Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2018. Принят на педагогическом совете Протокол 1 от 31. 08. 2018.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


г де U1-действующее значение напряжения на первичной катушке,

U2- действующее значение напряжения на вторичной катушке.

Напряжение измеряют с помощью мультиметра при разомкнутой вторичной обмотке. Во время работы трансформатора под нагрузкой часть энергии расходуется на нагревание обмоток и сердечника. Коэффициент полезного действия трансформатора



где Р1-мощность, потребляемая первичной обмоткой из сети, а Р2-мощность, выделяемая во вторичной обмотке.

Выполнение работы

  1. Ознакомьтесь с устройством трансформатора, и подготовьте таблицу для записи результатов измерений и вычислений.

Первичная катушка

Вторичная катушка

КПД,%

U1 , В

I1 , мА

Р1, Вт

U2 , В

I2 , мА

Р2, Вт

 

 

 

 

 

 

 




  1. Установите напряжение на источнике не более 4 В.

  2. С помощью мультиметра определите напряжение на первичной и вторичной катушках.

  3. Вычислите коэффициент трансформации.

  4. Подключите амперметр в цепь первичной катушки согласно схеме



  1. Измерьте силу тока в цепи первичной катушки

  2. Подключите амперметр ко вторичной катушке и измерьте силу тока.

  3. Вычислите потребляемую мощность Р1 первичной катушкой, полезную мощность во вторичной катушке Р2.

  4. Рассчитайте КПД трансформатора.


8. «Наблюдение явления дисперсии света»




9. «Наблюдение линейчатых спектров излучения»
Цель работы: наблюдение сплошного спектра излучения электрической лампы и линейчатых спектров излучения ионизированных газов.

Оборудование: спектроскоп прямого зрения или спектроскоп двухтрубный, набор спектральных трубок, выпрямитель или аккумуляторная батарея напряжением 6 В, прибор для зажигания спектральных трубок, лампа накаливания на подставке, люминесцентная лампа, ключ, реостат, соединительные провода, штатив, набор цветных карандашей, таблицы со спектрами излучения газов, находящихся в спектральных трубках.

Выполнение лабораторной работы.

Для начала укрепите спектроскоп в штативе таким образом, чтобы щель его коллиматора была расположена вертикально. Перед щелью на расстоянии нескольких сантиметров установите электрическую лампочку на подставке так, чтобы ее нить накаливания была на высоте щели, и подключите лампу через реостат к источнику тока.

После этого включите лампу и при полном накале наблюдайте сплошной спектр излучения нити.



Постепенно уменьшая накал нити, наблюдайте ослабление яркости спектра и постепенное исчезновение спектральных цветов, начиная с фиолетового. Зарисуйте цветными карандашами картину спектра, наблюдаемого вами.

После того, как зарисовали спектр лампы накаливания, направьте коллиматор спектроскопа на светящуюся люминесцентную лампу, установленную на столе учителя или висящую на потолке. Рассмотрите ее спектр и зарисуйте его в тетради. Опишите, чем спектр люминесцентной лампы отличается от спектра лампы накаливания.

Теперь перейдем к рассмотрению спектров различных газов. Для этого необходимо вставить трубку с исследуемым газом, например с гелием, в держатель прибора для зажигания спектральных трубок и подключить прибор к источнику напряжения.



Затем зажгите спектральную трубку и рассмотрите в спектроскоп линейчатый спектр излучения гелия. После чего зарисуйте его цветными карандашами и опишите основные цвета в наблюдаемой последовательности.


Повторите наблюдение со спектральной трубкой, наполненной другим газом (например, водородом, неоном, аргоном или криптоном) и зарисуйте его спектр излучения.

После проделанной работы, сравните полученные линейчатые спектры излучения с табличными спектрами соответствующих газов и сделайте вывод.


10. «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром»

Цель работы: получить практические навыки по использованию бытового дозиметра для измерения радиационного фона.

Приборы и материалы: дозиметр бытовой, инструкция по его использованию.

Бытовые дозиметры предназначены для оперативного индивидуального контроля населением радиационной обстановки и позволяют приблизительно оценивать мощность эквивалентной дозы излучения. Большинство современных дозиметров измеряет мощность дозы излучения в микрозивертах в час (мкЗв/ч), однако до сих пор широко используется и другая единица – микрорентген в час (мкР/ч). Соотношение между ними такое: 1 мкЗв/ч = 100 мкР/ч.


Порядок выполнения работы

1. Внимательно изучите инструкцию по работе с дозиметром и определите:

1) назначение прибора

2) схема устройства

3) принцип действия

4) правила пользования

5) применение

2. Пределы измерения

3. Каков порядок контроля и замены внутреннего источника питания;

4. Каково расположение и назначение органов управления работой прибора.

5. Произвести внешний осмотр прибора и его пробное включение.

6. Убедитесь, что дозиметр находится в рабочем состоянии.

7. Подготовьте прибор для измерения мощности дозы излучения.

8. .Измерьте 10 раз уровень радиационного фона, записывая каждый раз показание дозиметра. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 среднее

9. Вычислите среднее значение радиационного фона.

10. Вычислите, какую дозу ионизирующих излучений получит человек в течение года, если среднее значение радиационного фона на протяжении года изменяться не будет. Сопоставьте ее со значением, безопасным для здоровья человека.

11. Сравните полученное среднее значение фона с естественным радиационным фоном, принятым за норму, - 0,15 мкЗв/ч. 12. Сделайте вывод, исходя из п. 1-11

  1. ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ОПИСАНИЕ ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ



  2. *Входной мониторинг (не оценивается, анализируется).



  3. *Контрольная работа.

Контрольные работы являются тематическими. Они рассчитаны на один урок. Контрольные работы разделены на блоки, первый и второй уровни сложности. Первый и второй уровни соответствуют требованиям обязательного стандарта физического образования, третий уровень – углубленное изучение физики.

  1. На отметку «5» и «4» необходимо выполнить первый и второй блок задач, на отметку «3» только первый блок без ошибок.

  2. Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

  3. Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

  4. Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

  5. Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.



  6. *Лабораторная работа.

  7. Критерии оценивания лабораторных работ


Выполнение работы – 9 баллов




Оформление работы – 9 баллов




  • Выполнение работы в полном объеме

1

  • Указание темы

1

  • Выполнение работы в обозначенный срок

1

  • Наличие цели

1

  • Соблюдение последовательности проведения опытов и измерений

1

  • Перечень оборудования (реактивов)

1

  • Правильность результатов наблюдений и измерений

1

  • Последовательность выполнения

1

  • Правильность выполнения расчетов и вычислений

1

  • Инструктаж по ТБ

1

  • Самостоятельное проведение наблюдений и измерений

1

  • Аккуратность оформления

1

  • Соблюдение правил ТБ

1

  • Наличие таблиц, рисунков, чертежей, формул, графиков

1

  • Правильное использование оборудования

1

  • Наличие вывода

1

  • Оригинальный и наиболее рациональный подход

1

  • Творческий подход

1

Критерии оценки:

15-18 баллов –«5»

11-14 баллов - «4»

6-10 баллов- «3»

0-5 баллов –«2»