ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэма Гомера «Илиада»
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с личностью и творчеством Гомера как самого выдающегося древнегреческого поэта, с мифологическими сведениями о Троянской войне, с поэмой Гомера «Илиада»; создать условия для развития умений характеризовать образы главных героев, оценивать поступки героев «Илиада», объяснять смысл крылатых выражений «ахиллесова пята», «троянский конь»; содействовать видению красоты поэтических и звучных стихов Гомера и определению воспитательного значения образов, пониманию места поэмы «Илиада» в мировой культуре |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / учебный практикум |
Планируемые результаты (предметные) | Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные результаты | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины | Троянская война. Илион. Троя. Жизнь Гомера. Поэма Гомера «Илиада». Сюжет «Илиады», образы героев. Крылатые выражения «ахиллесова пята», «троянский конь». Сказатели-аэды, эпос |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Сказания о Троянской войне». Рабочая тетрадь № 2 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Слушают учителя, формулируют учебную задачу | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» | Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, беседа | Показывает изображение Гомера, рассказывает о поэте и его трудах (см. Приложение). Создание поэм в VIII в. до н. э. | Оценивают вклад поэта в историю и культуру, называют дату создания поэм | Коммуникативные: слушают и понимают речь учителя | Беседа по вопросам |
Поэма «Илиада» | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Работа с текстом, аппликацией (слайдами), беседа | Организует комментированное чтение поэмы, документов (§ 26).Знакомит со сказанием о троянском коне, используя аппликацию. – Что вы знаете о героях «Илиады» Агамемноне, Ахиллесе, Патрокле, Приаме, Гекторе, Андромахе? | Читают поэму, объясняют смысл крылатых выражений «ахиллесова пята», «троянский конь». Характеризуют поступки героев | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осуще-ствляют анализ событий; выдвигают гипотезы и обосновывают их. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
Герои Троянской войны | Парная. Словесный, практический. Заполнение таблицы | Предлагает заполнить таблицу «Герои Троянской войны» на основе работы с текстом поэмы | Распределяют героев поэмы на греков и троянцев | Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий | Таблица |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | – Почему поэма называется «Илиада»? – С рассказа о каких событиях начинается «Илиада»? Чем она заканчивается? – Оцените поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? | Раскрывают причину названия поэмы. Рассказывают о начальных и последних событиях поэмы. Оценивают поступки героев | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Написать эссе «В каких случаях можно сейчас употреблять крылатые выражения “ахиллесова пята” и “троянский конь”?». Задания 50, 52 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Эссе, задания в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку
Приложение
Гомер – легендарный древнегреческий поэт-сказитель. Точных сведений о его жизни не существует, зато есть множество предположений и легенд. В античные времена считалось, что Гомер жил примерно между 12 и 7 вв. до н. э. Место его рождения было неизвестно и самим древним грекам.
«…Семь городов соревнуют за мудрого корень Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Пилос, Аргос, Афины…»
Возможно, Гомер был бродячим сказителем, который исполнял песни о богах и героях во время пиров. Такого сказителя называли аэдом. Аэды знали эти песни наизусть и передавали их из поколения в поколение. В ходе исполнения певец мог сжать или растянуть рассказ, дополнить его теми или иными подробностями или, наоборот, опустить какую-то часть текста, то есть имел возможность импровизировать. «Илиада» и «Одиссея» возникли как раз из сочинений сказителей, и ученые до сих пор спорят, был ли у этих поэм один автор (которого, возможно, звали Гомер) или над их составлением работали разные люди. В науке существует специальный термин, обозначающий проблемы, связанные с историей создания «Илиады» и «Одиссеи», – «гомеровский вопрос».
Учитель Истории Наливкина М.И.