Файл: Учебник Общая биология. 1011 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ханина А.Г., учитель биологии,

МАОУ «Лицей» г.о. Балашиха

Предмет: биология

Класс: 11

УМК: учебник «Общая биология. 10-11 класс», под редакцией И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов, В.Б.Захаров, 2011год.

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: Положение человека в системе животного мира. Л.р № 4 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих животных как доказательство их родства»

Общее количество часов: 34

Место урока в системе уроков по теме:18

Тип урока: открытие новых знаний.

Технологии урока: смысловое чтение ,проблемное обучения..

Методы работы: частично- поисковый, проблемный.


  • Цель урока:  формирование знания о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле

  • Задачи урока: Образовательные: познакомить со взглядами некоторых ученых на эту глобальную проблему; показать место человека в системе животного мира; сформировать представления учащихся о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания; создать условия для осознанного применения знаний.

  • Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.

  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.

  • Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация

  • Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение

https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=276

http://festival.1september.ru/articles/534367/

http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-dlya-11-klassa-polozhenie-cheloveka-v-sisteme-zhivotnogo-mira


  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний: 1. Какие факты свидетельствуют о том, что жизнь возникла в архее?

2. Приведите примеры важнейших ароморфозов в мезозое.

3.Какие преимущества млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися обеспечили им повсеместное распространение?

4.Чем можно объяснить господство голосеменных растений в юрском периоде?


  1. Мотивация к учебной деятельности. « Свет будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч.Дарвин.

Вопрос о происхождении человека - очень интересный и одновременно весьма сложный; можно сказать, что это глобальная проблема человечества.

Споры о происхождении человека не прекращаются на протяжении столетий. Это одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле. Изучением этой проблемы занимается Антропология, её основоположниками в России были А.П.Богданов и Д.Н.Анучин. А вообще в современном цивилизованном обществе мысль о естественном происхождении человека широко распространилась чуть больше ста лет назад, после выхода в свет замечательной работы Ч.Дарвина “Происхождение человека и половой отбор”.

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.
Какой же вклад внесли ученые различных исторических эпох в развитие представлений о происхождении человека?


  1. Учебно-познавательная деятельность.

  1. Самостоятельная работа с текстом учебника стр285, составление схемы «Положение человека в системе органического мира».

Вид Человек разумный-----------------род Человек--------- семейство Гоминиды ( Люди)------- подотряд Человекообразные обезьяны------- отряд Приматы-------- подкласс Планцентраные------- класс Млекопитающие--------- подтип Позвоночные-----тип Хордовые--------- подцарство Многоклеточные-----царство Животные.

2.Работа по группам.

Задание для 1 группы: прочитать по учебнику текст параграфа на стр 286-287, заполнить таблицу:


Общие черты организации

Примеры

Тип Хордовые




Класс Млекопитающие




Подкласс Планцентарные




Отряд Приматы




Задание для 2 группы: прочитать текст на стр 288-290 «Данные сравнительной эмбриологии. Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян». Заполнить таблицу «Отличия человека и человекообразных обезьян»:

Сравниваемые признаки и органы

Человек

Человекообразные обезьяны

Образ жизни







Положение тела при ходьбе







Строение мозга и его функции







Особенности строения скелета:

-череп

-надбровные дуги

- верхняя челюсть

- грудная клетка

- позвоночник

- таз

-кисть руки

-нижние конечности

- стопа







3. Атавизм- признаки , которые некогда существовали у наших предков, в дальнейшем были утрачены, но гены, отвечающие за их развитие, еще сохранились и при определенных условиях вызывают образование этих древних признаков.

Рудименты- это недоразвитые органы, которые практически утратили в процессе эволюции свои функции.

V.Интеллектуально-познавательная деятельность.

1. Лабораторная работа №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».( слайд 1)

Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.( слайд 2)

Ход работы.(слайд 3)

Прочитать текст «Эмбриология» и рассмотреть рисунки  на стр.258-261 учебника.

Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

(Слайд 4 )





  1. Выполнение заданий с сайта «Решу ЕГЭ».


Задания 25:
1.Ка­ко­вы био­ло­ги­че­ские и со­ци­аль­ные фак­то­ры ан­тро­по­ге­не­за?

2.Чем до­ка­зы­ва­ет­ся при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щих?

3.По­че­му в ред­ких слу­ча­ях у от­дель­ных людей по­яв­ля­ют­ся ата­виз­мы?

4.При­ве­ди­те не менее трех про­грес­сив­ных био­ло­ги­че­ских при­зна­ков че­ло­ве­ка, ко­то­рые он при­об­рел в про­цес­се дли­тель­ной эво­лю­ции.

5.Край­не редко встре­ча­ют­ся слу­чаи рож­де­ния людей с мно­же­ствен­ны­ми сос­ка­ми, ко­то­рые до­ка­зы­ва­ют жи­вот­ное про­ис­хож­де­ние че­ло­ве­ка. Как на­зы­ва­ет­ся такое яв­ле­ние? Объ­яс­ни­те, по­че­му этот при­знак утра­тил своё зна­че­ние у че­ло­ве­ка, по­че­му не раз­ви­ва­ет­ся у всех пред­ста­ви­те­лей вида. При­ве­ди­те ещё два при­ме­ра дру­гих по­доб­ных яв­ле­ний.

VI, Оценочно- рефлексивная деятельность:

Рефлексия. «Продолжить фразу»: Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке… 

Оценки за урок с комментариями.

Домашнее задание: параграф 4.18письменно ответить на вопросы: 1. Как возникло на Земле существо , так изменившее лик нашей планеты?

2.Был ли сходен общий предок с современными антропоидами или отличался от них?