Файл: Атомизм Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Атомизм
Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Это гипотеза, развитая Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно Демокритом (ок. 470 или 460 до н.э. - умер в глубокой старости).
Первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. В самом понятии атома (неделимый) высвечивается его элеатское происхождение. Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота - единственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Стоит отметить, что и душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным - с единой субстанцией. Атомы складываются в различные конфигурации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействий между атомами. Так была создана существующая более двух тысячелетий дискретная картина мира, в котором бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек вещества, а отношения между этими частичками (т.е. принцип взаимодействия) считается не самим бытием, а лишь свойством атомов.
Согласно Демокриту, душа состоит из мельчайших круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения всех существ. Он первый высказал идею проективной объективации субъективного образа: от вещи отделяются тончайшие “пленки”, втекающие в глаза, уши и т.д.
Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. Боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум. Мир создан божественным разумом, и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.
Идея атома содержит в себе, кроме прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслится как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. Понятие неделимости было введено атомистами именно ради того. Чтобы возможность бесконечного деления данного тела не превратила его в ничто и тем самым не превратила бы все бытие в мираж.
Атомизм Левкиппа-Демокрита не получил надлежащей оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества. В отличие от всех выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. А это - гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения сущего. И самое понятие неделимости было введено атомистами именно ради того, чтобы возможность бесконечного деления данного тела не превратила его в ничто и тем самым не превратила бы все бытие в мираж.
Часть 2. Почему все неправы
-
Фалес и первоначало - вода
В соответствии с этим подходом, вода формирует основу всего существующего в мире.
Во-первых, вода не является самой простой формой материи. Вода состоит из молекул, которые в свою очередь состоят из атомов, и т. д. Таким образом, вода является сложной и составной частью материи, а не ее первоначалом.
Во-вторых, философия воды не объясняет происхождение других элементов, таких как воздух, огонь, земля. Она фокусируется только на воде как первоначале, что не объясняет широкий спектр других материалов в мире.
В-третьих, философия воды также не подходит для объяснения эволюции жизни на земле. Несмотря на то, что вода является необходимой для жизни, это не приводит к выводу о том, что она должна быть основой всего существующего.
В-четвертых, идея о воде как первоначале была опровергнута научными открытиями в области химии и физики. Изучение структуры и происхождения мироздания доказало, что существование разнообразия элементов не может быть объяснено только водой.
-
Философия Анаксимандра про апейрон.
Философия апейрона как первоначала представляет собой идею о том, что мир не имеет начала и конца, он бесконечен и вечен.
Философия апейрона как первоначала не может объяснить причину происхождения мира и всего, что в нём находится. Утверждение о том, что мир существует, не имея начала, лишено оснований и объяснений.
Существуют научные доказательства, что Вселенная имела своё начало во времени, известное как Большой Взрыв. Большинство учёных соглашается с тем, что наша Вселенная началась около 13,8 миллиардов лет назад, что сильно противоречит идеям апейрона. Кроме того, знания о том, что звёзды и галактики имеют конечную массу и размер, доказывает, что они не могут быть бесконечными.
Другим аргументом против идеи апейрона является теория энтропии. Если Вселенная была бы бесконечной и вечной, то энтропия была бы также бесконечной. В то же время, на данный момент, известно, что энтропия Вселенной находится в постоянном увеличении, что в свою очередь ведёт к полной конечности мира и невозможности его бесконечности.
В заключении, можно сказать, что философия апейрона не может быть рассмотрена как истина, в силу противоречия с физическими данными и неспособности объяснить заданную проблему. Она скорее является попыткой объяснить первопричину вселенной и привести идею «бога», или так называемого «вседержителя», что в свою очередь мало соответствует научному мировоззрению и истине.
-
Философия Анаксимена про воздух
Воздух не может быть единственным первоначалом, так как мы наблюдаем разнообразие объектов и процессов, которые невозможно объяснить только с помощью воздуха. Например, как можно объяснить происхождение океанов, гор и живых организмов только воздухом? Таким образом, философия Анаксимена не учитывает всего многообразия природы и не может быть признана полной и правдивой.
Во-вторых, философия Анаксимена не согласуется с экспериментальными данными. Изучение природы в настоящее время позволяет нам исследовать мир на глубоком уровне и изучить его свойства. Применяемые методы и технологии дают возможность получить обоснованные результаты и доказать или опровергнуть гипотезы. Однако, воздух не является первоначалом и не может быть основой всей материи, так как существует множество других элементов, таких как вода, земля или огонь, которые играют решающую роль в процессах природы. Следовательно, философия Анаксимена не может быть правдивой и соответствующей реальности.
Третье, космические явления, такие как движение звезд и планет, не могут быть объяснены просто воздухом. Воздух не способен образовывать и удерживать орбиты или перемещать небесные тела, это свойственно сверхъестественным явлениям. Следовательно, философия Анаксимена не может быть считаться правдивой, так как она не объясняет важнейшие космические явления.
-
Философия Гераклита про огонь
Во-первых, философия Гераклита противоречит современной науке. Огонь, как первоначало, никак не объясняет, как образовалась Вселенная, как эволюционировала жизнь на Земле и как произошел человеческий разум. Хотя огонь является важной частью многих процессов, это не значит, что он является первоначалом. В настоящее время мы знаем, что Вселенная началась с большого взрыва, а жизнь на Земле возникла благодаря эволюционному процессу.
Во-вторых, философия Гераклита противоречит наблюдению и опыту. Огонь — это физическое явление, которое мы можем увидеть и чувствовать. Но огонь не является всемирным первоначалом, поскольку мы можем наблюдать другие явления, например, воду, землю и воздух. Проще говоря, огонь лишь одна из многих форм материи. Если бы огонь был таким же универсальным, как утверждал Гераклит, то мы бы не видели других материальных форм.
В-третьих, философия Гераклита не представляет логическую целостность и последовательность мысли. Он утверждал, что все изменяется постоянно и везде, и это сугубо истина, но в то же время говорил, что огонь остается неизменным и взрывается когда его перемещают. Если так бы оно было, то как подобное можно объяснить, если все изменяется и есть нечто, что остается неизменным.
-
Философия Пифагора про числа
Первая причина, почему философия Пифагора о числе как первоначале ошибочна, заключается в том, что природа никогда не ограничивается математическими законами. Например, не существует точного числа, которое может описать красоту восхода солнца или человеческую любовь. Мы можем выразить эти концепции в словах и нюансах, но никакой формулой или числом.
Кроме того, философия Пифагора игнорирует факт, что число само по себе не является реальной вещью, а скорее абстрактным понятием, созданным человеком. Это означает, что мы не можем использовать числа для описания чего-то, что не существует в реальном мире.
Кроме того, философия Пифагора предполагает, что все в мире можно описать через числа и формулы, что не совсем верно. Например, эмоции и переменчивость человеческого поведения не могут быть описаны числами, и поэтому мы не можем применять математику для их описания.
В заключение философия Пифагора о числе как первоначале не является правдивой из-за того, что она игнорирует множество аспектов, которые не могут быть описаны или объяснены через числа. Философия Пифагора была важным шагом в развитии математики и научного мышления, но она не может быть применена для описания полной картины мира.
-
Философия Парменида про бытие
Философия Парменида не учитывает неоднозначности и многозначности бытия. Его учение гласит о том, что бытие – это однозначное, неподвижное и бессмертное состояние. Но в реальной жизни нам часто приходится сталкиваться с противоречиями, неопределенностями и неоднозначностями, которые Парменид не учитывал.
Кроме того, теория бытия Парменида не объясняет происхождения всего существующего. Он говорит о том, что бытие всегда существовало, но не объясняет, как оно появилось. Современная наука же дает нам более глубокие и убедительные ответы на эти вопросы.
Таким образом, можно сделать вывод, что философия Парменида про бытие как первоначале неправдива. Это учение не учитывает изменчивость и разнообразие мира, а также неоднозначность и противоречивость бытия. Современная наука дает нам более точные и научные объяснения происхождения всего существующего, которые учитывают все эти факторы.
Почему мы неправы:
Основная идея атомизма заключается в том, что реальность состоит из отдельных неделимых частиц – атомов, которые перемещаются в пустоте и объединяются в различные формы материи. Атомисты отрицают возможность существования абсолютно неподвижного и неразрушимого начала, как это делали, например, платоники и аристотелевцы.
Однако, многие критики атомизма утверждают, что такое представление о реальности не может объяснить многие явления, такие как сознание, свободу воли, мораль и духовные ценности. Кроме того, само понятие «атом» в науке имеет совершенно другой смысл, чем в философии атомизма.