ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Немногим ранее – в сентябре 2011 года на расстоянии 100 км юго-восточнее Баку, французской нефтегазовой компанией Тоталь было открыто крупнейшее месторождение газа Абшерон, промышленное освоение которого запланировано к середине 2021 года. Суммарные углеводородные запасы Республики оцениваются в 4 млрд. тонн. Благодаря этому планируется выйти на 38,4 млн. т ежегодной добычи нефти и 47,4 млрд. м3 газа.
Металлургия
Выросший за последние десятилетия в 2,2 раза объём металлургической продукции, обусловлен потребностью страны в металлопрокате и готовых металлоизделиях для нефтегазовой отрасли, а также наличием значительных запасов бентонитовых глин на Дашсалахнинском месторождении Газахского района.
Чёрно металлургические базы страны Абшеронская и Гянджа-Дашкенсканская, а также другие города и районы имеют в своём распоряжении:
значительные залежи железных руд,
Дашкесанский горнообогатительный комбинат,
Бакинский электрический сталелитейный завод,
чугунолитейный цех Кишлинского машзавода.
Производство цветной металлургии сосредоточено в Баку (переработка цветных металлов), Гяндже (алюминиевый завод и завод по переработке цветных металлов), Сумгаите (алюминиевый, алюминиевопрокатный и трубопрокатный заводы).
Крупнейшими игроками отрасли выступают частные предприятия «Баку Стил Компани» и ОАО «Бакы Полад Токме». Необходимо также отметить, что в Азербайджане ведётся активная добыча золота и серебра ЗАО «Азер Голд» и рядом иностранных концессионеров.
Машиностроение
Обеспечивающие 1,5% ВВП государства, предприятия авиа-, авто-, судостроительной отрасли, сельхозмашиностроения, электротехнической сферы, нефтехимического машиностроения, приборостроения представлены:
Открытым акционерным обществом Азнефтехиммаш, насчитывающим в своём составе 10 заводов и 4 научно-исследовательских института.
Научно-производственным предприятием «Иглим», занимающимся изготовлением авионики и средств аэродромного обеспечения.
Научно-производственным предприятием «Сенайеджихаз», производящим контрольно-измерительные приборы.
Бакинским судостроительным заводом, годовой производительностью в 25 тыс. т металлоконструкций.
Автомобильными заводами в Гяндже, Нахичевани, Шемахе, сумевших наладить производство автомобилей и тракторов по иностранным технологиям.
Структурными подразделениями НАКА (Национального аэрокосмического агентства Азербайджана): тремя институтами, двумя конструкторскими бюро и Опытным заводом космического приборостроения.
1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ (БЕЗРАБОТИЦЫ).
В завершающемся 2022 году в Азербайджане зафиксированы позитивные подвижки на рынке труда, а также преодолен ряд негативных факторов, вызванный пандемическим кризисом и спадом деловой активности. Экспортный спрос и вызванный им рост производства в ненефтяном секторе в целом увеличил потребность в рабочих руках. Созданию новых вакансий способствуют возрастающие масштабы инфраструктурных и строительных проектов в Карабахском регионе, а также начинания в сфере самозанятости. О позитивных изменениях в сфере занятости накануне рассказал министр труда и социальной защиты населения Азербайджана Сахиль Бабаев во время форума, посвященного развитию карьеры «Будь готов к будущему».
Близящийся к концу 2022 год можно охарактеризовать как достаточно сложный и противоречивый, но в целом позитивный для возрождения экономической и трудовой активности в Азербайджане. На макроэкономическую стабильность разнонаправлено влияли высокий уровень импортируемой инфляции, рост транспортных издержек, корректировка тарифов естественных монополий. С другой стороны, сужение возможностей для торговли, усложнение транспортной логистики и доступа на рынок труда Украины и России весьма негативно сказались на возможности географической диверсификации незадействованных трудовых ресурсов нашей страны. Российский и украинский рынки традиционно играли важную роль для местных гастарбайтеров и участников сезонной торговли, однако в условиях ведущейся с февраля войны, спрос на такие услуги заметно снизился.
Впрочем, согласно данным Международной организации труда (МОТ) война в Украине привела к аналогичным проблемам на рынке труда во многих постсоветских странах, затронув даже благополучные в прошлом государства Европы, где из-за энергетического кризиса, высоких цен на газ, минеральное и рудное сырье закрываются многие энергоемкие предприятия в секторе тяжелой промышленности. В целом, по данным МОТ в 2022 году число безработных в мире увеличилось на 207 миллионов, что на 21 миллион больше, чем в докризисном 2019 году, и глобальный уровень безработицы, как ожидается, сохранится на уровне, превышающем допандемийные показатели, по меньшей мере до 2023 года, а возможно и более. Также авторы опубликованного на днях доклада МОТ «Рабочее время в разных странах» констатируют снижение среднего уровня заработной платы на фоне сокращения продолжительности рабочей недели.
Тем не менее в Азербайджане удалось отчасти компенсировать внешний негатив за счет расширения емкости внутреннего рынка труда. Важнейшим драйвером роста стала сравнительно высокая динамика экспорта, обеспечившая заказами местные промышленные, перерабатывающие предприятия, а также фермерские хозяйства, соответственно увеличив спрос на трудовые ресурсы. Так, в январе-ноябре 2022 года объем отечественного ненефтяного экспорта превысил $2,688 млрд, что на 14% больше прошлогодних показателей. В свою очередь, совокупный экспорт аграрной продукции за 10 месяцев составил $672,1 млн, увеличившись на 11%. Рост в перечисленных отраслях оказал мультипликационный эффект, увеличив занятость в транспортной и сервисной сферах. Немаловажно также увеличение кадрового спроса в секторе туризма и гостеприимства: за 11 месяцев текущего года Азербайджан посетило свыше 1,458 млн иностранных туристов, что говорит о 2,1-кратном росте по сравнению с аналогичным периодом минувшего года.
Свою лепту в открытие новых рабочих мест внесло развитие технопарков, промзон, промышленных кварталов и иных производственных кластеров, где на сегодняшний день создано свыше 10 тысяч рабочих мест. И этот процесс продолжается, в ближайшие год-два в промзонах будут реализованы новые проекты на более чем 370 млн манатов, что позволит создать более 2400 постоянных рабочих мест.
Расширению вакансий на рынке труда способствует сегмент малого и среднего бизнеса (МСБ), финансируемого по линии Фонда развития предпринимательства (SIF), выделившего в прошлом году льготных кредитов на 130,6 млн манатов и создав порядка 3,2 тысяч рабочих мест. Эта работа продолжилась и в текущем году: за 11 месяцев по линии SIF выделено 119,6 млн манатов и создано 2,5 тысяч новых рабочих мест, и по итогам года эти показатели еще более возрастут.
Еще одним важным инструментом снижения безработицы стала программа самозанятости: распоряжение главы государства «О дополнительных мерах в сфере обеспечения самозанятости населения» в 2016 году стало точкой отсчета для начала реализации в стране наиболее массовой программы финансирования микробизнеса. Число вовлеченных в программу граждан плавно возрастало, увеличившись с 1232 человек в 2017 году до более чем 16,2 тысяч человек в минувшем году. А в 2023 году около 17 тысяч азербайджанских граждан будут вовлечены в программу самозанятости, причем бюджет Фонда страхования от безработицы, предусмотренный в размере 212,7 млн манатов, способствует расширению программ по самозанятости, привлечению безработных к массовым общественным работам, особенно в регионах страны.
Роль важнейшего катализатора роста предложения на местном трудовом рынке уже свыше двух лет играет большая «Карабахская стройка», впечатляющая как масштабами проводимых одновременно инфраструктурных работ, вовлеченностью сюда многих тысяч специалистов, так и объемом капитальных вложений. Как отметил недавно министр финансов Азербайджана Самир Шарифов, совокупные расходы на восстановление освобожденных территорий на период 2021-2023 годов составят 9,7 млрд манатов. Столь значительные государственные вливания стали катализатором возрождения строительной индустрии: в частности, в январе-ноябре 2022 года производство строительных материалов в республике увеличилось на 14,5%, и за последние два года в этой отрасли зафиксирован заметный кадровый спрос. Объемы финансирования карабахских проектов кратно возрастут к 2027 году, с учетом планов строительства на освобожденных территориях около трех с половиной десятков тысяч квартир и индивидуальных жилых домов, где планируется поэтапно расселить 34,5 тысяч семей вынужденных переселенцев. Для реализации масштабного жилищного строительства, а также прокладки распределительной и коммунальной инфраструктуры, возведения социальных и коммерческих объектов в возрождаемых городах и селах, будут вовлечены уже десятки тысяч строителей, инженеров, специалистов сервисных, проектных, консалтинговых и транспортных компаний.
1.5. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФЛЯЦИИ.
БАКУ, 17 января. /ТАСС/. Среднегодовая инфляция в Азербайджане по итогам 2022 года составила 13,9%, сообщил во вторник Государственный комитет по статистике республики.
По его данным, цены на продовольственные товары, напитки и табачные изделия выросли на 19,5%, непродовольственную продукцию - на 8,6%, тарифы на оказываемые населению платные услуги - на 10,4%.
По итогам 2021 года инфляция составила 6,7%.
Согласно данным Госкомстата, в декабре прошлого года по сравнению с декабрем 2021 года зафиксирована инфляция на уровне 14,4%, по сравнению с предыдущим месяцем - 1%. Продовольствие, напитки и табак в течение месяца подорожали на 1,7%, непродовольственные товары - на 0,5%, цены на услуги - 0,4%. В частности, отмечен рост цен на манную крупу, рис, макаронные изделия, куриное мясо, молоко, сыр, яйца, большинство видов фруктов и овощей, сахар, из непродовольственных товаров - на мебель, запчасти для автомобилей
, бытовую технику, синтетические моющие средства. Правительство Азербайджана прогнозировало среднегодовую инфляцию в стране на конец 2022 год на уровне 12,5%. Прогноз на 2023 год составляет 6,9%.
1.6. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
Становление национальной денежно-кредитной системы Азербайджанской Республики наряду с общими моментами и тенденциями, характерными для каждой страны с переходной экономикой, имеет свои особенности, которые определяются сложившимися социально-экономическими условиями — средой и необходимой преемственностью развития. Для каждой из составляющих системы — денежного обращения и кредитования, чутко реагирующей на внешние изменения, обеспечение преемственности в реформировании является определяющим условием продуктивности функционирования денежно-кредитной системы в целом. Одномоментное разрушение государственной денежно- кредитной системы в Азербайджане, как и в других постсоветских странах, коммерциализация ее базовой структуры — банковской системы и введение мультивалютного денежного обращения в режиме опережения создания институциональной основы рыночной экономики — определили вектор стихийного развития вновь образованной денежно-кредитной системы. В процессе трансформационных изменений денежно-кредитной сферы была нарушена ее сущностная компонента — устойчивость, подавлена функция обеспечения непрерывности финансово-денежных потоков в системе воспроизводства национальной экономики.
Фактически процесс становления денежно-кредитной системы, несмотря на заимствованный из опыта развитых стран характер основных положений ее формирования, реально был соподчинен стихийным началам. Нарушение принципа преемственности, особо важного для денежно-кредитной сферы, остро реагирующей на искусственное прерывание процесса, разного рода обострения ситуации, определило высокий уровень экономической и финансовой нестабильности на многие годы.
Введение в декретном порядке режима функционирования денежно-кредитной системы по западным стандартам носило характер вызова национальной экономике из-за несовместимости со сложившейся в Азербайджане социально-экономической средой. Это негативно отразилось на основных составляющих денежно-кредитной системы: денежном обращении, кредитной сфере и, что особенно важно, денежно-кредитной политике, обусловив снижение активности инструментов воздействия на устойчивое развитие экономики.
2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВИЛ