Файл: Социальный проект великие защитники руси как средство духовнонравственного совершенствования учащихся коррекционной школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВЕЛИКИЕ ЗАЩИТНИКИ РУСИ» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
ЛАПТЕВА Г.А. учитель русского языка и чтения,
КОПЫЛОВА В.Ю. учитель истории
ГКОУ ВО «СКОШИ г. Камешково»
Все мы знаем, что в современное время у учащихся значительно снизился интерес к русской истории и культуре. Все это происходит из-за огромного влияния средств массовой информации и Интернета на подрастающее молодое поколение. Появилось большое количество программ, в которых попираются традиции русского народа, искажается история, а также происходит восхищение всем иностранным: культурой, образом жизни. Забывается, что наш народ имеет великих людей, причисленных к ликам святых, великих защитников Руси.
Сейчас не только в общеобразовательной, но и в коррекционной школе учителя работают по ФГОСАМ. Это сложно для детей, проходящих основную учебную программу, а для детей с ограниченными возможностями здоровья это ещё труднее. При проведении уроков мы столкнулись с рядом проблем. Например, учитель истории, проводя уроки истории в коррекционной школе, заметила, что исторические события, изучаемые в пределах программы, воспринимаются с трудом, учащиеся плохо запоминают, а часто просто не верят и не понимают происходящее, но также было отмечено, что ребята хорошо воспринимают яркие события и лучше понимают материал, когда тема представлена с использованием видео, презентации или дополнительного материала в виде летописей, документов, литературных источников.
В коррекционной школе программа по чтению (литературе) построена таким образом, что литературные произведения, посвященные историческим событиям, проходят в 5 классе, а сам предмет «История» учащиеся начинают изучать в седьмом. Ребята 5 класса, при изучении произведения, плохо представляют исторические особенности изучаемого периода, они с трудом понимают такие понятия, как дань, монголо-татарское иго, как и почему происходила Куликовская битва, кто такой Дмитрий Донской. Приходилось очень много времени уделять тому, чтобы подробно представить эпоху того времени.
История и литература тесно связаны между собой, многие исторические события подробно и ярко освещены в литературе, в таких жанрах, как былины, сказания, стихи, поэмы, поэтому сначала мы с учителем истории решили провести серию уроков интегрированного типа, а впоследствии назрела необходимость в создании проекта. Нам хотелось закрепить и расширить знания учащихся о Киевской Руси.
Мы живем в православной стране, где большая часть людей имеет крещение, но согласитесь, зачастую учащиеся мало знают о великих подвижниках земли Русской. И в тоже время христианские ценности – это основа всей российской культуры, истории, поэтому без их изучения, знакомства с героическими личностями святых невозможно понять смысл многих литературных и музыкальных произведений, невозможно быть культурным и образованным человеком.
Мы решили приобщить подростков к основам русской духовной культуры.
Известно, что изучение истории родной земли, истории нашего народа, его традиций, устоев является главным направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине, поможет молодым людям осознать себя личностью, носителями национальной культуры, потому что каждый человек хочет жить достойно и пользоваться заслуженным уважением окружающих.
В результате всего выше перечисленного мы решили составить проект, назвав его «Великие Защитники Руси». Учащиеся нашей школы с трудом воспринимают материал периода Киевской Руси. Они не верят в богатырей, князей, в различные сказания. Деятельность таких исторических личностей, как Владимир Красное Солнышко, Илья Муромец, воспринимается школьниками, как игра мультипликационных персонажей. Этому способствует и просмотр современных мультфильмов, изображающих исторические события и показывающих исторических личностей как сказочных героев. Мы хотели показать, как жили эти выдающиеся люди и что они сделали для нашей страны.
(Слайд №2) Целью проекта «Великие защитники Руси» является: формирование и обогащение культурообразного мышления учащихся на основе интеграции и синтеза различных жанров искусства: литературы и истории посредством проведения уроков и внеклассных мероприятий, посвященных святым защитникам Руси.
(Слайд №3) Задачи проекта:
-
коррекция эмоциональной сферы учащихся; -
приобщение учащихся к самостоятельному чтению; -
формирование навыка выразительного чтения; -
развитие читательского интереса; -
развитие у детей понимания особенностей образного языка произведений литературы; -
знакомство с характерными особенностями исторических хроник; -
развитие духовной культуры учащихся посредством знакомства с жизнью великих святых подвижников Руси; -
развитие творческих способностей учащихся; -
обогащение и активизация словарного запас детей; -
формирование культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Мы решили взять для изучения и исследования жизнеописание великих святых, которые прославили Владимирскую Русь. Это Илья Муромец, князь Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Александр Невский, а также Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.
Вместе с учениками (учащимися 5-7 классов) мы обсудили этот проект, создали активную группу, распределили обязанности. Многие учащиеся умеют пользоваться интернетом, они находили данные о святых: документы, летописи, художественные произведения. Экспертная группа обсуждала, отбирала материал по значимости, разрабатывала план дальнейших действий.
Первым мероприятием было проведение урока, посвященного Илье Муромцу. Вместе с учащимися мы решили ответить на вопрос: «Кто такой Илья Муромец – былинный богатырь или реальная историческая личность?». Ребята решили составить жизнеописание былинного богатыря. Сначала выделили главные вехи его жизни: рождение, болезнь и выздоровление, подвиги, гибель. Класс поделили на историков и литераторов. К каждой части жизни святого тщательно подбирали исторические документы и литературные произведения. Историки раскрывали жизнеописание личности через изучение исторических документов и хроник, а литераторы, используя тексты художественных произведений. Потом, отвечая на вопросы, ребята выбирали самое главное из прочитанных текстов и совместными усилиями постепенно составляли жизнеописание выдающейся личности. В конце урока было составлено краткое описание жизнедеятельности святого. После этого урока учащиеся поняли, что Илья Муромец – это не былинный богатырь, сказочный герой, а реальное действующее лицо, человек, который жил на самом деле, а не только в былинах и мультфильмах.
(Слайды № 4-9) Впоследствии были проведены интегрированные занятия, посвященные жизнеописанию князя Владимира Красное Солнышко, князя Александра Невского, князя Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, князя Андрея Боголюбского.
На интегрированных уроках, занятиях истории и чтения детям предоставлялась возможность побыть в роли исследователей. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогло достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.
Интеграция проводимых уроков чтения и истории помогла учащимся понять проблему, подобрать аргументы для подтверждения собственного высказывания; постараться выявить причинно-следственные связи в устных высказываниях; совершенствовать своё умение работать с разными источниками информации.
Для того чтобы освоение новых знаний стало более доступным и понятным, вместе с учащимися были организованы выездные экскурсии в город Владимир с посещением Успенского собора, где покоятся мощи Александра Невского, и памятника этого святого. Также была проведена поездка в Боголюбово, во время которой школьники могли воочию увидеть место гибели великого князя Андрея.
(Слайд №10) Учащиеся совместно с учителями составили альбом с жизнеописаниями святых защитников Руси.
(Слайд № 11) Для того, чтобы учащиеся смогли побыть в роли исследователей, учителями создавалась образовательная ситуация: на основании исторических документов и произведений художественной литературы создать жизнеописание великих святых земли Русской. Даётся возможность обобщить, то, что было в тексте и сделать вывод. Создаются условия для того, чтобы учащиеся могли обосновывать свою позицию, свой взгляд на историческую личность. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.
Данные уроки очень положительно сказались на детях. Учитывая яркость и зрелищность преподносимого материала, дети хорошо его запоминали. Через некоторое время обсудили изученное на интегрированном занятии, а при проведении тестового контроля учителем истории было выявлено, что учащиеся могут хорошо и подробно воспроизвести изученный ранее материал. Мы пришли к выводу, что ребята лучше запоминают материал и разбираются в исторических событиях после проведения серии интегрированных занятий.
Нам хотелось, чтобы, как результат метапроекта, у ребят произошло утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения русского православного человека. Мы многое знаем о том, что происходит за рубежом, а иногда не можем рассказать и не замечаем, то, что находится рядом с нами, на нашей Владимирской земле, не помним наши корни, не знаем о великих сподвижниках Руси. Так давайте же не будем Иванами, не помнящими родства, а более внимательно будем относиться к нашей истории и истории нашего края.