Файл: Эссеанализ статьи С. Хантингтона Столкновение цивилизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЭССЕ-АНАЛИЗ

Тема: Эссе-анализ статьи С.Хантингтона «Столкновение цивилизации».

Выполнила: Болатов А.С.

Проверила: Мусабалина Г.Т.

Сэмюэль Филлипс Хантингтон (1927–2008) — американский политолог, исследователь-аналитик, социальный философ. Основоположник геополитической концепции «столкновения цивилизаций». Сооснователь ведущего в США политологического журнала «Внешняя политика» (Foreign Policy).

Детство и юность

Он родился в Нью-Йорке весной 1927 года, в семье, связанной с литературной деятельностью. Его отец - Ричард Томас Хантингтон - был журналистом, мать - Дороти Санборн Филлипс – писателем, а дед по материнской линии – Джон Филлипс - известным издателем. Выбор профессии, связанной с интеллектуальной деятельностью кажется поэтому естественным. Сэмюэл Филлипс Хантингтон стал достойным продолжателем семейных традиций, написав в общей сложности 17 книг и более 90 объёмистых научных статей.

Стандартными для семей такого уровня кажутся и места, выбранные для получения Сэмом образования. Сначала это колледж "Стай" (Stuyvesant High School) в Нью-Йорке, затем курс бакалавриата в Йеле (Yale University) в Нью-Хейвене – 1946 год, потом магистрат в области политологии в Университете Чикаго (1948) и, наконец, Гарвард, где Самюэль Хантингтон в 1951 году получает ученую степень доктора философии и политологии.

Работа Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций», написанная в первой половине 90-х годов, описывает динамику современных международных отношений и возможных конфликтов на цивилизационной основе в XXI веке и является одним из самых популярных геополитических трактатов в этот раз. Это вызвало самую широкую дискуссию в современной социологии и философии. Но теперь, когда прошло более шестнадцати лет с момента его публикации, нам кажется, что есть возможность рассмотреть концепцию столкновения цивилизаций более сбалансированным и продуманным образом, сосредоточив внимание на теоретической составляющей его конструкций и сосредоточив внимание на только с политической, социальной и философской стороны этого исследования, но и принимать во внимание степень, в которой эти идеи действительно реализуются..


Следует отметить, что в центре нашего исследования находится не критика концепции Хантингтона, а само ее содержание. В связи с этим основным источником для нас является книга Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». В рамках данной курсовой работы мы намерены восстановить и прокомментировать логику рассуждений американского мыслителя. А также прочитать критические комментарии, которые имеют место во время обсуждения в связи с книгой Хантингтона.

В соответствии с этим утверждение построено в нашей курсовой работе. Работа имеет трехчастную структуру с введением и заключением. В нем решаются следующие задачи: рассмотрение истории развития понятия «цивилизация»; подробное ознакомление с творчеством Сэмюэля Хантингтона; изучение критики его концепции столкновения цивилизаций.

Концепция "цивилизация"

Ключевые идеи Хантингтонской концепции

Книгу Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» называют первым испытанием практического применения новых значений, встроенных в понятие «цивилизация», во второй половине XX века. Отказ от бинарной формулы «цивилизация-варварство» после Второй мировой войны, заключительное утверждение тезиса о том, что цивилизация определяется культурой, повлек за собой новую форму «цивилизованного». Основной сложностью поставленной проблемы была классификация и география цивилизаций. По мнению русских философов П. Щедровицкого и Е. Островского, в конце 90-х годов предполагается отойти от географической составляющей и окончательно перейти от формулы «кровь и почва» к принципу «язык и культура»»..

Американский политолог и социолог Самуэль Хантингтон (18 апреля 1927 - 24 декабря 2008), автор многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции. Среди них: «Солдат и государство: теория и политика военно-гражданских отношений» (1957), «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968), «Третья волна: демократизация в конце XX века» (1991), «Столкновение цивилизаций» (1993), «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности »(2004). Его концепция «столкновения цивилизаций», которая описывает динамику современных международных отношений через призму конфликтов на цивилизационной основе, получила большую известность.

Летом 1993 года журнал Foreign Affers опубликовал подборку статей

, в которых видные ученые и политики обсуждали и критиковали различные аспекты цивилизационной модели. Автором одной из статей был С. Хантингтон, директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете. Его работа «Столкновение цивилизаций?», В которой было заявлено, что центральным и самым опасным аспектом формирующейся глобальной политики будет конфликт между группами разных цивилизаций, который, как пишет автор, поражает нервы читателей всех континентов и вызвало беспрецедентное волнение. Учитывая интерес и споры вокруг него, Хантингтон, стремясь дать более полный ответ на вопрос, поставленный в статье, изложил свою концепцию в книге «Столкновение цивилизаций».

Автор рассматривает следующие моменты:

  • о концепции цивилизаций;

  • вопрос универсальной цивилизации;

  • отношения между государством и культурой;

  • изменение баланса сил между цивилизациями;

  • культурные корни незападных обществ;

  • конфликты, порожденные западным универсализмом, воинственностью мусульман и претензиями Китая;

  • балансировка и тактика «тюнинга» как реакция на усиление власти Китая;

  • причины и динамика войн вдоль линий разломов;

  • будущее Запада и мировых цивилизаций.

  • вопрос о значительном влиянии роста населения на нестабильность и расстановку сил.

  • тезис о том, что столкновения цивилизаций представляют наибольшую угрозу миру во всем мире, а международный порядок, основанный на цивилизациях, является наиболее надежным средством предотвращения мировой войны.

Хантингтон формирует общую парадигму, глобальную систему обзора политики. Основная идея его работы состоит в том, что «в мире после холодной войны культура и различные типы культурной идентификации (которые на самом широком уровне являются идентификацией цивилизации) определяют модели сплоченности, распада и конфликта».

Самые важные различия между людьми больше не являются идеологическими, политическими или экономическими. Это культурные различия. Люди определяют себя, используя такие понятия, как происхождение, религия, язык, история, ценности, обычаи и социальные институты. И в мире после холодной войны культура является одновременно объединяющей силой и причиной раздоров. Соперничество сверхдержав сменилось столкновением цивилизаций.


Важно отметить, что попытка понять начало глобальных преобразований параллельно с работой Хантингтона была предпринята в статье «Конец истории?» (1989) Американский политолог Фрэнсис Фукуяма. Фактически, Фукуяма продолжил дискуссию, начатую в конце 20-го века, относительно тогдашнего «конца идеологии». Это началось в 1950-х годах после разгрома фашизма во Второй мировой войне и кризиса коммунистической идеологии в развитых странах Запада. Американский социолог Даниэль Белл в конце идеологии? Об истощении политических идей в 1950-х годах провозглашалось, что экономика преобладает над политикой.

Фукуяма в своем эссе не настаивает на том, что политическая идеология полностью утратила свое значение, но он утверждает, что одна идеология, идеология либеральной демократии, одержала верх над всеми ее конкурентами. «Либерализм, - пишет Фукуяма, - до сих пор побеждал только в сфере идей, сознания; в реальном, материальном мире победа еще далека. Однако есть серьезные основания полагать, что именно этот идеальный мир в конечном итоге определит материальный мир».

Конец истории грустный. Как предсказывает Фукуяма, борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая мужества, воображения и идеализма, будут заменены экономическим расчетом, бесконечными техническими проблемами, заботой об окружающей среде и удовлетворением сложных потребностей потребителей. , В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть только тщательно охраняемый музей истории человечества.

Хантингтон описывает тезис о триумфальной победе мировой либеральной демократии как предвкушение эйфории в конце холодной войны, которая создала иллюзию гармонии.

Действительно, как отмечает Кирсанов, поначалу обе статьи, «Хантингтон» и «Фукуяма», привлекли широкое внимание, но со временем идеи Фукуямы отошли на второй план, а тезис о «столкновении цивилизаций» стал одним из самых популярных не только в политология, но и во всей социальной и гуманитарной мысли.

Перенос разговора американских политологов от «конца идеологии» и «конца истории» к «столкновению цивилизаций» не случаен и, скорее всего, выполнен в корыстных интересах, что позволяет вам произвольно смените рамки и поговорите о теме «глобализация» и, в конце концов, «антиглобализм».


Однако, как отметил В. Межуев, цивилизационная модель Хантингтона для России оказалась более чем «своевременной». «Россия начала приходить в себя после демократического« опьянения »1989–1991 годов, постепенно признавая себя« душегубом », которого в штормовую ночь на самом деле никто не предлагал. Из уст Бжезинской России стало ясно, что как страна, проигравшая «холодную войну», ей нечего надеяться на особые симпатии победителей, устами Фукуямы они предположили, что у нее должны быть свои «национальные интересы». И что защита русскоязычных меньшинств в ближнем зарубежье должна быть делегирована компетентным специалистам из «мирового цивилизованного сообщества. «Естественно, что в России, обреченной слушать такие заявления, рос инстинктивный фашистский протест против современного мирового порядка, в котором предлагалось отвести его далеко от самого почетного места». Из уст Хантингтона «Пост» Коммунистической России, как ядру особой православно-славянской цивилизации, было предложено свободно обосноваться не только на ее территории, но и на всем православном экуменическом пространстве, при этом говоря, что в случае соответствующей цивилизационной самости -определение было бы закрыто для Европы».

Согласно Хантингтону, парадигма гармоничного мира слишком оторвана от реальности, чтобы быть полезным ориентиром в мире после холодной войны. Другая картина мира, подразумевающая противостояние богатых стран бедным, также страдает от ограничений, как и третья, разделяющая мир на две части «Восток - Запад» на культурной основе. Здесь будет верен только четвертый путь - цивилизационный подход.

В этом случае важно понять саму природу цивилизаций. Ключевые культурные элементы, которые определяют цивилизацию, были сформулированы еще в древности афинянами - это кровь, язык, религия, образ жизни.

Хантингтон дает следующее определение: «Таким образом, цивилизация является высшей культурной общностью людей и самым широким уровнем культурной идентификации, в дополнение к тому, что отличает людей от других видов. Он определяется как общие объективные элементы, такие как язык, история, религия, обычаи, социальные институты и субъективная самоидентификация людей». Это сообщество является широчайшим уровнем культурной самобытности людей. Следующим шагом уже является то, что отличает человеческую расу от других видов живых существ.

Цивилизация может охватить большую массу людей - например, Китай. Но это может быть очень мало - как цивилизация англоязычных жителей Карибских островов. Цивилизация может