Файл: Детские общественные движения и органы ученического самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Детские общественные движения и органы ученического самоуправления – это формы общественной самоорганизации детей, позволяющие им реализовать право на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, свободно выражать свои взгляды и участвовать в деятельности по реализации принятых решений.

Члены детского общественного объединения – граждане в возрасте от 8 до 18 лет, заинтересованные в совместном решении задач данного объединения, подтвердившие свое желание соответствующими индивидуальными заявлениями или другими документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения, имеющие равные права и обязанности.

Организатор детского общественного движения – социальная роль взрослого, работающего профессионально или на инициативных началах в общественном объединении детей.

ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Детские и молодежные общественные объединения могут различаться по:

– направленности;

– целям;

– степени интересов;

– составу участников;

– общественному статусу.

Общественные объединения в соответствии с территориальной сферой деятельности бывают общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

По содержанию деятельности: экологические, спортивные, туристические, творческие, скаутские, исследовательские, профессиональные, культурологические, социально-информационные и т.д.

По мнению группы, ученых на сегодняшний момент можно выделить следующие объединения:

  1. Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворе­ние интересов и потребностей подростков, передачу им знаний, умений и навыков и через это – включение их в социальную практику. Эти объединения находятся на грани между обычны­ми кружками и клубами внешкольных учреждений, школ и об­щественными объединениями детей.

  2. Общественные объединения, предлагающие подросткам раз­личные виды деятельности и через нее, и с ее помощью включе­ние ребенка в социальную практику, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, милосерднеческие, экономические, миротворческие. Большая часть этих объединений функционирует на базе каких-либо взрос­лых объединений или находится в тесной связи с ними.

  3. Организации и объединения, предлагающие детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, и которая является основой для формирования определенных отношений между детьми, между детьми и взрослыми, религиозные, наци­ональные детские организации, скаутские организации и объе­динения, коммунарские группы, пионерские организации и объединения.


Особенности современного детского объединения

Особенность детских общественных объединений заключается в том, что они прежде всего создают условия для удовлетворения детьми потребности в общении и совместной социально значимой деятельности, в равноправном положении со взрослыми, для устранения дефицита содержательного разновозрастного общения, развития, социального творчества, самовыражения и утверждения среди других своего «Я», освоения и формирования собственного социального опыта.

Открытость и добровольность членства, эмоциональная привлекательность деятельности, большие социальные права (большие по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможность выбора конкретного вида деятельности, совместные формы ее организации обуславливают особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения.

  • Пионерское движение. Руководители пионеров 21 века заверяют, что их организация ставит в приоритет не идеологию, а развитию детей. Как и в советское время, пионеры наших дней занимаются разносторонней общественно полезной работой.

Дети ходят в походы, для организуют тимуровские рейды, турслеты и развивающие занятия. Также пионеры убирают мусор во дворах, парках и скверах, встречаются с ветеранами ВОВ, записывают их воспоминания.

Как и их советские предшественники, современные пионеры проводят лето в детских оздоровительных лагерях. Они собираются вокруг пионерского костра, поют песни и носят галстуки, но не только красные. Есть пионерские объединения, где дети носят галстуки того же цвета, в который выкрашен флаг их региона.

  • Скаутское движение. В 1998 году все они объединились в Национальную скаутскую организацию. Главной целью НСО является интеллектуальное, духовное и физическое развитие личности подростков и детей России.

Каждый год открываются летние скаутские лагеря, где в течение 2 недель члены организации проходят испытания, получают новые, более высокие ранги, общаются друг с другом и получают бесценный опыт взаимодействия с природой и сверстниками.



Возле костра, в кругу единомышленников и друзей ребята беседуют о важных понятиях, слушают истории из жизни страны и знаменитых людей. Баден-Пауэлл написал свою первую знаменитую книгу о скаутинге как цикл бесед у костра, и этой практики придерживаются и многие современные руководители движения.

В лагере скауты проводят тематические игры, во время которых могут попробовать себя в роли Робинзона Крузо на необитаемом острове, индейского воина или Робин Гуда.И сторико-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Их деятельность направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции. Представлено такими организациями как «Массолит», «Юные за возрождение Петербурга», программами «Путь к истокам», «Родники» и т.п.

  • Военно-патриотические движения: Организация имеет несколько направлений деятельности, включая:
    1. Спортивное развитие. Физическая активность является одним из главных условий правильного и здорового развития каждого ребенка. Юнармеец, вне зависимости от возраста, должен иметь хорошую спортивную форму. Только поддержание здорового образа жизни может наполнить энергией, придать уверенности и зарядить позитивом. Юнармия создает для этого все необходимые условия. Все программы направлены на компенсацию многочасового сидения за школьной партой, ПК или телевизором.

2 Социальное развитие. Организация дает возможность детям научиться работать в коллективе, заранее обозначать проблемы и совместно находить пути их решения. Социальные программы помогают осознать, что самостоятельность, чувство любви к своей стране и необходимость отвечать за поступки – это те качества, которые характеризуют настоящего гражданина России.
3 Духовно-нравственное развитие. Юнармия помогает подросткам развить такие ценные чувства, как совестливость, доброта и сочувствие. Еще одним важным аспектом экологического сознания, а именно желание сохранять и приумножать природные богатства страны. Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».

  • Социально-реабилитационные и волонтёрские организации– широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.

  • Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры. Это юные журналисты, модельеры, театралы, лётчики, географы, космонавты и т.д. Заметны детские экономические организации – например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб», союзы юных предпринимателей, детские банки и др.

  • Религиозные детские объединения– организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское православное движение «Вестники», Братство православных следопытов и др.