Файл: Рассказа А. П. Чехова Хамелеон.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел долгосрочного плана:

Сатира и юмор

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс:

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Характеристика героев рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям;

8.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства;

Цели урока

Учащиеся могут:

  • составить развёрнутую характеристику героев, используя цитаты;

  • определять отношение автора к персонажам;

  • сопоставлять изображение героев в литературном произведении и художественном фильме (экранизации)




Критерии оценивания

– характеризует героя, выражая свое отношение к герою;

– уместно использует цитаты из текста;

– выявляет отношение автора к персонажам рассказа;

– называет приемы и средства, используемые автором для характеристики персонажа;

– приводит цитаты из текста в качестве аргументов;

–сопоставляет и сравнивает содержание рассказа и экранизацию.

Привитие ценностей


Данный урок направлен на развитие ценностей: доброта, милосердие, сочувствие, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культура взаимоотношений, сплоченность и умение работать в команде, ответственность и лидерство (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные связи

Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалов. Связь с кинематографическим искусством: учащиеся могут сравнить произведение с экранизацией произведения

Предварительные знания


На предыдущих уроках учащиеся характеризовали героев поэтому могут, опираясь на уже сформированные навыки, дать оценку поведению и поступкам героев, используя цитаты. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через индивидуальную, парную и групповую работу, в процессе которой учащиеся анализируют характеры героев рассказа; определяют отношение автора к ним; проводят сопоставительный анализ произведений разных видов искусства, опираясь на предложенный учителем алгоритм; результаты сопоставительного анализа образов представляют в виде таблицы.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

0-2

2-3

I. Вызов.

К

Учитель предлагает учащимся прочитать высказывание и объяснить, как они его понимают.

«Хамелеон” – живая картина нравов общества».

Затем учащиеся читают определение слова «нравы» и объясняют, как это понятие связано с рассказом «Хамелеон».

ФО Комментарий учителя
II. Целеполагание. Учитель объявляет тему урока и цели обучения; совместно с учащимися определяются цели урока.

  • составить развёрнутую характеристику героев, используя цитаты;

  • определять отношение автора к персонажам;

  • сопоставлять изображение героев в литературном произведении и художественного фильма.





Презентация (слайды 1-3)

Середина урока

3-6

6-13

13-18

18-23

23-33

33-38

38-4

III. Характеристика героев рассказаА.П. Чехова «Хамелеон».

  1. «Портретная галерея».

Учащиеся будут работать с материалами презентации и по данным на слайдах характеристикам определять персонажей рассказа.

  1. Работа в группах.

Учащиеся объединяются в группы и работают над образами героев. Каждая группа выполняет предложенное учителем задание. Результат работы группы – создание ментальной карты.

Группа 1.

  1. Выделите в рассказе фрагменты, которые связаны с героем Очумеловым.

  2. Объясните, что означает фамилия героя.

  3. Как меняется образ Очумелова на протяжении всего рассказа. От чего это зависит?

  4. Какие приемы использует автор для создания образа Очумелова?

  5. Выразите свое отношение к герою.


Группа 2.

  1. Выделите в рассказе фрагменты, которые связаны с героем Хрюкиным.

  2. Объясните, что означает фамилия героя.

  3. Как меняется образ Хрюкина на протяжении всего рассказа. От чего это зависит?

  4. Какие приемы использует автор для создания образа Хрюкина?

  5. Какие впечатления вызывает у вас этот герой? Выразите своё мнение в нескольких предложениях

Группа 3.

  1. Выделите в рассказе фрагменты, которые связаны с героем Елдыриным.

  2. Объясните, что означает фамилия героя.

  3. Как меняется образ Елдырина на протяжении всего рассказа. От чего это зависит?

  4. Какие приемы использует автор для создания образа Елдырина?

  5. Какие впечатления вызывает у вас этот герой? Выразите своё мнение в нескольких предложениях

Группа 4.

  1. Выделите в рассказе фрагменты, которые связаны с описанием толпы.

  2. Как меняется мнение толпы на протяжении всего рассказа. От чего это зависит?

  3. Какие приемы использует автор, чтобы более правдоподобно изобразить народ?

  4. С какой целью автор вводит в рассказ народ на площади?

ФО

Критерий оценивания:

– характеризует героя, используя цитаты из текста.

Дескрипторы:

–дает характеристику герою, опираясь на вопросы,

– называет приемы, используемые автором для создания образов;

– выражает свое отношение к герою;

– составляет ментальную карту.

Представители групп презентуют работу группы. Учащиеся могут задать вопросы и дать рекомендации.

IV. Сопоставительный анализ героя в изображении писателя и режиссера.

Работа в группах.

Учащимся предлагается просмотреть фрагмент фильма «Эти разные, разные, разные лица» по мотивам рассказов А.П. Чехова. И.В. Ильинский (1971), эпизод по рассказу «Хамелеон» и сравнить героя, образ которого они анализировали в предыдущем задании, с образом, представленном в экранизации.

Учащиеся отвечают на предложенные вопросы:

  • Какие черты героя отразил писатель? Какие – режиссер?

  • Какие детали в изображении портрета, позы, деталей костюма, интерьера/пейзажа помогли писателю и режиссеру создать образ героя?

  • Каково авторское отношение к герою/героям?

  • Какие чувства, переживания вызывает герой в сравниваемых произведениях?

2. Результаты сопоставительного анализа, учащиеся вносят в таблицу.

После выполнения задания учащиеся проведут презентацию работ. Рекомендуемый прием взаимооценивания «Плюс – минус – интересно».
Критерии оценивания:

– определяет сходства и различия произведения художественной литературы с экранизацией;
Дескрипторы:

– выявляет отношение автора к персонажам рассказа;

– называет приемы и средства, используемые автором для характеристики персонажа;

– приводит не менее 3 цитат из текста в качестве аргументов;

– делает выводы, в каком произведении более правдоподобно показан герой.

V. Индивидуальная письменная работа.

Развернутый ответ на вопрос.

После выхода в свет рассказа «Хамелеон», появился термин «хамелеонство». Что означает этот термин и актуален ли он сегодня? Для подтверждения своего мнения используйте цитаты из текста.

Критерий оценивания – дает аргументированный ответ на вопрос.

Дескрипторы:

– отвечает на предложенный вопрос;

– приводит аргументы в защиту своей точки зрения;

– использует цитаты из текста в качестве примеров;

– соблюдает речевые нормы языка.

Презентация

Презентация (слайды 9-13)

Ресурс учителя


Конец урока

43-45


VI. Рефлексия. «Светофор».





Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (план анализа картины/иллюстрации; макет таблицы; иллюстративный материал; слова и словосочетания для характеристики персонажей; шаблон построения развернутого устного высказывания – словесного рисования).

Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – сопоставительных таблиц).