Файл: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине оп. 04. Возрастная анатомия, физиология и гигиена для студентов специальности 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А втономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«Многопрофильная Академия непрерывного образования»


Методические рекомендации

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП.04. Возрастная анатомия, физиология и гигиена для студентов специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

  • овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности;

  • формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;

  • развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.


Выполнение студентами ВСР способствует формированию общих компетенций:

  • ОК 1.Проявлять к будущей профессии устойчивый интерес

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

  • ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий

  • ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием

  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

  • ОК 10. Соблюдать дисциплину, применять полученные знания на практике



1 Виды ВСРС и распределение времени на их выполнение



Виды, тематика и время внеаудиторной самостоятельной работы студентов определены согласно программе профессионального модуля и отражены в таблице 1.
Таблица 1
- Виды ВСРС и распределение времени

п/п

Наименование самостоятельной практической работы

Время на выполнение (час)

Срок выполнения

от начала изучения курса

1

Работа с первоисточниками справочниками, инструкциями

7

1-2 неделя

2

Работа со справочниками и научно-популярной литературой.

2

3 неделя

3

Работа с научно-популярной литературой.

6

4-6 неделя

4

Работа с первоисточниками справочниками, инструкциями

6

7-9 неделя

5

Работа с научно-популярной литературой, конспектирование и подготовка рефератов

12

10-14 неделя

6

Работа с научно-популярной литературой, конспектирование и подготовка рефератов

2

15 неделя




Итого

35



2 Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

Темы самостоятельных работ


  1. Предмет и задачи курса возрастная анатомия, физиология и гигиена. Значение знаний предмета для профессиональной деятельности педагога.

  2. Организм человека как единое целое.

  3. Организм и среда. Роль наследственности и среды в развитии организма.

  4. Гомеостаз, его биологическое значение. Понятие о регуляции, саморегуляции функций, их способы (метаболизм, нейрогуморальная регуляция). Биологическая надежность и прнципы ее обеспечения.

  5. Понятие о росте и развитии детского организма. Закономерности роста и развития в постэмбриональный период (непрерывность, гетерохронность, гармоничность развития).

  6. Периодизация онтогенеза, его принципы. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.

  7. Состояние физического развития школьников. Методы его определения.

  8. Основные понятия физиологии возбудимых образований (возбуждение, возбудимость, раздражимость, раздражение, раздражители). Торможение, современное представление о механизмах торможения.

  9. Строение и свойства нервных волокон. Возрастные особенности свойств нервных волокон.

  10. Связь между нейронами. Синапсы. Механизм передачи возбуждения в синапсах.

  11. Рефлекс - как основа нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги, ее звенья. Классификация рефлексов.

  12. Понятие о нервном центре. Свойства центральных синапсов: одностороннее проведение возбуждения, задержка проведения, суммация, трансформация ритма после действия, утомляемость, проторение.

  13. Координация функций организма. Особенности протекания иррадиации и индукции у детей. Учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

  14. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы.

  15. Вегетативная нервная система. Строение, функция.

  16. Структурно-функциональная организация коры большого полушария.

  17. Развитие коры больших полушарий. Сроки созревания нейронов в разных областях коры больших полушарий. Возрастная особенность электрической активности коры.

  18. Понятие о высшей нервной деятельности. Роль И. М. Сеченева и И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности.

  19. Учение И. П. Павлова об условных рефлексах. Условно-рефлекторный характер высшей нервной деятельности. Ее нейрофизиологические механизмы.

  20. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности: скорость образования, величина и устойчивость условных рефлексов. Ориентировочный рефлекс - как основа образования условных рефлексов. Изменение с возрастом. Роли пищевого, исследовательского и игрового поведения в выработке условных связей.

  21. Торможение условных рефлексов и их виды. Особенности торможения условных рефлексов у детей. Выработка условного торможения у детей - физиологическая основа воспитания.

  22. Условные рефлексы на время в разном возрасте. Режим дня школьника. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня.

  23. Интегративная деятельность мозга - как результат динамического взаимодействия различных нервных центров. Системная организация условно-рефлекторной деятельности. Учение П.К. Анохина. Понятие о функциональной системе. Значение обратной афферентации в осуществлении поведенческих реакций организма.

  24. Динамический стереотип - как основа привычек и навыков, как физиологические основы режима дня. Механизмы его формирования, роль в процессе обучения и воспитания.

  25. Условные рефлексы на речевые раздражители, скорость их образования. Две сигнальные системы действительности, их взаимодействие. Значение речевых стереотипов для развития речи. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи.

  26. Типы высшей нервной деятельности. Их пластичность. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей и подростков. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и обучения.

  27. Образование и длительность хранения условных рефлексов - основа обучения и памяти. Механизм памяти. Возрастные особенности памяти.

  28. Эмоции, мотивации, их роль в поведенческих реакциях организма. Возрастные особенности эмоциональной реакции детей и подростков, торможение отрицательных эмоциональных реакций.

  29. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Гигиена сна.

  30. Понятие об утомлении. Двоякое биологическое значение утомления. Фазы утомления. Профилактика утомления.

  31. Понятие об умственной и физической работоспособности организма, их взаимосвязь. Возрастные показатели умственной и физической работоспособности. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной работоспособности. Меры, факторы и условия поддержания рабостоспособности на относительно высоком уровне в процессе учебной деятельности.

  32. Адаптация. Понятие об адекватности психических и физических нагрузок функциональным возможностям организма детей и подростков .

  33. Биоритмы и биоритмология . Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы, их причины, профилактика.

  34. Школьный режим, его основные компоненты. Гигиенические требования составления расписания уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий.

  35. Гигиенические требования к организации и проведению урока. Нормы объема домашних заданий для учащихся разного возраста.

  36. Гигиенические требования к школьным учебникам, учебным пособиям и школьно-письменным принадлежностям.

  37. Зрительный анализатор. Светопреломляющий аппарат глаза, его свойства. Механизмы фоторецепции.

  38. Нарушения рефракции: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Причины, вызывающие нарушения световосприятия. Острота зрения. Бинокулярное зрение. Пространственное зрение. Адаптация зрительного анализатора.

  39. Возрастные особенности зрительного анализатора. Гигиена зрения. Световой режим в школе.

  40. Слуховой и вестибулярный анализаторы. Акустические свойства уха.

  41. Возрастные особенности слухового анализатора. Профилактика нарушений слуха у детей и подростков.

  42. Понятие об эндокринных железах. Гормоны. Механизм их действия. Понятие о гипо- и гиперфункций желез внутренней секреции. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции (гипоталамо-гипофизарная система).

  43. Половые железы, их роль в процессах роста, развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания. Психофизиологические проявления сексуальности детей и подростков.

  44. Значение опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности скелета.

  45. Понятие о двигательных единицах. Их морфофункциональные дифференциации. Характеристика функциональных свойств скелетных мышц (сила, быстрота, выносливость, точность). Динамическая и статическая работа мышц. Утомление мышц.

  46. Возрастные особенности скелетной мускулатуры. Изменения макро-, микро-структуры, показатели функциональных свойств, соотношение тонусов мышц сгибателей и разгибателей. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом. Вред гиподинамии.

  47. Осанка, факторы ее определяющие. Нарушения осанки. Условия, способствующие образованию патологических изгибов позвоночника, плоскостопия и деформации других частей скелета. Типы деформаций, их профилактика. Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков и осанки у детей.

  48. Гигиенические требования к оборудованию учебных помещений: столам, стульям, классной доске, инструментам и т.д. Гигиенические требования к работе в компьютерных классах.

  49. Значение, состав и свойства крови. Форменные элементы крови. Группа крови. Возрастные особенности системы крови.

  50. Понятие об иммунитете. Клеточный гуморальный иммунитет. Роль вилочковой железы в иммунных реакциях организма. Антигены тканевой специфичности. Аллергия и анафилаксия. Заболевания крови.

  51. Понятие о кровообращении, его значение. Общая характеристика сердечно-сосудистой системы. Круги кровообращения. Микроциркуляция. Сердце, его строение, функции и развитие. Сердечный цикл и гемодинамика в полостях сердца.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа,1985 год

  2. Под ред. Сапина М.Р. Анатомия человека. В 2 томах. - М., Медицина, 1993. - Т.2, с. 268-478.

  3. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. - М., Просвещения, 1975.

  4. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. - М., Просвещения, 1978.

  5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М., Просвещения, 1990.

  6. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков, 5-ое изд. - М., Медицина, 1977.

  7. Гуминский А.А., Леонтьев Н.Н., Тупицына Л.П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологии. - М., Изд. МГПИ им. В.И.Ленина, 1984.

  8. Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. - Минск,1980 год

  9. Санюкевич Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены. - Минск,1985.

  10. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. - М.,Просвещения,1983 год.

  11. Под ред. Ситдикова Ф.Г. Избранные главы по возрастной физиологии. Казань, 1992 год.

  12. Под ред. Косицкого Г.И. Физиология человека. - М., Медицина, 1985.

  13. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4 томах. - М., Медицина, 1994. - с. 10-254.

  14. Под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 т. - М., Высш. шк., 1991. - Т.1, с. 32-370.

  15. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). М., Просвещение, 1986.

  16. Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста. - М., Педагогика, 1983.

  17. Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. Физиология развития ребенка. М., Педагогика, 1983.

  18. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка – подросток - девушка. /Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1981.

  19. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток - юноша. - М., Просвещения, 1982 год

  20. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение, - М., Мир, 1988. - 248 с.

  21. Под ред. Никитюка Б.А., Чтецова В.П. Морфология человека. - М., Изд. МГУ, 1990. - с. 252-298.

  22. Под ред. Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии. - М., Высш. шк., 1986. - 351 с.

  23. Ашмарин И.П. Загадки и откровения памяти. - Л., Изд. ЛГУ, 1975. - 160 с.

  24. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. / Под ред. Батуева А.С. - М., Высш. шк., 1991. - с. 12-95, 303-327.

  25. Шеперд Г. Нейробиология. В 2 т. - М., Мир, 1987. - Т.1, с. 78-264; Т.2, с. 19-43, 65-147, 158-176, 257-266.

  26. Экерт Р., Рэндел Д., Огастни Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2 т. - М., Мир, 1991-1992. - Т.1, с. 186-375, Т.2, с. 261-273.

  27. СанПиН 2.4.2.1178-02.