ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социально-педагогическая запущенность
Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который в конкретной ситуации развития ребенка вызывает определенные деформации его личности. Социально-педагогическая запущенность – состояние личности ребенка, проявляющееся в несформированности свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и выражающееся в нарушенном образе «Я». Основными проявлениями социальной запущенности в младшем школьном возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Педагогическая запущенность может быть обусловлена недостатками воспитательно-образовательной работы с ребенком, следствием чего является несформированность у него навыков учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Проявлениями запущенности являются труднообучаемость, трудновоспитуемость ребенка, слабо выраженная индивидуальность, отсутствие необходимого запаса знаний и неразвитость учебно-познавательных мотивов. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Критериями для оценки социально-педагогической ситуации развития ребенка являются определенные параметры: воспитательное окружение, воспитательно-образовательная работа и характер внутренней позиции ребенка (таблица 4).
Таблица 4
Оценка социально-педагогической ситуации развития ребенка
Параметры | Характеристика |
Воспитательное окружение | а) ориентированное на ребенка б) неустойчивое или безразличное к ребенку в) враждебное к ребенку |
Воспитательно-образовательная работа с детьми | а) личностно-ориентированная б) репродуктивно-адаптивная в) анонимно-информационная |
Характер внутренней позиции ребенка | а) взаимодействие (устойчивость, сопротивляемость) б) противодействие (упрямство, негативизм) в) бездействие (зависимость, неустойчивость) |
Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, недостатки воспитательно-образовательной работы в детском саду, дегуманизация педагогического процесса в школе. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генетическая предрасположенность, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности и др.
При определении степени социально-педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии: характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная); выраженность признаков запущенности; уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа); уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение). В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить легкую (латентную), начальную и выраженную степени запущенности (таблица 5).
Таблица 5
Социально-педагогическая запущенность
Степень запущенности | Характерные признаки |
Легкая (латентная) степень запущенности | Характер проявления признаков эпизодический, ситуативный; незначительные отклонения в социальном и нравственном развитии; преобладание положительных свойств; ребенок пытается адаптироваться в группе сверстников; отношение к учению невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности, отсутствие соответствующего уровня знаний, умений и навыков, недостаток социального опыта |
Начальная (средняя) Степень запущенности | Углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка; положительные свойства личности теряют свою глубину, проявляются все слабее, разнопланово; отношение к учебной деятельности равнодушное, обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, он постепенно выталкивается из формальных детских общностей, ухудшаются его отношения в семье |
Выраженная степень запущенности | Неразвитость свойств субъекта общения, деятельности и самосознания; неадекватная активность во взаимодействии с окружением; неадекватная самооценка; недоверчивость, чрезмерная обидчивость, слабая интуиция в межличностных отношениях; негативизм, упрямство, эгоцентризм; остро реагирует на неудачи, не уверен в себе, отличается неустойчивым настроением, трудно адаптируется к новым условиям |
Ребенок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью, детский сад и школу. Каждая среда создает массу социально-педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего. Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве, примерно в трехлетнем возрасте, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правило-сообразного поведения и нормативной деятельности. В младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинает играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др. Возникает дидактическая запущенность.В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при проведении психологической и социальной работы.
Социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни, он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой. Психологическим механизмом социально-педагогической запущенности детей являются гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», психологическая незащищенность ребенка и связанные с ней защитные формы поведения, прежде всего агрессивные.
Дети с СПЗ выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем, у них плохое внимание, быстрая утомляемость. Выявлены существенные различия в уровне возбудимости и гиперактивности, выражающиеся в слабой концентрации внимания, повышенных моторном беспокойстве и отвлекаемости, отсутствии страха в ситуациях повышенного риска, игнорировании социальных требований и культурных норм поведения. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию и признанию. В отношении со взрослыми эти дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки, они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности.
Компенсировать свое положение ребенок пытается агрессивностью, рискованными поступками с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью (для младших школьников это потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) оказывает на него разрушающее влияние. Запущенные младшие школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь с оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая успеваемость», «неумный», «слабо учится» и др.).
Обычные дети, ориентируясь на позитивные оценки взрослых («молодец», «умница»), выделяют эти характеристики как основные и положительно оценивают эти качества у себя («я умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»). Позиция хорошего ученика, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обусловливает, с одной стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой – сдержанность и высокий самоконтроль. Запущенный ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, непринятым, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их робкими, снижают их уровень притязаний на успех. Развивать младшего школьника необходимо в следующих направлениях:
- формировать мотивацию учения как побудительную силу;
- развивать познавательные интересы как основу умственной активности;
- повышать уровень произвольности психических познавательных процессов;
- формировать основные свойства субъекта учебной деятельности.
Эмоциональное отвержение запущенных детей, отсутствие взаимопонимания с учителем связано с выбором мотивов, неадекватных учению (игровой мотив), или мотивов, которые не могут обеспечить успешность учебной деятельности на длительное время (внешний, позиционный мотивы). В процессе консультирования необходимо дать понять родителям и учителям, что изменение отношения к запущенному ребенку, проявление искреннего интереса к его делам способствует преобладанию положительных эмоций у ребенка, развитию самоуважения, веры в собственные силы. Успехи в учебе влияют на развитие интереса к учению, а закрепление успеха будет способствует формированию познавательного мотива.
Структура учебной мотивации младшего школьника зависит также от статуса ребенка в классном коллективе. Дети с неразвитой структурой мотивации имеют и низкий статус в классе (как правило, это неуспевающие ученики). Общественная позиция сказывается на деятельности ребенка на уроке. Дети, имеющие трудности в учебе, при недоброжелательном отношении к ним в классе показывают низкие результаты. Страх перед неудачей сковывает активность таких учеников на уроке, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом учения, учителю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже и незначительные, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине.
Младшие школьники чувствительны к тому, как оцениваются их знания и умения. Отрицательная отметка способна изменить отношение ученика к учителю. Учителю следует помнить, что отметка для ребенка имеет прежде всего эмоциональное значение. Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) не формирует интереса к учению, а наоборот, блокирует его. Для запущенных младших школьников характерно обостренное чувство справедливости, они хотят быть социально независимыми и успешными. Обычно сравнивают достижения одних детей с достижениями других на основании каких-то нормативов, но в случае с запущенным ребенком оценка должна основываться на сравнении его собственных сегодняшних результатов с предыдущими. При таком подходе исчезает критерий оценки с позиций совершенства, это избавляет ребенка от отрицательных эмоций при его сравнении с более успешными сверстниками.
Развивая у младшего школьника чувство компетентности в любой деятельности, учитель должен как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился и чему еще может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении и несовершенстве. У ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если ребенок в чем-то неуспешен, задача учителя – внушить ему, что успех обязательно придет. Критиковать ребенка следует только на фоне общей психологической поддержки, иначе из-за действия защитных механизмов психики эта критика будет отвергнута или искажена.
Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребенка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки и соответствующей «Я-концепции». Доминирование положительного представления о себе порождает желание позитивно изменить ситуацию. Отрицательные эмоции вызывают стремление избежать контакта с негативным событием. Ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Познавательный интерес ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает своевременная профилактика социально-педагогической запущенности у детей. Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. Основными принципами профилактики являются: