Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Амортизация основных средств – это постепенное включение стоимости объектов внеоборотных активов в цену выпускаемой с их помощью продукции. Сумма износа является одной из составляющих затрат, понесенных предприятием в процессе хозяйственной деятельности. Общая величина амортизационных начислений основных средств, имеющихся на предприятии, является долей первоначальной стоимости этих внеоборотных активов. Это значение является нормой износа.
Амортизация основных средств считается критерием снижения стоимостного выражения долгосрочного актива. Состояние сооружений, зданий и оборудования, которое используется в процессе производства предприятием, постепенно ухудшается. Суть метода амортизации заключается в распределении стоимости основных средств, по которой они были введены в эксплуатацию, на предполагаемый срок использования. При расчете балансовой прибыли износ вычитается из суммы полученного дохода.
Налоговым Кодексом определены и методы начисления амортизации основных средств. Выбор способов определения износа остается за предприятием. Существует два способа начисления износа – нелинейный и линейный.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету основных средств и Методическими указаниями размер амортизационных отчислений при любом способе начисления амортизации определяется с учетом срока полезного использования объектов основных средств.
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизации: линейным способом; способом уменьшаемого остатка;
-
способом списания стоимости по сумме чисел лет срока
полезного использования;
-
способом списания стоимости пропорционально объему
продукции.
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования.
Итак, главной целью бухгалтерского учета основных средств выступает такая организация учета в компании, при которой в любое время можно узнать о количестве основных средств в фирме, их состоянии, стоимости, нахождении и применении.
Для достижения основной цели требуется решить ряд вышеназванных задач, которые решаются при помощи правильно оформленной документации и при условии обеспечения верной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат на ремонт как по местам их эксплуатации, так и по компании в целом.
Для организации учета основных средств, немаловажное значение имеют наличие обоснованной и точной классификации объектов основных средств.
Проводить классификацию основных средств можно по форме, отраслевой характеристике, предназначению, видам, принадлежности, использованию. Помимо этого, различают 4 вида проведения оценки основных средств, появляющиеся на различных стадиях использования объекта основных средств компании.
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита основных средств в РФ
Нормативная база - это законодательные, нормативные и иные документы, регулирующие процедуры по приобретению, хранению, эксплуатации и выбытию поступления основных средств и налогообложению операций, связанных с их движением. В России ведется четырех уровневая система нормативно - правового регулирования бухгалтерского учета:
При ведении бухгалтерского учета на предприятии руководствуются следующими основными нормативными документами:
-
Гражданский кодекс РФ (часть 1,2). -
Налоговый кодекс РФ (часть 1,2). -
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402- ФЗ от 6 декабря 2011 г.
По классификации нормативного регулирования вышеперечисленные документы относятся к первому уровню. Они излагают основные правила ведения бухгалтерского учета, которые должны выполнять все хозяйствующие субъекты, без исключения.
Ко второму уровню нормативного регулирования относятся положения (отраслевые стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти и Правительством РФ. В данном случае это:
-
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. -
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). -
Положение по бухгалтерскому учету «Учет поступления основных средств» (ПБУ 6/01). -
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. -
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по залогу на прибыль» ПБУ 18/02.
Рекомендации по ведению бухгалтерского учета, такие как:
методические указания, инструкции, рекомендации и подобные документы относятся к третьему уровню, их разрабатывают и утверждают федеральные органы, министерства и другие органы исполнительной власти. По учету основных средств мы обращаемся к таким рекомендациям, как:
-
Методические указания по бухгалтерскому учету поступления основных средств (утв. Приказом МФ РФ № 91н от 13 октября 2003 г. с изменениями и дополнениями). -
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. -
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (утв. Приказом МФ РФ № 94н от 31 октября 2000 г. с последующими изменениями и дополнениями). -
Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету поступления основных средств (Постановление Госкомстата РФ № 7 от 21 января 2003 г.). -
Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтностроительных работ. -
Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, поступления основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве. -
Постановление Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за основными фондами и строительством на 2008 г.» № 28 от 16 марта 2007 г. -
Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ № 359 от 26 декабря 1994 г. с изменениями и дополнениями).
К четвертому уровню нормативного регулирования относятся документы, которые разрабатываются хозяйствующим субъектом на основе первых трех уровней. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. К ним относятся: - Приказ об учетной политике организации.
-
Рабочий план счетов бухгалтерского учета. -
Должностные инструкции работников.
Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированном, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:
-
форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи поступления
основных средств;
-
форма ОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных,
реконструированных и модернизированных объектов;
-
форма ОС-4 — акт на списание поступления основных средств; - форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств: -
форма ОС-6 — инвентарная карточка учета поступления
основных средств
-
форма ОС-14 — акт о приемке оборудования; -
форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж; - форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования: -
синтетический учет движения поступления основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машино-граммах дебетовых и кредитовых оборотов по счету 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств»; -
Главная книга; -
Бухгалтерский баланс; -
отчет о финансовых результатах; -
приложение к бухгалтерскому балансу.
В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита, представленная в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Система нормативного регулирования аудита в России
Уровень | Документы | Органы, принимающие документы |
1 | 2 | 3 |
Первый уровень | Федеральные законы, Кодексы, Указы | Федеральное собрание, Правительство, Государственная Дума, Президент РФ |
Второй уровень | Постановления, Приказы | Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности |
Третий уровень | Федеральные стандарты аудиторской деятельности | Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности |
Окончание таблицы 1.3
1 | 2 | 3 |
Четвертый уровень | Внутренние стандарты | СРО аудиторов |
Пятый уровень | Внутрифирменные стандарты | Аудиторские организации |
Первый уровень — Закон об аудиторской деятельности, принятый Государственной Думой 30 декабря 2008 г.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» — это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов «О бухгалтерском учете», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
Значение Закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы Российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Он определил место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента.
К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности, такие как:
-
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»; -
Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 № 90н (ред. от 16.08.2011) «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности»; -
Приказ Минфина России от 18.12.2015 № 203н «Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций» и др.
Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансовохозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.
Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.
Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.
Четвертый уровень — методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.
Так, Протоколом Совета по аудиторской деятельности от 20.06.2016 № 22 саморегулируемым организациям аудиторов предложено принять изменения, изложенные в данной редакции, таким образом, чтобы они вступили в силу во всех саморегулируемых организациях аудиторов с 1 сентября 2016 года.
«Порядок оценки деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы (далее ВККР) аудиторских организаций, аудиторов» (Одобрен Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012, протокол № 6) говорит о том, что целью оценки деятельности саморегулируемой организации аудиторов по осуществлению ВККР является определение возможности достижения саморегулируемой организацией аудиторов целей ВККР и реализации принципов осуществления ВККР и требований к его организации, установленных Федеральными законами «Об аудиторской деятельности» и «О саморегулируемых организациях», федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержденным приказом Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н.
Пятый уровень — документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты).
Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актов, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.