ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ханина А.Г., учитель биологии,
МАОУ «Лицей» г.о. Балашиха
Предмет: биология
Класс: 11
УМК: учебник «Общая биология. 10-11 класс», под редакцией И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов, В.Б.Захаров, 2011год.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Положение человека в системе животного мира. Л.р № 4 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих животных как доказательство их родства»
Общее количество часов: 34
Место урока в системе уроков по теме:18
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологии урока: смысловое чтение ,проблемное обучения..
Методы работы: частично- поисковый, проблемный.
-
Цель урока: формирование знания о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле
-
Задачи урока: Образовательные: познакомить со взглядами некоторых ученых на эту глобальную проблему; показать место человека в системе животного мира; сформировать представления учащихся о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания; создать условия для осознанного применения знаний. -
Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания. -
Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.
-
Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация -
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение
https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=276
http://festival.1september.ru/articles/534367/
http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-dlya-11-klassa-polozhenie-cheloveka-v-sisteme-zhivotnogo-mira
-
Оргмомент. -
Актуализация знаний: 1. Какие факты свидетельствуют о том, что жизнь возникла в архее?
2. Приведите примеры важнейших ароморфозов в мезозое.
3.Какие преимущества млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися обеспечили им повсеместное распространение?
4.Чем можно объяснить господство голосеменных растений в юрском периоде?
-
Мотивация к учебной деятельности. « Свет будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч.Дарвин.
Вопрос о происхождении человека - очень интересный и одновременно весьма сложный; можно сказать, что это глобальная проблема человечества.
Споры о происхождении человека не прекращаются на протяжении столетий. Это одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле. Изучением этой проблемы занимается Антропология, её основоположниками в России были А.П.Богданов и Д.Н.Анучин. А вообще в современном цивилизованном обществе мысль о естественном происхождении человека широко распространилась чуть больше ста лет назад, после выхода в свет замечательной работы Ч.Дарвина “Происхождение человека и половой отбор”.
Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.
Какой же вклад внесли ученые различных исторических эпох в развитие представлений о происхождении человека?
-
Учебно-познавательная деятельность.
-
Самостоятельная работа с текстом учебника стр285, составление схемы «Положение человека в системе органического мира».
Вид Человек разумный-----------------род Человек--------- семейство Гоминиды ( Люди)------- подотряд Человекообразные обезьяны------- отряд Приматы-------- подкласс Планцентраные------- класс Млекопитающие--------- подтип Позвоночные-----тип Хордовые--------- подцарство Многоклеточные-----царство Животные.
2.Работа по группам.
Задание для 1 группы: прочитать по учебнику текст параграфа на стр 286-287, заполнить таблицу:
Общие черты организации | Примеры |
Тип Хордовые | |
Класс Млекопитающие | |
Подкласс Планцентарные | |
Отряд Приматы | |
Задание для 2 группы: прочитать текст на стр 288-290 «Данные сравнительной эмбриологии. Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян». Заполнить таблицу «Отличия человека и человекообразных обезьян»:
Сравниваемые признаки и органы | Человек | Человекообразные обезьяны |
Образ жизни | | |
Положение тела при ходьбе | | |
Строение мозга и его функции | | |
Особенности строения скелета: -череп -надбровные дуги - верхняя челюсть - грудная клетка - позвоночник - таз -кисть руки -нижние конечности - стопа | | |
3. Атавизм- признаки , которые некогда существовали у наших предков, в дальнейшем были утрачены, но гены, отвечающие за их развитие, еще сохранились и при определенных условиях вызывают образование этих древних признаков.
Рудименты- это недоразвитые органы, которые практически утратили в процессе эволюции свои функции.
V.Интеллектуально-познавательная деятельность.
1. Лабораторная работа №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».( слайд 1)
Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.( слайд 2)
Ход работы.(слайд 3)
Прочитать текст «Эмбриология» и рассмотреть рисунки на стр.258-261 учебника.
Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.
Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?
(Слайд 4 )
-
Выполнение заданий с сайта «Решу ЕГЭ».
Задания 25:
1.Каковы биологические и социальные факторы антропогенеза?
2.Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих?
3.Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
4.Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
5.Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак утратил своё значение у человека, почему не развивается у всех представителей вида. Приведите ещё два примера других подобных явлений.
VI, Оценочно- рефлексивная деятельность:
Рефлексия. «Продолжить фразу»: Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке…
Оценки за урок с комментариями.
Домашнее задание: параграф 4.18письменно ответить на вопросы: 1. Как возникло на Земле существо , так изменившее лик нашей планеты?
2.Был ли сходен общий предок с современными антропоидами или отличался от них?