Файл: Общая психологияПонятие Общая психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психология и логопедия
Логопедия относится к педагогическим наукам и имеет тесную связь с общей и специальной психологией. Наука занимается изучением нарушения речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.
Речь, как важнейшая психическая функция человека, создает человеческие способы социального контакта между людьми. Благодаря этим контактам развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда. Ребенок, овладевающий речью,
приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей его действительности. Отклонения в развитии речи, что совершенно очевидно, не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка.
Речевые нарушения затрудняют общение с окружающими и часто являются препятствием правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и других школьных навыков и знаний, лишают ребенка важнейшего средства – саморегуляции. В
результате появляется замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, усугубляющие формирование психики.
Те изменения речи, которые рассматривает логопедия, следует отличать от возрастных особенностей её формирования. Например, неправильное произношение звуков, ограниченный запас слов, представляют собой нормальное явление. Идет нормальный, физиологический процесс и его, безусловно, нельзя смешивать с патологическими отклонениями в развитии речи. Не сразу и не без затруднений и ошибок школьник усваивает грамоту и правописание.
Эти затруднения роста важно отличать от аномального хода развития письма и речи, где требуется специальное логопедическое воздействие.
Для исследования закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития изучаются проявления и причины нарушений речи, их структура и в соответствии с полученными данными разрабатываются научно обоснованные пути преодоления речевой недостаточности.
Связь психологии с юриспруденцией
Юридическая психология, являясь прикладной наукой, принадлежит как к психологии, так и юриспруденции. Когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно с ней связанная,
включается в решение практических задач, возникает потребность обратиться к психологии,
её методам исследования. Такая потребность существует в педагогике, медицине,
юриспруденции.
Любая практическая деятельность людей реализуется в их конкретных действиях и зависит от их психологических особенностей. Психологические знания становятся связующим звеном различных областей науки. Психическая деятельность людей, регулируемая нормами права в области общественных отношений, естественно, приобретает своеобразные черты. Психология может не только обеспечить познание психической деятельности, но и управлять ею.
Изучая государство и право в их единстве, юридическая наука также изучает специфику общественного осознания государственно-правовых явлений, правосознание, следовательно,
изучает государственно-правовую организацию общества.
Осуществление правовых норм на социальную среду происходит в результате деятельности и

влияния правоохранительных органов на сознание личности, социальных групп, общества фактом самого их наличия. При решении проблем правоохранительной и правоприменительной деятельности, юридическая наука должна учитывать экономические,
демографические, культурные, социально-психологические и другие факторы. С учетом этого появляются и развиваются новые отрасли научного знания, которые имеют двойственную природу и единственную цель – хорошее обеспечение правоохранительной и правоприменительной деятельности.
Интеграция таких наук, как психология и юриспруденция, проявляется на трех уровнях:
Психологические знания в юриспруденции применяются в «чистом» виде. Это непосредственное использование психологических знаний в виде метода экспертных психологических оценок. В роли эксперта, консультанта в уголовном, гражданском,
административном процессе, выступает психолог;
Психологические знания в юриспруденции используются путем его «трансформации». За счет привлечения психологических категорий и понятий и применения юристами психологических методов в своей практике происходит расширение, совершенствование юридических понятий и институтов. Психологические знания применяют и при установлении профессиональной пригодности в правоохранительных органах;
На стыке двух наук – психологии и юриспруденции – возникла новая отрасль –
юридическая психология. Данное направление имеет более выраженный характер. Это связано с потребностями юриспруденции в психологическом знании, что предопределяет возникновение юридической психологии, которая является двуединой наукой –
одновременно психологической и юридической. Появление такой интегративной науки,
безусловно, стимулирует развитие и совершенствование, как психологии, так и юриспруденции.