Файл: Общая психологияПонятие Общая психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая психология
Понятие «Общая психология»
Выдающиеся мыслители на протяжении веков и тысячелетий закладывали основы общей психологии. Общепсихологические знания, несмотря на отделение научной психологии от философии в конце XIX века, невозможно сформулировать в отрыве от традиционных методологических и философских проблем.
Конкретно научное и философское решение психологических проблем не повторяют друг друга и не сводятся одно к другому, несмотря на существующую взаимосвязь. Общенаучный и философский принцип развития, например, принимается психологией и преобразуется в ней за счет его конкретизации. Это преобразование происходит, потому что психология изучает конкретные проблемы возникновения и развития мира психических явлений. Подобная конкретика в полном объеме философию не занимает.
Советские психологи в той или иной мере грешили, к сожалению, принимая философские решения психологических проблем за окончательные, прекращая собственно научный поиск,
для этого достаточно было сослаться на цитату В. И. Ленина, и все становилось предельно ясно.
Общая психология среди всех её отраслей занимает особое место. Она не стоит в одном ряду с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией.
Наименование «Общая психология» употребляется для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, используемых ей методов изучения,
теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий в её
обиходе.
Общая психология – это не просто «классика» психологии вообще, результаты, полученные в её рамках, ложатся в основу изучения всех остальных отраслей психологической науки.
Проблема абсолютных и дифференциальных порогов восприятий и ощущений занимает в психологии прочное место, а современная психология рассматривает каждое психическое явление как качественно-количественную определенность. Способности, например, являются результатом развития качественных особенностей психики человека – мыслительных,
психомоторных, перцептивных и др., но оценка способностей отдельных людей всегда количественная. Здесь имеется в виду то, что в рамках качественно однородной группы один человек признается более способным, а другой менее способным.
Общая психология, занимаясь основополагающими проблемами, закономерностями процессов познания и исследованием свойств личности, постоянно отслеживает результаты смежных областей знаний и специальных отраслей психологии, а основной психофизический закон был рано сформулирован.
Её научным продуктом являются фундаментальные знания, которые касаются общего взгляда на важнейшие явления психической жизни, методологических подходов к познанию сущности психики и методов её исследования.
Определение
«Фундаментальные знания», по мнению Р. Хохлова, – это знания не клерка от науки, а

мыслителя и творца. Специалист, овладевший фундаментальными знаниями, поднимается на высочайшую ступень понимания предмета, где хорошо просматриваются горизонты будущих открытий.
Иногда общая психология называется теоретической и экспериментальной психологией.
Основные задачи, стоящие перед ней:
Разработка проблем методологии и истории психологии;
Разработка теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения,
развития и бытия психических явлений.
Общая психология дает научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, характеризует основные научные понятия, которые объединяются в три основные категории:
Психические процессы. Данное понятие подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Это обычно познавательные процессы, такие как ощущения и восприятия, действующие на органы чувств раздражителем. К этим же процессам относится память – возобновляющееся отражение действительности,
воображение и мышление – отражение свойств действительности, обобщенное и отраженное в сознании человека. Пробуждение потребностей
, возникновение мотивов или побуждений действовать определенным образом, принятие решений и их выполнение, что относится к волевым процессам и эмоциональные процессы;
Психическое состояние. Данное понятие характеризует статический момент,
относительное постоянство психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности.
Психические свойства или особенности личности. Этим понятием выражается устойчивость психического факта.
Один психический факт может быть охарактеризован и как психический процесс (бурная и кратковременная эмоциональная вспышка), и как психическое состояние (т.к. представляет характеристику психической деятельности за определенный период времени), и как проявление психических особенностей человека, поскольку обнаруживается такая черта личности, как вспыльчивость, несдержанность, гневливость.
При рассмотрении вопросов общей психологии наиболее правильный путь открывает принцип развития сознания личности в её деятельности, который должен быть основой для изложения общей психологии. Данный принцип на первый план выдвигает:
Исследование личности и деятельности, а также анализ их важнейших проявлений;
Рассмотрение познавательной, эмоциональной, волевой сферы личности и деятельности человека с обязательной характеристикой важнейших индивидуально-психологических особенностей.
Почерпнутые в общей психологии знания отражают текущее научное представление обо всех формах психической жизни на различных этапах развития человечества.
Таким образом, общую психологию можно сравнить с компасом в лабиринте психологических проблем, дающим психологу возможность представить свое местонахождение в настоящий момент и определить направление дальнейшего движения.
Общая психология, как и другие её отрасли, конкретных ответов на все вопросы не дает, но

помогает путнику ориентироваться в ненастную погоду в незнакомом городе, она направляет усилия исследователя по пути объективного научного знания.
Общая психология изучает психику нормального взрослого человека, но к её задачам относится изучение психики и детей, и больных, а также психологических законов научения и обучения, трудовой деятельности и др.
По мере того, как происходит выделение новых конкретных предметов исследования,
появляются новые частные и специальные психологические науки. Это неизбежный и прогрессивный процесс, поэтому система психологических наук открыта для расширения.
Любое расширение психологических наук идет с обязательным правилом – они опираются на общую психологию и в то же время оказывают на неё влияние, обогащая новыми знаниями.
Исходя из этого, общей психологии можно дать еще одно определение: как науки, которая концентрирует основные достижения всех других психологических наук. Эти определения вовсе не исключают, а только дополняют друг друга.
Частные психологические науки
Список частных психологических наук заведомо неполный и дает только самую общую ориентировку в современной психологии, потому что это живая, подвижная система, которая меняется в зависимости от процессов роста каждой из психологических наук. Связано это еще и с тем, насколько быстро растут потребности общества и государства в психологической оптимизации и гуманизации всех сторон жизни.
Вопрос о частных психологических науках рассматривался в предыдущих статьях, но есть смысл дополнить его еще целым рядом знаний:
Психофизиология. Для данной науки кроме принципиального значения психофизиологического подхода важна еще её методическая оригинальность. Например,
такие физиологические параметры, как показатели психомоторных или вегетативных функций, в общепсихологическом исследовании могут использоваться и не использоваться, то для психофизиологии они являются правилом. Основную особенность этой науки составляет совместное применение и психологических, и физиологических методик;
Предмет возрастной психологии тоже не вполне оригинален, потому что исследование истории становления психики в онтогенезе хорошо вписывается в проблематику общей психологии. Несмотря на это, все психологи воспринимают возрастную психологию как самостоятельную науку.
Возрастная психология вполне конкретно отличается от общей психологии. Это отличие состоит в том, что индивид с позиций возрастной психологии изучается не только с точки зрения формирования его психики, сколько с позиций определенного возраста. Очень важно понимать сегодняшние интересы, например, шестилетнего ребенка, его сегодняшние потребности и возможности, независимо от того, что ему было свойственно и актуально год тому назад. Вот это практическое соображение делает возрастную психологию самостоятельной наукой, которая имеет свои теории и практические рекомендации для тех,
кто непосредственно общается с детьми разного возраста.
Нельзя всю педагогику считать прикладной психологией, ровно как и невозможно представить развитие педагогики без учета рекомендаций педагогической психологии. Научение занимает обе науки, а все, что связано с обучением, с учебным процессом, является прерогативой педагогической психологии;


Наряду с деятельностным подходом, в современной российской психологии развивается личностный подход, и внимание отдается проблемам общения, но проблемы деятельности человека, особенно трудовой деятельности и профессиональной, остаются в центре внимания. Психологические проблемы трудовой деятельности, их глубина и широта, а также запросы практики привели к выделению самостоятельных наук их психологии труда.
Много можно говорить о большой разветвленности наук медицинской и социальной психологии, но более подробно этот вопрос рассматривает социальная психология о социальном интеллекте.
Науки, связанные с психологией
Взаимодействие с большим количеством других наук и отраслей научного знания проявляется,
прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии.
Психологическая антропология
Связь психологии с антропологией, например, устанавливается потому что существует фундаментальная отрасль психологии – психология личности.
Психологическая антропология относится к междисциплинарным отраслям знания. Она изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, а также закономерности формирования и функции национального самосознания.
Психологическая антропология как термин появился в 50-е годы XX века в США. Введен он был на смену абстрактному названию «личность и культура», китайским исследователем Хсю.
Единого целого современная психологическая антропология ни по тематике, ни по методам не представляет. В ней, как и в других психологических науках можно выделить целый ряд самостоятельных направлений:
Кросс-культурные, сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи, составляющих неотъемлемую часть соответствующих разделов психологии;
Культурологические исследования, связанные с разделами этнографии, фольклористики,
искусствознания и др.;
Этническое сознание и самосознание, исследуемые соответствующими разделами социальной психологии;
Этнические особенности социализации детей, понятийный аппарат и методы, близкие к социологии воспитания.
В мире последние несколько десятков лет вопросы психологической антропологии стали очень популярными.
Психология и психиатрия
Связь между ними выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология,
психосоматика, психология аномального развития.


Неотделимыми друг о друга являются понятия психика и психология человека. Проблемы психологического характера ставят человека в тупик, – к какому специалисту обратиться,
психологу или психиатру. Психиатр как специалист имеет больше полномочий, определяя соответствие поведения человека положенным нормам, и ставит диагноз. Приспособление к природной и социальной среде у людей очень индивидуально, но большинство с этой задачей прекрасно справляется. Но есть индивиды, плохо подготовленные к жизни, поэтому адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы, они не могут. У таких людей отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение. В таких случаях психиатр, в результате обследования, назначает лекарственные препараты.
Для изучения особенностей психологического склада человека, иногда требуется осмотр у психиатра, например, абсолютное психическое здоровье требуется людям, работающим со сложными механизмами. Психиатрия изучает болезненные изменения в нервно-психической среде, определяет их причины, разрабатывает методы лечения и профилактики. В настоящее время она все больше приобретает статус социальной науки. Психологи и психиатры работают в одних учреждениях, но могут существовать и отдельно, потому что психиатрия более полная и обобщенная дисциплина. Говоря другими словами психология – это ветвь психиатрии.
Благодаря Фрейду психология и психиатрия объединились в новую отрасль – психоанализ.
Поскольку на развитие физических болезней прямым образом влияет психическое здоровье, то позаботиться об этом стоит как можно раньше.
Психология и генетика
В рамках Женевской школы родилось такое направление как генетическая психология,
предметом исследования которой является развитие и происхождение интеллекта,
формирование понятий время, пространство, объект. Как самостоятельная наука, генетика выделилась из биологии в 1900 году, а её создателем был швейцарский ученый – Жан Пиаже.
Изучая детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, генетическая психология является наукой об изменчивости и наследственности.
Психика человека, если верить теории эволюции, имеет свойство изменяться вместе с социумом, развиваясь в двух видах – при формировании ребенка и при становлении человеческого рода. Фиксируясь в нервных образованиях, стадии развития психики передаются по наследству, а развитие личности, зависящее от социальной ситуации, может ускоряться или приостанавливаться. Это значит, что психическое развитие будет зависеть от среды, от воспитания, от окружения. В этом заключается генетический принцип в психологии.
Генетические источники психологии и поведения человека являются важнейшей проблемой психологии и педагогики. На генетический аппарат невозможно напрямую воздействовать через обучение и воспитание, а это значит, что воспитанию не подлежит то, что задано генетически. Но, с другой стороны, сами по себе обучение и воспитание обладают огромными возможностями в психическом развитии индивида.
Данная проблема в психологии существует давно. Сама генетическая психология за время своего развития сделала множество научных открытий и нашла объяснение определенным явлениям, хотя многие детали являются спорными и сегодня.