Файл: Понятие формы государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие формы государства

Форма государства — способ организации государственной власти. В это понятие входят:
форма правления,

форма государственного устройства,

политический режим.

Понятие формы государства
Рассмотрим все пункты по порядку.
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.


Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

2. Понятие, признаки, виды правонарушений

Правонарушение– это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Основные признаки правонарушения:

1) деяние, выражающееся в действии или бездействии (под бездействием понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение, например, неисполнение обязанности по содержанию и воспитанию ребенка). Соответственно, не считаются правонарушениями мысли, чувства, не выраженные в действиях, а также какие-то свойства личности;

2) деяние должно быть совершено деликтоспособным субъектом. Физическое лицо является деликтоспособным, если достигло определенного возраста (уголовная ответственность за преступления наступает по общему правилу с 16-ти лет, за совершение ряда тяжких и особо тяжких преступлений – с 14-ти лет) и отвечает критериям вменяемости, т.е. способно осознавать характер и значение своих действий и руководить ими (поэтому малолетних и душевнобольных закон деликтоспособными не считает). В отношении юридического лица критерием деликтоспособности выступает его правовой статус;

3) правонарушением признается только противоправноедеяние, т.е. это деяние, запрещенное нормами права, определяющееся законом именно как правонарушение. Признак противоправности характеризует правонарушение с формально-юридической стороны. Границы противоправности определяются именно государством исходя из исторических, социальных, национальных традиций, общественного мнения и т.д.

4) общественная вредность или опасность деяния. Любое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства (имущественный, социальный, моральный, политический и т.п.). Деяние может и не повлечь определенных вредных последствий, а лишь поставить социальные ценности под его угрозу (например, нетрезвое состояние водителя). Значимым будет то, что создается реальная угроза причинения такого вреда общественным отношениям. Степень общественной вредности деяния может быть различной
, но ее наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям.

5) правонарушение – виновное деяние. У субъекта должна быть свобода выбора варианта поведения, если таковая отсутствовала и лицо действовало под физическим или психическим принуждением, то вина отсутствует.

Все вышеперечисленные признаки правонарушения являются обязательными. Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение.

Состав правонарушения есть некая своеобразная модель типичного правонарушении, отражающая существенные признаки отдельных разновидностей преступления и выступающая основанием для привлечения к юридической ответственности.

Иначе говоря, состав правонарушения – это описание признаков правонарушения по схеме: объект правонарушения, объективная сторона, субъект правонарушения, субъективная сторона.

1. Объект правонарушения– это те общественные отношения, охраняемые правом, которым причинен вред или создана угроза причинения вреда (отношения собственности, отношения в сфере общественной безопасности и общественного порядка и т.д.).

2. Объективная сторона – это характеристика деяния. Для юридической квалификации могут также иметь значение наступившие последствия и причинной связи между ними и деянием, обстоятельства времени, места совершения правонарушения, обстановка, способ.

3. Субъект правонарушения –это лицо, совершившее правонарушение. Субъектами правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица. Физические лица выступают субъектами практически всех видов правонарушений (а субъектами преступлений могут быть только они). Юридические лица выступают субъектами гражданско-правовых правонарушений и ряда административных (экологических, налоговых, нарушений правил строительства и пр.). Как отмечалось выше, субъект правонарушения должен быть деликтоспособным.

Субъект правонарушения может быть общий, а может и специальный, отвечающий дополнительным признакам (к примеру, субъектом должностных преступлений может быть только должностное лицо).

4. Субъективная сторонахарактеризует правонарушение с точки зрения виновности. Вина определяется как психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям. Различают двеформы виныумысел (может быть прямой и косвенный) и неосторожность (в виде легкомыслия или небрежности). Данная концепция заимствована из уголовного права. В гражданском праве вина состоит в непринятии или непроявлении должной осмотрительности или заботливости. Формы вины в гражданском праве – умысел и неосторожность. Неосторожность может быть грубой и легкой (последняя