Файл: 1 Предмет, задачи, теоретические и практические проблемы возрастной психологии и психологии развития. Задание 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная




ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Возрастная психология и психология развития




Группа ПД19П191

Студент
Вакула К.А.

МОСКВА 2022

Практическое задание №1

По теме 1: Предмет, задачи, теоретические и практические проблемы возрастной психологии и психологии развития. Задание 2.

1. Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству есть наследственность.
2. Чем младше ребенок, тем интенсивнее темпы его физического развития.
3. Рост и развитие отдельных органов, систем и психических функций протекает не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности.
4. Есть периоды онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называются сензитивные периоды.
5. Ускорение физического и психического развития называется акселерация.
6. Незрелость в развитии, сохранение в физическом облике и психике человека особенностей, присущих предшествующим возрастным этапам, это инфантилизм.

По теме 2: Основные направления исследований развития психики человека на современном этапе. Задание 2.

1. В раннем дошкольном детстве формируется ориентация в пространстве, а затем позже ребенок усваивает понятия о времени – гетерохронность.
2. Взаимосвязь памяти с речью и мышлением обеспечивает ее интеллектуализацию – интеграция.
3. В процессе становления и развития наглядно-действенного, нагляднообразного, словесно-логического мышления каждая последующая его форма возникает на основе предыдущей, включает ее в себя – 
кумулятивность.
4. Новорожденный ребенок может овладеть любым языком независимо от своей национальности, а в соответствии с языковой средой, в которой он воспитывается – пластичность.
5. Память выделяется из восприятия и становится самостоятельной деятельностью. - дифференциация.
6. Резкие перепады в развитии познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте – неравномерность.

По теме 3: Стратегии исследования психического развития человека. Задание 1.

Социальные факторы

Биологические факторы

Коммуникабельность, мировоззрение, убеждения, знания, идеалы, характер, творческое мышление, механическая память, логическая память, агрессивность, гуманность, стрессоустойчивость, эмоции, воля

Темперамент, внимание, инстинкты, задатки, возрастные особенности, чувства, способности, музыкальный слух, тембр голоса

Практическое задание№2

По теме 4: Проблема психического развития человека и его движущих сил в зарубежной психологии. Задание 2

Гельвеций считал, что ведущим фактором в развитии является воспитание. Основные положения данного подхода:
воспитание воздействует на биологическую природу человека и совершенствует ее;

посредством воспитания возможно изменение негативных условий в семейной и школьной среде; от педагогов (родителей) зависит организация благоприятной воспитательной ситуации развития ребенка;

в процессе воспитания создаются благоприятные условия для развития задатков и способностей личности;

воспитатель может оградить воздействие негативных условий на процесс развития личности;

организуя процесс перевоспитания, воспитатель может помочь искоренению недостатков в личностном развитии, разрешению противоречий и конфликтов;

воспитатель оказывает содействие личностному развитию ребенка, поддерживает проявление его индивидуальности;

от воспитателя зависит развитие навыков самовоспитания, активизация его деятельности;


зная физиологические и психологические закономерности развития личности, воспитатель сумеет вовремя организовать необходимое по форме и содержанию воздействие и т.д.

По теме 5: История становления и развития отечественной возрастной психологии. Задание 1

  1. Возраст отдельного человека, начиная с момента его рождения и до конца жизни, датируемый в единицах измерения времени - хронологический возраст.

  2. Возраст отдельного человека, получаемый путем соотнесения генетических, морфологических, физиологических и нейро-физиологических изменений, происходящих в его организме, с тем, что статистически нормально для данного хронологического возраста – биологический возраст.

  3. Возраст, который измеряется путем соотнесения уровня индивида (с точки зрения овладения им определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для сверстников – социальный возраст.

  4. Возраст, который определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида (умственного, эмоционального, волевого) с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом – психологический возраст.

  5. Переживаемый индивидом возраст, имеющий внутреннюю систему отсчета -субъективный возраст.

  6. Качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития - психологический возраст, по Выготскому.

Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.

По теме 6: Культурно-историческая теория психического развития человека Л.С. Выготского. Задание 3

«Границы, определяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени в высшей степени неотчетливы - трудно определить момент его наступления и окончания. Но в середине периода обычно наступает резкое обострение - своеобразная кульминация кризиса и состояние наиболее яркого отличия от устойчивых периодов жизни».

«В школьном возрасте в критические периоды у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами».


«Развитие в кризисах имеет скорее негативный, чем позитивный характер. Однако «… негативное содержание развития в переломные периоды ­только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста».

«Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые, как показывает конкретное исследование, в высшей степени своеобразны и специфичны. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер. Это значит, что в последующем они не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного, возраста, включаясь в их состав как подчиненная инстанция, не имеющая самостоятельного существования, растворяясь и трансформируясь в них настолько, что без специального и глубокого анализа часто невозможно открыть наличие этого трансформированного образования критического периода в приобретениях последующего стабильного возраста».