Файл: Курсовая работа на тему Особенности формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приветствие, проверка готовности к занятию.
Сообщение темы и целей занятия.
Звучит музыка. На экране TV показываются слайды репродукций картин, с зимним пейзажем.
2. Беседа.
Пед. - Сегодня мы будем в роли необыкновенных художников, которые пишут природу.
Вопрос детям: - Кто вспомнит, как их называют? (отв. дет.)
Пед. - Художники - пейзажисты, наблюдают природу, видят её состояние.
Рассмотрим репродукцию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь".
Обзор и краткий сравнительный анализ репродукций: "Февральская лазурь" И.Э.Грабарь.
Вопросы детям.
- Как относится художник к природе? Восхищается ли художник, природой (большой берёзой на первом плане, небом, солнцем)?
-Какое настроение на картине Игоря Эммануиловича? Радостное, грустное?
-Какие цвета использовал художник, рисуя небо? Снег?
(Холодные: голубой, синий, фиолетовый и все его оттенки).
Пед. обобщает. Берёза на первом плане с раскидистыми ветвями, с белым золотистым стволом. Вдали красуются её подружки. Цвет неба глубокий синий, с зеленовато- жёлтым тоном, солнышко жёлто- лимонного цвета. А снег отражает солнце и небо.
Пед. А кто знает стихотворение, где передавалось бы солнечное, радостное настроение зимы или грустное, печальное?
Чтение стихотворения уч-ся.
Пед. Вот совершенно другой по настроению зимний пейзаж "Зимняя ночь" Константина Алексеевича Коровина.
Краткий сравнительный анализ репродукции: "Зимняя ночь" 1910г. К.А. Коровин.
Вопросы детям.
- Определите настроение картины?
- Что вы чувствуете, рассматривая картину?
- Какие цвета использовал художник, рисуя небо? Снег?
Пед. обобщает. Тишина, лес будто уснул. На снегу голубоватые тени, там могут быть чьи- то следы. И цвета художник использовал неяркие. Умело художник передал свои чувства.
Физминутка. Звучит музыка П.И.Чайковского "Времена Года".
Пед. - Представим, что мы деревья в сказочном лесу.
- Подул ветер. Наши ручки закружились.
- Ветер дует нам в лицо.
- Закачалось деревцо.
- Солнце вышло из-за тучи
- Ветер - тише, тише, тише.
Пед. - Кругом стоит таинственная тишина. Пурга намела огромные сугробы снега.
- Повсюду деревья со снежными шапками.
3. Показ учителя.
Объяснение и демонстрация последовательного выполнения работы в цвете. Выполняется подмалёвок неба, показывается этапы рисования дерева. После показа этапов работы, учитель снимает свой образец с доски (мольберта).
Вспоминаем с детьми о смешивании красок неба, его состоянии, настроении (голубое, с розовым оттенком; или тёмное - ночное, синевато-фиолетовое).
Необходимо указать на роль и значение перспективы, а также на цветовое сочетание красок, на влияние цветовых отношений в передаче настроения (теплый и холодный тон), на характерные особенности структуры различных пород деревьев.
Пед. - Вспомним, что мы сегодня, необыкновенные художники!
Работать будем гуашевыми красками.
- Как мы с вами расположим лист бумаги вертикально или горизонтально? (Вертикально).
- Деревья растут вверх, на первом плане - большие, а чем дальше - меньше.
- Что мы изображаем первым на листе бумаги? (отв. дет.: небо)
- С чего начнём изображение дерева? ( отв. дет. : со ствола).
- Дерево, может быть старым, могучим, с толстым стволом.
- Или тонким, как у берёзы.
- Какого цвета у неё ствол? (ствол белого цвета с оттенками.)
4. Самостоятельная работа.
Возьмём кисть и попробуем написать зимний пейзаж.
Изобразите разные деревья, 3-4 вида деревьев.
Попробуйте передать своё настроение, а музыка вам в этом поможет.
Звучит музыка: Шедевры классической музыки (сборник), музыка Чайковского, отрывок "Времена Года".
Во время самостоятельной работы детей педагог следит за правилами работы с гуашью, за использованием разнообразных приёмов работы кистью (всей кистью, концом, приёмом тычка, прикладыванием или примакиванием и др.)
5. Итог работы. Выставка.
Дети сами оценивают, анализируют работы. Высказывают своё мнение, что получилось в работе, или где-то можно добавить другой оттенок. Дети рассказывают своё впечатление от работы по данной теме.
Звучит музыка: Шедевры классической музыки (сборник).
Выставка детских работ.
Далее в разделе «Приложение», я привожу примеры заданий для детей по каждой теме для формирования у учащихся различных видов УУД.
2.3. Анализ результатов исследования
Результаты исследования представим по классам, обобщив полученные данные по уровням.
Результаты исследования представлены в таблице 1 и графически на рис. 1.
Таблица 1 - Результаты диагностики универсальных учебных действий
1 класс
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Методика Н. Лускановой
Методика «Лесенка»
Методика «Носочки»
Методика «Рисование по точкам»
Методика «Корректурная проба»
«Выделение существенных признаков»
«Найди отличия»
Таким образом, мы наглядно можем увидеть, что ученики 1 класса школы с. Жуково - контрольная группа - по личностным УУД получили низкий и средний уровни, по коммуникативным и регулятивным УУД - средний уровень, по познавательным УУД - низкий и средний уровни. Высокого уровня сформированности УУД не выявлено. Стоит отметить, что дети занимаются по программе О.В. Свиридовой.
Изучая результаты сформированности УУД у первого класса школы МБОУ (занимаются по программе Б.Неменского), стоит заметить, что низкого уровня не выявлено по всем показателям, преобладает высокий уровень сформированности универсальных учебных действий, что говорит об эффективности программы Б. Неменского в формировании универсальных учебных действий.
Заключение
Итак, успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т. к. являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Например, уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения.
Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание - применение - анализ - синтез - оценка.
В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Схема работы над формированием УУД указывается в программе формирования УУД и тематическом планировании.
Способы учета уровня сформированности УУД - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы.
Литература
-
Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2010. -199 с. -
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. -
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М. Урок в развивающем обучении. - М., 2008. -
Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. - М., 1982. -
Занков Л.В. Развитие и обучение. - М.: Педагогика, 1962. -
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002. -
Зинченко В.П. Психологическая педагогика. - Самара: изд-во СГПУ, 1998. -
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002. -
Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с. -
Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского / сост. А. Г. Александрова, Н. В.Капустина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 61 с. -
Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 74 с. -
Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель.,2010. -
Изобразительное искусство. Учебно-методическая комплексная документация - М.: Агар, 2009. -
Методическое пособие по городецкой росписи / М. Ильченко. - VI.: ИД «Грааль», 2002. -
Мульдаров В.К., Баннов И.И., Прудаева О.И., Пучкин М.Г. Организационно-психологические основы развивающего образования в регионе: управление, новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход// Под общ. Ред. В.В.Рубцова. - М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2002. -
Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Йеменский. - М.: Просвещение, 2007. -
Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной - М., 2010. -
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы. Музыка.5-7классы. Искусство.8-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. -
Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / Под ред. В.В.Рубцова - М., 2010. -
Рубцов В.В. Социально-генетические основы развивающего образования. М.: МГППУ, 2008. -
Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап)// Психологическая наука и образование. 2007. №2. -
Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап)// Психологическая наука и образование. 2008. №2. -
Сборник нормативных документов. Искусство/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд. - М.: Дрофа, 2008. -
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. - М, 2010. -
Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009.
Приложение