Файл: Проблемы в общении у младших школьников и пути их решения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Проблемы общения младших школьников очень актуальны, так как именно общение является важной стороной жизни детей этого возраста. Они больше умеют, знают, выстраиваются модели их отношений с окружающим миром, взрослыми, сверстниками. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться, налаживать контакт, зависит его психологическое состояние и успехи в учебе.

В этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и поступки, закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и трудовую деятельность, понимание ценности сотрудничества. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения.

Классификация поведенческих нарушений детей младшего школьного возраста:

I. Нарушения поведения, связанные с повышенной возбудимостью ребенка.

Проявления:

  • Недисциплинированность.

  • Чрезмерная активность.

  • Безудержность.

  • Импульсивность.

  • Агрессивное поведение.

II. Нарушения поведения, связанные с нарушениями в сфере общения.

Проявления:

  • Пассивность.

  • Замкнутость.

  • Отстраненность от других людей.

III. Нарушения поведения, связанные с отрицательными проявлениями личности ребенка.

Проявления:

  • Упрямство.

  • Грубость.

  • Капризность.

  • Лживость и др.

  • Причины нарушения поведения: . .

Биологические особенности ребенка (генофонд, особенности ВНД).

  • Ненормальные взаимоотношения и бытовой уклад в семье.

  • Влияние отрицательной микросреды (улица, сверстники).

  • Ошибки в воспитании и обучении.

Преодоление проблемы, связанной с дефицитом внимания: переключить активность и энергию ребенка на интересные, увлекательные дела, направлять инициативу в правильное русло. В отдельных случаях необходимо обратиться к психоневрологу.


Правила работы с агрессивными детьми

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

  • Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

  • Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

  • Наказания не должны унижать ребенка.

  • Обучать приемлемым способам выражения гнева.

  • Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

  • Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

  • Развивать способность к эмпатии.

  • Расширять поведенческий репертуар ребенка.

  • Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

  • Учить брать ответственность на себя.

Преодоление лживости:

  • Воспитание, основанное на правдивости.

  • Исключение устрашения и подавления ребенка, которое поражает страх.

  • Личный пример старших.

  • Доверие к ребенку.

  • Исключение оскорбления и обиды в адрес ребенка.

Преодоление лени:

  • Похвала и одобрение ребенка, она вызывает чувство удовлетворения, приучает находить радость в физическом и умственном труде.

  • Для ребенка необходимо чувствовать оценку своего труда, особенно, если работа трудная.

Как же преодолеть нарушения поведения у младших школьников?

В первую очередь необходимо преодолеть причины, вызывающие эти нарушения: неблагоприятные семейные отношения, неудачи в школе и асоциальное поведение.

  • Воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутрисемейных отношений, больше внимания уделять ребенку.

  • Воздействовать на ближайшее окружение ребенка, вовлечь его в полезные дела.

  • Преодолевать плохую успеваемость в школе, так как зачастую дети с поведенческими нарушениями – это слабоуспевающие дети.

  • Возраст младшего школьника очень внушаем, поэтому. Искренние, доверительные беседы ребенку необходимы.

  • Дети, имеющие нарушения поведения, требуют индивидуального подхода, а это предполагает разработку индивидуального плана воспитательных мероприятий на основе изучения индивидуальных особенностей личности ребенка.


Принципы работы с детьми данной категории:

  • В общении с детьми важно теплое, доброжелательное отношение (спокойно-доброжелательный тон, спокойно-требовательный тон, спокойно-осуждающий тон), так как грубость и гнев вызывают либо перевозбуждение и озлобленность, либо заторможенность, состояние угнетения и подавленности.

  • Педагогу необходимо выявить то положительное, что имеется в личности каждого ребенка (это благотворно сказывается на его поступках).

  • Необходимо открыто выражаемое доверие к ребенку. Это доверие должно быть естественным и непринужденным, а не искусственным приемом.

Таким образом, работа по преодолению поведенческих нарушений у детей представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения.

Однако, всегда легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившееся стереотипы поведения.

Если правильно поставить воспитательную и учебную работу с ребенком с первых дней его пребывания в школе, нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то трудновоспитуемых детей не будет.

Дети не могут самостоятельно осознать, какой из типов общения они используют. Не могут перейти от одного типа общения к другому. Они лишь испытывают дискомфорт, возникают ссоры, порой даже драки. Задача взрослого, в нашем случае воспитателя группы продленного дня, помочь им наладить диалогическое общение.

Важно действовать в нескольких направлениях:

  • учить распознавать свои чувства и чувства другого;

  • учить отстивать свое мнение, интересы, желания, не обижая собеседника;

  • учить справляться со своими эмоциями;

  • учить выходить из травмирующей ситуации.

ИГРА – ЛУЧШИЙ СПОСОБ НАУЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ

А я так не думаю!

Детям очень трудно спокойно отстоять свою точку зрения. Учиться этому можно играя. Разделите детей на пары. Первый собеседник должен задать простой вопрос. Например, “Какая у тебя любимая еда?”. Ребенок отвечает. Тогда задавший вопрос комментирует: “Фу, это не вкусно и не полезно! Лучше бы ты ел другое!”


Задача ребенка – отстоять свое мнение и спокойно объяснить, почему он считает это блюдо вкусным и полезым.

Важно!

Следите, чтобы не дошло до конфликта и собеседники не переходили на личности.

Бумеранг.

Не зря говорят: “Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Пусть дети почувствуют это в игре. Ведущий предлагает игрокам дать ему какое-либо задание. Кто-то ограничится скромной просьбой, а кто-то захочет подшутить над ведущим. После этого ведущий говорит: “А теперь каждый выполняет то задание, которое придумал”.

Важно!

Разрешите отказаться, если ребенку совсем неловко. Но пусть он расскажет о своих чувствах и объяснит, почему ему не хотелось так себя вести.

Воздушный шарик.

Порой очень трудно справиться со своими эмоциями. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребенка надуть сильно щеки, а потом медленно выдувать воздух.

Важно!

Следует объяснить, что в следующий раз, когда он будет очень зол или обижен, он может набрать много воздуха и выпустить его так, как “выпускает пар”.

Кроме того, в любой конфликтной ситуации предлагайте всем вместе поиграть в эту игру. Делать это сообща гораздо интереснее!

С меня хватит!

Игра, которая помогает понять, что из любой ситуации можно выйти и не обязательно терпеть “до победы”.

Игроки располагаются по кругу, а один становится в центре. Дальше попросите детей говорить что-то тому, кто в центре (хвалить, признаваться в любви, рассказывать что-то, задавать вопросы). И делать это все громче и быстрее. В любой момент тот, кто в центре, может не выдержать внимания, сказать: “С меня хватит!” и выйти из круга.

Важно!

Предупредите детей, что важно не продержаться как можно дольше, а выйти из круга при первых признаках дискомфорта.