Файл: Этика производственного отношения общества к природе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Вопросы, которые ставит перед собой и старается решить философия, касаются вечных проблем. Одна из них, немаловажная, а сегодня приобретшая особенно острое звучание, - проблема отношений между человеком и природой.

С развитием общества, с одной стороны, стремительно усиливается господство человека над природой, ослабевает его зависимость от неблагоприятного воздействия ближайшего природного окружения, но с другой стороны – как следствия бесцеремонного вмешательства человека в природную среду возрастает зависимость человека от результатов собственной деятельности в природном окружении.

Ввиду того, что силы человека сравнимы с силами природы, а порой и превосходят их, относительно ослабевает зависимость процесса взаимодействия природы и общества от собственно природных факторов, с одной стороны, и усиливается его зависимость от сферы собственно социальных явлений - с другой.

При этом человечество, несмотря на всю сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью природы. Человек вышел из природы и ей он обязан своим существованием как социальное существо.

Цель работы – изучить природные основы общественной жизни.

Этика производственного отношения общества к природе.
Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Неизмеримое количество человеческого труда израсходовано на преобразование природы, и весь этот труд, положен в землю, как в огромную сберегательную кассу. Труд человека вырубил леса для земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины, основал деревни и города, оплел материки густой сетью дорог и сделал множество других дел.

Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. В силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать


В философии любой эпохи важное место занимали проблемы взаимоотношений человека и природы. С 70-х годов XX в. эта область научного и философского поиска приобретает особое значение в связи с появлением все более ясного осознания угроз надвигающегося экологического кризиса и реальности экологической катастрофы.

«Экологическая этика» – фактически целая область, - феномен, возникший недавно, действительно ставшийактуальным только последние несколько десятилетий, хотя многие конкретные опасения или философские нити, касательно этих проблем, разрабатывались в течение различных столетий.

Возникновение экологической этики было вызвано растущими технологическими перегрузками на биосферу, которые с особой силой стали ощущаться в период начавшегося постиндустриального развития. Если раньше, в доиндустриальном обществе человек, по словам известного философа-гуманиста А. Швейцера, испытывал благоговение перед жизнью, то с появлением индустриального общества и дальнейшим техническим прогрессом гармонические отношения между обществом и природой все больше нарушались и, в конце концов, привели к глубокому экологическому кризису.

Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Задачи экологической этики:

  • разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы;

  • выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.

Если говорить о достижениях в этике ХХ века, то человек наконец-то понял, что все люди имеют одинаковое право на жизнь и свободу, независимо от их расы, национальности, вероисповедания. Теперь человеку осталось понять последнее – что все виды живой природы также имеют равную с ним внутреннюю ценность, те же моральные права.  

Экологическая этика – направление междисциплинарных исследований, предметом которых является нравственные аспекты отношения человека (общества) к природе. Она ориентирована на пересмотр ценностных основ западной цивилизации в направлении целостного развития человека и органичности его жизнедеятельности. В отличие от экономического подхода к природе (на основе «выгодно» - «невыгодно», «разумно» - «неразумно»), экологическая этика ориентирует наши отношения с природой с точки зрения дилеммы «хорошо» - «плохо».



Экологическая этика (или Этика благоговения перед жизнью) основана на равноправии человека и природы. Основатель экологической этики Швейцеp писал: «Я не должен делать ничего, кроме неизбежного...

Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма своей корове, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине дороги, так как в этом случае он совершает преступление против жизни, не оправданное никакой необходимостью».

Представителей экологической этики объединяет убеждение, что современные экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде, в основе которого должна лежать этика, ориентированная на будущее и утверждающая органическую связь между человеком и природой. Эту этику называют по-разному: «новая этика» (Г. и М. Мише), «глобальная этика» (Я. Тинберген), «новый международный моральный порядок» (Э. Ласло); многие же предпочитают называть ее «экологической этикой» (Г. Киефер, Д. Козловский и др.), аппелируя к таким «экологическим ценностям», как выживание, обеспечение безопасности, удовлетворение потребностей людей, связанных с поддержанием их жизнедеятельности (продукты питания, одежда, жилье), повышение «качества жизни» и т. д.

Как научное направление Экологическая этика сформировалась в 80-х гг. 20 в. Этические мысли по отношению к живой природе высказывались основоположниками всех мировых религий. Основателями Экологической этики как науки являются О. Леопольд и А. Швейцер. В своих классических трудах они сформулировали идею о том, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным.

Сегодня актуальность экологической этики не вызывает сомнения, так как она играет ключевую роль в развитии человека и общества в целом.

Биосфера и общественное производство.
Термин «биосфера» впервые употребил в начале XIX в. Жан Батист Ламарк. Но научным это понятие стало в 1875 г., когда австрийский ученый Эдуард Зюсс назвал биосферой все живые организмы, обитающие на поверхности Земли. Связь живой и неживой природы он трактовал односторонне, отмечая зависимость живых организмов от химических, физических, геологических и прочих факторов, но не учитывая обратное воздействие живого на неживое.

Представление о биосфере изменил русский ученый и философ Владимир Иванович Вернадский. Он считал, что живое и неживое постоянно взаимодействуют, в процессе жизнедеятельности организмы получают из окружающей среды необходимые химические вещества, а после смерти возвращают их обратно. Русский ученый акцентировал активное влияние живых организмов на косную материю. По его мнению, живое вещество составляет незначительную по объему и весу часть биосферы, при этом оно является ее главным компонентом. Живые организмы – та геохимическая сила, которая играет ведущую роль в формировании облика нашей планеты. Вернадский подчеркивал целостность и гармоничность биосферы: «Можно говорить о всей жизни, о всем живом веществе, как о едином целом в механизме биосферы. Всё учитывается и всё приспособляется с той же точностью, с той же механичностью и с тем же подчинением мере и гармонии, какую мы видим в стройных движениях небесных светил и начинаем видеть в системах атомов вещества и атомов энергии».


Человечество, наряду с растениями и животными, является частью живого вещества. Однако в отличие от других элементов биосферы человечество оказывает интенсивное влияние не только на неживую материю, но и на само живое вещество, создавая новые виды растений и животных. С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории, становится ноосферой.

Учение Вернадского о ноосфере, которое создавалось в 30-е гг. XX в., так и не сложилось в законченную теорию, русский ученый даже само понятие ноосферы употреблял в разных смыслах. В его понимании ноосфера – это:

  • новое геологическое явление, суть которого заключается в возможности человека преобразовывать Землю своим трудом и мыслью;

  • область проявления научной мысли, когда «эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества»;

  • главный фактор преобразования и дальнейшей эволюции биосферы, когда «человек своей деятельностью создает новую живую природу».

Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества: «В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз». Саму биосферу Вернадский рассматривал как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли и космоса. Живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы, уровни организации биосферы. Биогеохимические принципы Вернадского утверждают высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.

Не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Особенно ярко и вдохновенно писал Вернадский о воздействии человеческой деятельности на природу в работе «Несколько слов о ноосфере», созданной в 1943 году: «Лик планеты - биосферы - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры в ХХ веке все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана. Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений».


Естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является собственно вовсе не HomoSapiens, а его разум, научная мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу».

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. «Этот процесс - полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

Человек впервые реально понял, он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни - в биосфере,в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан, и уйти из которой он не может.

Таким образом:

    1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве - времени.

    2. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы.

    3. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.

Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация культурного человечества» - поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, - не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было.