Файл: 1 Предмет, задачи, теоретические и практические проблемы возрастной психологии и психологии развития. Задание 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Возрастная психология и психология развития
Группа ПД19П191
Студент
Вакула К.А.
МОСКВА 2022
Практическое задание №1
По теме 1: Предмет, задачи, теоретические и практические проблемы возрастной психологии и психологии развития. Задание 2.
1. Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству есть наследственность.
2. Чем младше ребенок, тем интенсивнее темпы его физического развития.
3. Рост и развитие отдельных органов, систем и психических функций протекает не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности.
4. Есть периоды онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называются сензитивные периоды.
5. Ускорение физического и психического развития называется акселерация.
6. Незрелость в развитии, сохранение в физическом облике и психике человека особенностей, присущих предшествующим возрастным этапам, это инфантилизм.
По теме 2: Основные направления исследований развития психики человека на современном этапе. Задание 2.
1. В раннем дошкольном детстве формируется ориентация в пространстве, а затем позже ребенок усваивает понятия о времени – гетерохронность.
2. Взаимосвязь памяти с речью и мышлением обеспечивает ее интеллектуализацию – интеграция.
3. В процессе становления и развития наглядно-действенного, нагляднообразного, словесно-логического мышления каждая последующая его форма возникает на основе предыдущей, включает ее в себя –
кумулятивность.
4. Новорожденный ребенок может овладеть любым языком независимо от своей национальности, а в соответствии с языковой средой, в которой он воспитывается – пластичность.
5. Память выделяется из восприятия и становится самостоятельной деятельностью. - дифференциация.
6. Резкие перепады в развитии познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте – неравномерность.
По теме 3: Стратегии исследования психического развития человека. Задание 1.
Социальные факторы | Биологические факторы |
Коммуникабельность, мировоззрение, убеждения, знания, идеалы, характер, творческое мышление, механическая память, логическая память, агрессивность, гуманность, стрессоустойчивость, эмоции, воля | Темперамент, внимание, инстинкты, задатки, возрастные особенности, чувства, способности, музыкальный слух, тембр голоса |
Практическое задание№2
По теме 4: Проблема психического развития человека и его движущих сил в зарубежной психологии. Задание 2
Гельвеций считал, что ведущим фактором в развитии является воспитание. Основные положения данного подхода:
воспитание воздействует на биологическую природу человека и совершенствует ее;
посредством воспитания возможно изменение негативных условий в семейной и школьной среде; от педагогов (родителей) зависит организация благоприятной воспитательной ситуации развития ребенка;
в процессе воспитания создаются благоприятные условия для развития задатков и способностей личности;
воспитатель может оградить воздействие негативных условий на процесс развития личности;
организуя процесс перевоспитания, воспитатель может помочь искоренению недостатков в личностном развитии, разрешению противоречий и конфликтов;
воспитатель оказывает содействие личностному развитию ребенка, поддерживает проявление его индивидуальности;
от воспитателя зависит развитие навыков самовоспитания, активизация его деятельности;
зная физиологические и психологические закономерности развития личности, воспитатель сумеет вовремя организовать необходимое по форме и содержанию воздействие и т.д.
По теме 5: История становления и развития отечественной возрастной психологии. Задание 1
-
Возраст отдельного человека, начиная с момента его рождения и до конца жизни, датируемый в единицах измерения времени - хронологический возраст. -
Возраст отдельного человека, получаемый путем соотнесения генетических, морфологических, физиологических и нейро-физиологических изменений, происходящих в его организме, с тем, что статистически нормально для данного хронологического возраста – биологический возраст. -
Возраст, который измеряется путем соотнесения уровня индивида (с точки зрения овладения им определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для сверстников – социальный возраст. -
Возраст, который определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида (умственного, эмоционального, волевого) с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом – психологический возраст. -
Переживаемый индивидом возраст, имеющий внутреннюю систему отсчета -субъективный возраст. -
Качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития - психологический возраст, по Выготскому.
Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.
По теме 6: Культурно-историческая теория психического развития человека Л.С. Выготского. Задание 3
«Границы, определяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени в высшей степени неотчетливы - трудно определить момент его наступления и окончания. Но в середине периода обычно наступает резкое обострение - своеобразная кульминация кризиса и состояние наиболее яркого отличия от устойчивых периодов жизни».
«В школьном возрасте в критические периоды у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами».
«Развитие в кризисах имеет скорее негативный, чем позитивный характер. Однако «… негативное содержание развития в переломные периоды только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста».
«Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые, как показывает конкретное исследование, в высшей степени своеобразны и специфичны. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер. Это значит, что в последующем они не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного, возраста, включаясь в их состав как подчиненная инстанция, не имеющая самостоятельного существования, растворяясь и трансформируясь в них настолько, что без специального и глубокого анализа часто невозможно открыть наличие этого трансформированного образования критического периода в приобретениях последующего стабильного возраста».