Файл: Проблемы в общении у младших школьников и пути их решения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Проблемы общения младших школьников очень актуальны, так как именно общение является важной стороной жизни детей этого возраста. Они больше умеют, знают, выстраиваются модели их отношений с окружающим миром, взрослыми, сверстниками. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться, налаживать контакт, зависит его психологическое состояние и успехи в учебе.
В этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и поступки, закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и трудовую деятельность, понимание ценности сотрудничества. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения.
Классификация поведенческих нарушений детей младшего школьного возраста:
I. Нарушения поведения, связанные с повышенной возбудимостью ребенка.
Проявления:
-
Недисциплинированность. -
Чрезмерная активность. -
Безудержность. -
Импульсивность. -
Агрессивное поведение.
II. Нарушения поведения, связанные с нарушениями в сфере общения.
Проявления:
-
Пассивность. -
Замкнутость. -
Отстраненность от других людей.
III. Нарушения поведения, связанные с отрицательными проявлениями личности ребенка.
Проявления:
-
Упрямство. -
Грубость. -
Капризность. -
Лживость и др. -
Причины нарушения поведения: . .
Биологические особенности ребенка (генофонд, особенности ВНД).
-
Ненормальные взаимоотношения и бытовой уклад в семье. -
Влияние отрицательной микросреды (улица, сверстники). -
Ошибки в воспитании и обучении.
Преодоление проблемы, связанной с дефицитом внимания: переключить активность и энергию ребенка на интересные, увлекательные дела, направлять инициативу в правильное русло. В отдельных случаях необходимо обратиться к психоневрологу.
Правила работы с агрессивными детьми
-
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. -
Демонстрировать модель неагрессивного поведения. -
Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. -
Наказания не должны унижать ребенка. -
Обучать приемлемым способам выражения гнева. -
Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. -
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. -
Развивать способность к эмпатии. -
Расширять поведенческий репертуар ребенка. -
Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. -
Учить брать ответственность на себя.
Преодоление лживости:
-
Воспитание, основанное на правдивости. -
Исключение устрашения и подавления ребенка, которое поражает страх. -
Личный пример старших. -
Доверие к ребенку. -
Исключение оскорбления и обиды в адрес ребенка.
Преодоление лени:
-
Похвала и одобрение ребенка, она вызывает чувство удовлетворения, приучает находить радость в физическом и умственном труде. -
Для ребенка необходимо чувствовать оценку своего труда, особенно, если работа трудная.
Как же преодолеть нарушения поведения у младших школьников?
В первую очередь необходимо преодолеть причины, вызывающие эти нарушения: неблагоприятные семейные отношения, неудачи в школе и асоциальное поведение.
-
Воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутрисемейных отношений, больше внимания уделять ребенку. -
Воздействовать на ближайшее окружение ребенка, вовлечь его в полезные дела. -
Преодолевать плохую успеваемость в школе, так как зачастую дети с поведенческими нарушениями – это слабоуспевающие дети. -
Возраст младшего школьника очень внушаем, поэтому. Искренние, доверительные беседы ребенку необходимы. -
Дети, имеющие нарушения поведения, требуют индивидуального подхода, а это предполагает разработку индивидуального плана воспитательных мероприятий на основе изучения индивидуальных особенностей личности ребенка.
Принципы работы с детьми данной категории:
-
В общении с детьми важно теплое, доброжелательное отношение (спокойно-доброжелательный тон, спокойно-требовательный тон, спокойно-осуждающий тон), так как грубость и гнев вызывают либо перевозбуждение и озлобленность, либо заторможенность, состояние угнетения и подавленности. -
Педагогу необходимо выявить то положительное, что имеется в личности каждого ребенка (это благотворно сказывается на его поступках). -
Необходимо открыто выражаемое доверие к ребенку. Это доверие должно быть естественным и непринужденным, а не искусственным приемом.
Таким образом, работа по преодолению поведенческих нарушений у детей представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения.
Однако, всегда легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившееся стереотипы поведения.
Если правильно поставить воспитательную и учебную работу с ребенком с первых дней его пребывания в школе, нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то трудновоспитуемых детей не будет.
Дети не могут самостоятельно осознать, какой из типов общения они используют. Не могут перейти от одного типа общения к другому. Они лишь испытывают дискомфорт, возникают ссоры, порой даже драки. Задача взрослого, в нашем случае воспитателя группы продленного дня, помочь им наладить диалогическое общение.
Важно действовать в нескольких направлениях:
-
учить распознавать свои чувства и чувства другого; -
учить отстивать свое мнение, интересы, желания, не обижая собеседника; -
учить справляться со своими эмоциями; -
учить выходить из травмирующей ситуации.
ИГРА – ЛУЧШИЙ СПОСОБ НАУЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ
А я так не думаю!
Детям очень трудно спокойно отстоять свою точку зрения. Учиться этому можно играя. Разделите детей на пары. Первый собеседник должен задать простой вопрос. Например, “Какая у тебя любимая еда?”. Ребенок отвечает. Тогда задавший вопрос комментирует: “Фу, это не вкусно и не полезно! Лучше бы ты ел другое!”
Задача ребенка – отстоять свое мнение и спокойно объяснить, почему он считает это блюдо вкусным и полезым.
Важно!
Следите, чтобы не дошло до конфликта и собеседники не переходили на личности.
Бумеранг.
Не зря говорят: “Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Пусть дети почувствуют это в игре. Ведущий предлагает игрокам дать ему какое-либо задание. Кто-то ограничится скромной просьбой, а кто-то захочет подшутить над ведущим. После этого ведущий говорит: “А теперь каждый выполняет то задание, которое придумал”.
Важно!
Разрешите отказаться, если ребенку совсем неловко. Но пусть он расскажет о своих чувствах и объяснит, почему ему не хотелось так себя вести.
Воздушный шарик.
Порой очень трудно справиться со своими эмоциями. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребенка надуть сильно щеки, а потом медленно выдувать воздух.
Важно!
Следует объяснить, что в следующий раз, когда он будет очень зол или обижен, он может набрать много воздуха и выпустить его так, как “выпускает пар”.
Кроме того, в любой конфликтной ситуации предлагайте всем вместе поиграть в эту игру. Делать это сообща гораздо интереснее!
С меня хватит!
Игра, которая помогает понять, что из любой ситуации можно выйти и не обязательно терпеть “до победы”.
Игроки располагаются по кругу, а один становится в центре. Дальше попросите детей говорить что-то тому, кто в центре (хвалить, признаваться в любви, рассказывать что-то, задавать вопросы). И делать это все громче и быстрее. В любой момент тот, кто в центре, может не выдержать внимания, сказать: “С меня хватит!” и выйти из круга.
Важно!
Предупредите детей, что важно не продержаться как можно дольше, а выйти из круга при первых признаках дискомфорта.