Файл: Дисциплина Дополнительное образование детей история и современность Практическое занятие 1 Обучающийся Муратов Рустам Ахметович Преподаватель Чащинов Евгений Николаевич.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Дополнительное образование детей: история и современность

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Муратов Рустам Ахметович

Преподаватель:

Чащинов Евгений Николаевич


Задание 1. Познакомьтесь с содержанием и со структурой системы дополнительного образования, реализуемых в организациях дополнительного образования. Составьте блок-схему «Направления работы учреждений дополнительного образования детей (УДОД)».

Направление работы

УДОД



  1. Раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей

  2. Раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь одно из средств обучения

  3. Построение пространства саморазвития

  4. Индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности

  5. Половозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития

  6. Личный опыт практической жизнедеятельности ребёнка

  7. Развивающее и реабилитирующее образование


Задание 2. Познакомьтесь с содержанием и со структурой системы дополнительного образования, реализуемых в организациях общего образования. Составьте блок-схему «Типы кружков, сложившихся в школьной практике».



Предметные, краеведческие, художественно – эстетические, спортивно – оздоровительные, трудовые.

Задание 3. Заполните таблицу «Условия реализации дополнительного образования в образовательных организациях РФ».

 

Условия реализации дополнительного образования в образовательных организациях РФ

№ п/п

Название необходимого условия

Сущность и краткая характеристика необходимого условия

1

Организации, реализующие дополнительное образование

 Учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. п.

Перед учреждениями дополнительного образования всех направлений ставятся единые цели и задачи: Выработка навыков общения и работы в коллективе. Развитие имеющегося творческого потенциала, личностных качеств. Формирование уважения к обществу и окружающему миру. Способствование поддержанию физического здоровья подрастающего поколения. Помощь с самоопределением в будущей взрослой жизни. Один из принципов, которому следуют детские учреждения дополнительного образования, - доступность. Право заниматься в них имеет каждый ребенок: достаточно подать заявление и дождаться его одобрения или же мотивированного отклонения. Последнее происходит крайне редко, и обычно проблем с зачислением в выбранный кружок, школу или секцию не возникает. Государство минимально устанавливает стандарты для дополнительного образования. УДОД строит собственную учебную программу на базе типового устава, разработанного властями в 2014 году. В документе прописаны особенности организации процесса работы с детьми, приведен образец расписания, указаны рекомендуемые нормы продолжительности занятий, установлены правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное. Родители в любой момент имеют возможность сменить учреждение и педагога, обучающую программу. В основе деятельности современных УДОД лежит свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях. Обучение детей в современных учреждениях дополнительного образования - это не программирование на успешное будущее и не ограничение общепринятыми рамками. Результат, которого добиваются педагоги - это воспитание мыслящего человека, готового справиться с ритмом жизни и проявить в полную силу свои творческие, физические и личностные задатки

2

Нормативная база

 Федеральные законы


Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017)

Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2021) /извлечение/

Постановления Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 “О лицензировании образовательной деятельности”

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 “Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг”

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 31.03.2017) “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013 – 2020 годы”

Приказы Министерства просвещения РФ

Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 N 533 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 N 196”

Приказ Министерства просвещения РФ от 16 сентября 2020 г. N500 “Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам”

Приказ Минпросвещения РФ от 26.08.2020 N 438 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения”

Приказ Минпросвещения РФ от 5.09.2019 N 470 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 N 196”

Приказ Минпросвещения РФ от 9.11.2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (с изм. и доп. от 30.09.2020 г.)

Приказы Министерства науки и высшего образования РФ

Приказ Минобрнауки и Минпросвещения РФ от 05.08.2020 г. №882/391 “Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ”

Приказ Минобрнауки и Минпросвещения РФ от 05.08.2020 г. №885/390 “О практической подготовке обучающихся”

Приказ Минобрнауки России от 25.10. 2013 N 1185 “Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам”

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 “Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение” (с изм. и доп. от 25.04.2019)

Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N499 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам” (ред. от 15.11.2013)

Письма Министерства образования и науки РФ

«О документах квалификации» от 2.09.2013 N АК-1879/06

“О дополнительном профессиональном образовании” (вместе с “Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования”) от 09.10.2013 N 06-735

“Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО” (вместе с “Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования”) от 07.05.2014 N АК-1261/06

«Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн

«О направлении методических рекомендаций по разработке, заполнению, учёту и хранению документов о квалификации» от 12.09.2015  № АК-608/06

«О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» от 23.03.2015 №08-415/124

«О направлении методических рекомендаций по итоговой аттестации слушателей» от 30.03.2015 № АК-820/06

“О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ” (вместе с “Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме”) от 21.04.2015 N ВК-1013/06

«О направлении методических рекомендаций по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов» от 22.04.2015 г. № ВК-1032/06

«Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» от 25.08.2015 № АК-2453/06

«О направлении информации» от 9.06.2016 г. N09-1300

Письма Общероссийского профсоюза образования

“Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах” от 10.03.2017 N122

Приказы Министерства труда и социальной защиты РФ

Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N514н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N544н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” (ред. от 05.08.2016)


3

Кто может получить дополнительное образование

 Получить ДО может любой желающий вне зависимости от наличия специализации. Оно не является обязательным и не предусматривает какую-либо регулярность в “обновлении” знаний и умений.

Так, например, курсы оформлению и декорированию подушек от условной Натальи Петровой, оканчивающиеся выдачей сертификата участника, – это обычное дополнительное образование, ведь для начала обучения не нужно предоставлять никаких дипломов.


4

Кадровый состав

 


Задание 4. Разработайте план подготовки досугового мероприятия для школьников (тема на Ваш выбор) в условиях построения социального партнерства в развитой инфраструктуре дополнительного образования



№ 

п/п

Мероприятие

Сроки

Участники

1

Празднично-конкурсная программа «День открытых дверей»

сентябрь

Педагог-организатор, педагоги клуба, обучающиеся

2

Конкурс поделок из природного материала «Осенний базар»

сентябрь

Руководитель студии «Волшебная школа рисования», обучающиеся

3

Конкурсно-игровая программа «Золотая осень»

октябрь

Педагог-организатор, обучающиеся

4

Информационно-познавательная беседа «Правила этикета»

октябрь

Педагог-организатор, обучающиеся

5

Участие команды клуба в конкурсно - познавательной программе о 6кулинарии «Красивая подача» (межклубное мероприятие)

октябрь

Педагог-организатор клуба «Радуга», педагог-организатор клуба «Современник»

6

Интерактивная игра «Поиск сокровищ»

октябрь

Педагог-организатор, обучающиеся

7

Участие в муниципальном конкурсе детского творчества «Мамин праздник», посвященном Международному празднику Дню матери

ноябрь

Педагоги, обучающиеся кружковых объединений подросткового клуба

8

Информационно-познавательная беседа «Азбука нравственности»

ноябрь

Педагог-организатор, обучающиеся

9

Конкурс новогодних поделок «Разноцветными огнями озарится темный лес»

декабрь

Руководитель студии «Волшебная школа рисования», обучающиеся

10

Конкурс чтецов среди воспитанников подросткового клуба «Современник»

декабрь

Обучающиеся, педагоги

11

Театрализованный карнавал «Новогодний переполох»

декабрь

Педагог-организатор, социальный педагог, педагоги, обучающиеся

12

Развлекательная программа «Рождественские посиделки»

январь

Педагог-организатор, обучающиеся

13

Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Храним в сердцах Великую Победу», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

январь

Обучающиеся, педагоги

14

Конкурс «Мистер клуба-2020»

февраль

Педагог-организатор, обучающиеся

15

Квест-игра «Кладоискатели»

март

Педагог-организатор, обучающиеся

16

Участие в городском народном празднике Масленица

март

Педагог-организатор, социальный педагог, обучающиеся

17

Участие в конкурсе театрализованных миниатюр среди подростковых клубов МБУ ДО ЦВР

апрель

Педагог-организатор, обучающиеся

18

Участие в отчётной выставке изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества в Центре внешкольной работы г.Белорецк

май

Обучающиеся, педагоги

19

Посещение отчётной выставки изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества в ЦВР

май

Руководитель студии «Волшебная школа рисования», обучающиеся

20

Посещение выставок в Белорецкой картинной галерее

ежемесячно

Руководитель студии «Волшебная школа рисования», обучающиеся


Задание 5. Проанализируйте уровень развития организации дополнительного образования, описанный в данном ниже фрагменте, по плану:

а) цели дополнительного образования;

б) качество программного обеспечения;

в) содержание и направления работы по реализации дополнительного образования;

г) формы организации педагогической деятельности;

д) вывод о качестве организации дополнительного образования.

Основные цели дополнительного образования заключаются в создании комплексной модели поддержки талантливых и одаренных детей. Каждый ребёнок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Помочь каждому ребёнку реализовать себя.

Образовательное учреждение имеет хорошую базу для реализации образовательных программ дополнительного образования. Швейные мастерские обеспеченны новейшими современными швейными машинками, гончарный цех оборудован муфельными печами, гончарными кругами. Объединение «Картинг» имеет квадроцикл. Роботехника – роботов.

На сегодняшний день в школе функционируют 16 творческих объединений, а также реализуются курсы внеурочной деятельности следующих направлений: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальноев) содержание и направления работы по реализации дополнительного образования;

Формами организации педагогической деятельности являются физкультурные праздники и соревнования, секции по волейболу, баскетболу, спортивного ориентирования, ЮИД и шахматы для спортивно-оздоровительного направления; . творческие объединения как гончарное дело, школьный театр для духовно-нравственного и общекультурного направлений; работа по озеленению классов, школы; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы для социального направления; встречи с очевидцами войны, ветеранами труда, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы для патриотического направления.

Следовательно, качество организации дополнительного образования соответствует нормам, имеет разнообразные программы и будет интересно детям младшего школьного вощраста и их родителям.

Задание 6. Исходя из описанной в первой части практического занятия информации о системе дополнительного образования в общеобразовательной школе, сформулируйте предложения (не менее трех) по совершенствованию организации дополнительного образования в данной школе.


  1. Можно добавить изучение основных видов танца (изучение движений и пластики)

—Классический танец

—Народно-характерный танец

—Историко-бытовой танец

—Бальный танец

—Современный танец

—Спортивная хореография

  1. Музыкальные занятия, посвященные музыкальной грамоте.

—Воспитание чувства метроритма. Музыка и танец подчинены единым законам ритма. Дети могут это прочувствовать во время движения под музыку, например, при ходьбе, где шаг соответствует доле. ““Шаги в музыке” слушать надо обязательно, но предшествовать этому слушанию должны реально осознаваемые шаги. В этом единая основа музыки и движения (простой физкультуры, а в истории человечества – танца)”

—Творческие задания.

—Слуховой анализ.

—Теоретические сведения.

—Совместное музицирование (детский оркестр). Игра на музыкальных инструментах способствует развитию более яркого эмоционального восприятия музыки, музыкальных и творческих способностей у детей. Доступность исполнения партии в ударно-шумовом оркестре приносит большую радость и позволяет в непринужденной, приподнятой атмосфере закрепить многие слуховые навыки, узнать в ощущениях средства музыкальной выразительности, освоить на практике азы музыкальной грамоты.

  1. Изучение истории балета или танцевального костюма.

Задание 7. При реализации дополнительных общеобразовательных программ разрешено использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Требования каких нормативно-правовых актов должны быть учтены при разработке дополнительных общеобразовательных программ?

При разработке дополнительных общеобразовательных программ, связанных с дистанционными образовательными технологиями и электронным обучением, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации". При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. 
Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

  

Задание 8. Составьте блок-схему «Формы внешкольного образования в Советской России».

 


Детская школа искусств

Станция туристов

Детско-юношеская спортивная школа

Пионерский лагерь

Станция юных техников

Станция натуралистов


Задание 9. Составьте блок-схему «Направления внешкольного образования в Советской России». Обоснуйте актуальность этих направлений для современной системы дополнительного образования в России. 


Научно-техническое