Файл: Информационная система. Классификация информационных систем..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ИС оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система – это основной поставщик информации для остальных типов ИС в организации, так как содержит и оперативную, и архивную информацию. Отключение этой ИС привело бы к необратимым негативным последствиям.

Классификация ИС по признаку структурированности задач.

При создании или при классификации ИС неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач.

Степень формализации - это степень математического описания задачи, от которой, во многом зависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задач, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

 Различают три типа задач, для которых создаются ИС: структурированные (формализуемые); не структурируемые (не формализуемые); частично структурируемые.

Классификация ИС по признаку структурированности решаемых задач:

Структурированные задачи. Содержание может быть выражено в форме математической модели, имеющей алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер (например, расчет на прочность стандартизированных деталей). Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.

Например, в ИС необходимо реализовать задачу расчета заработной платы. Это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех категорий работающих.

Неструктурированные задачи. Это задачи, в которых решение связано с большими трудностями из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.


Например, формализация взаимоотношений в студенческой группе. Задача, не решаемая в связи с тем, что для нее существен психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритмически.

Частично структурированные задачи. Это задачи, в которых известна лишь часть их элементов и связей между ними. В практике работы любого предприятия существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. На большинстве предприятий персонал сталкивается с частично структурированными задачами.

Например, требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие. Пути решения этой задачи могут быть разными, например: выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих; отнесение срока окончания работы на более позднюю дату и т.д. В данной ситуации ИС может помочь человеку принять то или иное решение, если снабдит его информацией о ходе выполнения работ по всем необходимым параметрам.

ИС, используемые для решения частично структурированных задач, обычно подразделяются на два вида:

- создание отчета (репортинг). Создание отчета путем обработки данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, специалист принимает решение. ИС, создающие отчеты обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации БД и ее частичную обработку.

- ИС, разрабатывающие альтернативы решения. Принятое решение при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив. ИС, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.

Экспертные информационные системы. Обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания ИС, связанных с обработкой знаний. Экспертные системы основаны на использовании искусственного интеллекта, и дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Подразделяются:

- по степени централизации обработки – на информационно-централизованные, децентрализованные, информационной системы коллективные использования;

- по степени интеграции функций – многоуровневые ИС с интеграцией за уровнями управления (цеха – производство, управления - предприятие, предприятие - объединение, объединение – корпорация и т.д.), многоуровневые с интеграцией по уровням планирования и т.п.



Модельные информационные системы. Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Классификация ИС по сфере деятельности.

ИС подразделяют на следующие сферы деятельности.

Государственные информационные системы. Государственные ИС предназначены для решения важнейших народнохозяйственных проблем страны. На базе использования вычислительных комплексов и экономико-математических методов в них составляют перспективные и текущие планы развития страны, ведут учет результатов и регулируют деятельность отдельных звеньев народного хозяйства, разрабатывают Государственный бюджет, контролируют его выполнения и т.п. К ним относятся автоматизированная система государственной статистики (АСДС), автоматизированная система плановых расчетов (АСПР), государственная ИС финансовых расчетов (АСФР) при Министерстве финансов Украины, система обработки информации из цен (АСОИ цен), система управления национальным банком АСУ банк), система обработки научно-технической информации (АСО НТИ), система управления Национальным банком (АСУ банк), система обработки научно-технической информации (АСО НТИ) и другие.

Территориальные (региональные) ИС. Территориальные ИС предназначены для управления административно-территориальным регионом. Сюда относятся ИСУ области, города, района. Эти системы обрабатывают информацию, которая необходимая для реализации функций управления регионом, формирования отчетности и выдачи оперативных данных местным и руководящим государственным и хозяйственным органам.

Отраслевые информационные системы управления (ИСУ). Отраслевые ИСУ предназначенные для управления подведомственными предприятиями и организациями. Отраслевые ИСУ действуют в промышленности и сельском хозяйстве, строительстве на транспорте и др. В них решаются задачи информационного обслуживания аппарата управления отраслевых министерств и их подразделов. Отраслевые ИС различаются по сферам применения – промышленная, непромышленная, научная и т.п.

Классификация ИС по режиму работы.

ИС подразделяют по следующим режимам работы:

Пакетные информационные системы
. Пакетные ИС работают в пакетном режиме: вначале данные накапливаются, и формируется пакет данных, а затем пакет последовательно обрабатывается рядом программ. Недостаток этого режима – низкая оперативность принятия решений и обособленность пользователя от системы.

Диалоговые информационные системы. Диалоговые ИС работают в режиме обмена сообщениями между пользователями и системой (например, система продажи авиабилетов). Этот режим особенно удобен, когда пользователь может выбирать перспективные варианты из числа предлагаемых системой.

Классификация ИС по степени автоматизации.

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов ИС определяются как ручные, автоматические, автоматизированные.

Ручные ИС. Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

Автоматизированные информационные системы (АИС). Автоматизированные ИС (АИС) предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «ИС» вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы. Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.

Например, роль расчетчика деталей и узлов машин на прочность в информационной системе заключается в создании расчетной схемы нагрузок и исходных данных. ИС обрабатывает их по заранее известному алгоритму с выдачей результатной информации в виде расчетно-пояснительной записки, напечатанной на принтере.

Основу АИС составляет банк данных, в котором хранится большая по объему информация о какой-либо области человеческих знаний. Территориально этот банк может быть распределенным. Важно, что для пользователя этот банк представляется, как единое хранилище информации, куда он может обратиться с запросом.

Автоматические ИС. Автоматические информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.




Классификация ИС по функциональности.

Функциональный признак определяет назначение системы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура ИС может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, поэтому функциональный признак может быть использован при классификации ИС.

Тип ИС зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. На рисунке показан вариант классификации ИС по функциональному признаку с учетом уровней управления и уровней квалификации персонала.



Из рисунка видно, что чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых специалистом и менеджером с помощью ИС. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности ИС, и ее роль в принятии менеджером решений. Любой уровень управления нуждается в информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения

Основание пирамиды составляют ИС, с помощью которых сотрудники-исполнители занимаются операционной обработкой данных, а менеджеры низшего звена – оперативным управлением. Наверху пирамиды на уровне стратегического управления ИС изменяют свою роль и становятся стратегическими, поддерживающими деятельность менеджеров высшего звена по принятию решений в условиях плохой структурированности поставленных задач.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации ИС, являются:

- производственная, связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств;

- маркетинговая, которая включает в себя: анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж; организацию рекламной кампании по продвижению продукции; рациональную организацию материально-технического снабжения;

- финансовая, связанная с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации;

- кадровая, направленная на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

Указанные направления деятельности определили типовой набор ИС:

- производственные системы;

- системы