скелета. -
Понятие о двигательных единицах. Их морфофункциональные дифференциации. Характеристика функциональных свойств скелетных мышц (сила, быстрота, выносливость, точность). Динамическая и статическая работа мышц. Утомление мышц. -
Возрастные особенности скелетной мускулатуры. Изменения макро-, микро-структуры, показатели функциональных свойств, соотношение тонусов мышц сгибателей и разгибателей. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом. Вред гиподинамии. -
Осанка, факторы ее определяющие. Нарушения осанки. Условия, способствующие образованию патологических изгибов позвоночника, плоскостопия и деформации других частей скелета. Типы деформаций, их профилактика. Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков и осанки у детей. -
Гигиенические требования к оборудованию учебных помещений: столам, стульям, классной доске, инструментам и т.д. Гигиенические требования к работе в компьютерных классах. -
Значение, состав и свойства крови. Форменные элементы крови. Группа крови. Возрастные особенности системы крови. -
Понятие об иммунитете. Клеточный гуморальный иммунитет. Роль вилочковой железы в иммунных реакциях организма. Антигены тканевой специфичности. Аллергия и анафилаксия. Заболевания крови. -
Понятие о кровообращении, его значение. Общая характеристика сердечно-сосудистой системы. Круги кровообращения. Микроциркуляция. Сердце, его строение, функции и развитие. Сердечный цикл и гемодинамика в полостях сердца.
ЛИТЕРАТУРА
-
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа,1985 год -
Под ред. Сапина М.Р. Анатомия человека. В 2 томах. - М., Медицина, 1993. - Т.2, с. 268-478. -
Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. - М., Просвещения, 1975. -
Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. - М., Просвещения, 1978. -
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М., Просвещения, 1990. -
Антропова М.В. Гигиена детей и подростков, 5-ое изд. - М., Медицина, 1977. -
Гуминский А.А., Леонтьев Н.Н., Тупицына Л.П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологии. - М., Изд. МГПИ им. В.И.Ленина, 1984. -
Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. - Минск,1980 год -
Санюкевич Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены. - Минск,1985. -
Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. - М.,Просвещения,1983 год. -
Под ред. Ситдикова Ф.Г. Избранные главы по возрастной физиологии. Казань, 1992 год. -
Под ред. Косицкого Г.И. Физиология человека. - М., Медицина, 1985. -
Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4 томах. - М., Медицина, 1994. - с. 10-254. -
Под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 т. - М., Высш. шк., 1991. - Т.1, с. 32-370. -
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). М., Просвещение, 1986. -
Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста. - М., Педагогика, 1983. -
Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. Физиология развития ребенка. М., Педагогика, 1983. -
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка – подросток - девушка. /Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1981. -
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток - юноша. - М., Просвещения, 1982 год -
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение, - М., Мир, 1988. - 248 с. -
Под ред. Никитюка Б.А., Чтецова В.П. Морфология человека. - М., Изд. МГУ, 1990. - с. 252-298. -
Под ред. Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии. - М., Высш. шк., 1986. - 351 с. -
Ашмарин И.П. Загадки и откровения памяти. - Л., Изд. ЛГУ, 1975. - 160 с. -
Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. / Под ред. Батуева А.С. - М., Высш. шк., 1991. - с. 12-95, 303-327. -
Шеперд Г. Нейробиология. В 2 т. - М., Мир, 1987. - Т.1, с. 78-264; Т.2, с. 19-43, 65-147, 158-176, 257-266. -
Экерт Р., Рэндел Д., Огастни Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2 т. - М., Мир, 1991-1992. - Т.1, с. 186-375, Т.2, с. 261-273. -
СанПиН 2.4.2.1178-02.