Файл: 1. Понятие коллектива Коллектив.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие коллектива

Коллектив - это группа людей, связанных между собой общественно-значимой деятельностью, общностью целей, взглядов, норм поведения и средств деятельности, взаимно влияющих друг на друга.

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его зрелости. Существенным признаком коллектива является его цельность. 

В коллективе должен быть руководитель, должны быть определенные

обязанности у каждого члена коллектива. Главным признаком коллектива

является налаженность, прочность и действенность деловых отношений, а

также ответственная зависимость между людьми.

2. Признаки и особенности трудового коллектива

Трудовой коллектив - совокупность индивидов, объединенных общей работой в организации и общими интересами.

К признакам трудового коллектива относят:

  • Наличие общей цели у всех его членов;

  • Психологическое признание членами группы друг друга;

  • Практическое взаимодействие людей;

  • Наличие определенной культуры.

Трудовой коллектив выполняет две основные взаимосвязанные между собой функции: экономическую и социальную.

Экономическая функция заключается в том, что коллектив осуществляет совместную трудовую деятельность в организации, в результате которой создаются ценности. Экономическая функция является ведущей функцией в трудовом коллективе.

Социальная функция направлена на то, чтобы удовлетворить социальные потребности всех членов трудового коллектива.

Главной особенностью трудового коллектива считается то, что от его состава зависит трудовой процесс, статусные характеристики группы в целом, условия труда (как психологические, так и профессиональные).

3. Роль трудового коллектива в жизни человека

Прежде всего, в рамках трудового коллектива удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных. У коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту. В коллективе он формируется как личность, повышает свой творческий потенциал. В своем коллективе он в первую очередь реализует свои способности, знания, опыт, находит признание успехов и достижений в труде.


Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует их изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.

Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует трудовую активность большинства людей, пробуждает у них стремление к совершенствованию, к повышению знаний, квалификации, к конкуренции.

4. Управление коллективом

Управление коллективом – это практическая деятельность, которая направлена на обеспечение предприятия квалифицированным персоналом, способным качественно выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное использование кадрами. Это комплекс методов воздействия на работников организации с целью достижения успеха компании и ее эффективного функционирования.

Главной задачей управления персоналом является наиболее эффективное использование трудовых ресурсов.

На практике выделяют три группы методов управления персоналом организации:

  • Экономические методы (например, система поощрений в виде повышения заработной платы, выплаты премий за качество труда и его эффективность, система наказаний в виде вычетов из заработной платы сотрудников организации и начисления штрафов и т.д.)

  • Административные или организационно-распорядительные методы (основаны, прежде всего, на применении руководством предприятия власти, принуждения и использовании нормативных актов в области трудового законодательства. Административные методы реализуются в виде издания приказов, распоряжений или указаний)

  • Социально-психологические методы (результатом применения социально-психологических методов является сведение к минимуму проявления личностных конфликтов в трудовом коллективе).


5. Взаимодействие в трудовом коллективе

Межличностное взаимодействие в трудовом коллективе определяет характер профессиональной деятельности учреждения. От характера и специфики межличностного взаимодействия в трудовом коллективе зависит результативность деятельности каждого сотрудника и трудового коллектива в целом.

Виды трудовых взаимоотношений:


  • Официальные (возникающие на должностной основе);

  • Деловые (связанные совместной работой людей);

  • Рациональные (основанные на ожидаемой пользе от отношений);

  • Субординационные (представляющие собой неравноправные отношения, отношения руководства и подчинения)

6. Факторы, влияющие на эффективность деловой коммуникации

Важное значение коммуникаций обусловлено тем, что практически вся деятельность руководителя – межличностные отношения, информационный обмен, процесс принятия решений, а также постановка целей, организация, мотивация и оценка исполнения работы - требует постоянного обмена информацией.

К базовым элементам коммуникации относятся:

  • Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

  • Сообщение - собственно информация;

  • Канал - средство передачи информации;

  • Получатель - лицо, которому предназначена информация;

На деловые коммуникации влияют следующие факторы:

  • Опыт;

  • Сходство (чтобы точнее оценить и понять другого человека необходимо в чем-то походить на него);

  • Интеллект (выявление связей, анализ и установление закономерностей позволяют глубже проникать в суть взаимодействия);

  • Самоанализ;

  • Социальное чутье (умение чувствовать людей и высокая приспособляемость к любым группам и отдельным личностям);

  • Сложность (люди плохо понимают тех, кто сложнее и тоньше их).



7. Сущность деловой коммуникации

Цель деловой коммуникации - решение рабочих вопросов, обмен информацией, необходимой для принятия решений.

Деловая коммуникация — это наиболее массовый и распространённый вид общения людей между собой. Культура такого общения помогает развивать партнёрские отношения как между коллегами, так и между сотрудниками и руководством, конкурентами и партнёрами и т.д.

Деловая коммуникация подчиняется определённым ограничениям и 

установленным правилам.

Деловая коммуникация может иметь письменную или устную форму.

Письменное деловое общение включает в себя деловые документы, письма, в том числе — контракты, соглашения, договоры и т.п. Посредством обмена письмами происходит диалог между участниками деловой коммуникации.


Устное деловое общение — это тоже диалог, который осуществляется в процессе деловых переговоров, консультаций, встреч.

В процессе деловой коммуникации собеседники часто преследуют совершенно различные цели, действуя в своих интересах. В результате может возникнуть конфликт, который необходимо разрешить. Для этого используется убеждение — ключевой фактор деловых коммуникаций.
8. Формы коммуникаций

В зависимости от сочетания различных способов, приемов и стилей общения принято выделять три основных вида коммуникации:

  • Вербальную;

  • Невербальтную;

  • Паравербальную.

Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников. Вербальная коммуникация может проходить преимущест­венно в форме диалога или монолога.

Различного рода чувства, переживания и настроения, не поддающиеся словесному выра­жению, передаются средствами невербального общения. Под невербальной коммуникацией понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения. 

Паравербалъные средства — совокуп­ность звуковых сигналов, которые сопровождают устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Примером такого рода может служить интонация, сигнализирующая о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, юморе и т.п. Иными словами, при паравербальной коммуникации определен­ная часть информации передается через голосовые оттенки.

9. Функции коммуникации

  • Информационная функция

Представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами и тд. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.

  • Социальная функция

Заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе.

  • Экспрессивная функция

Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга.

  • Прагматическая функция


Функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия.

  • Интерпретативная

Служит для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний.

10. Понятие межличностной коммуникации в коллективе

Межличностные коммуникации - это коммуникации, протекающие между людьми.

Межличностные коммуникации могут быть как между сотрудниками одной фирмы, так и между сотрудниками различных фирм, например, фирм-партнеров.

Межличностное взаимодействие в коллективе определяет характер профессиональной деятельности учреждения. От характера и специфики межличностного взаимодействия в трудовом коллективе зависит результативность деятельности каждого сотрудника и трудового коллектива в целом.

Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает её содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация.

11. Понятие коммуникационного процесса

Под коммуникационным процессом мы понимаем процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Цель коммуникационного процесса – обеспечить понимание передаваемой информации.

Коммуникационный процесс включает в себя четыре основных элемента. Первым элементом является отправитель. Отправитель передает информацию. Вторым элементом является сообщение. Сообщение – закодированная символами информация.

Третий элемент – канал передачи сообщения.

Четвертый элемент – получатель информации, то есть тот человек или группа людей, которым направляется сообщение.
12. Этапы коммуникационного процесса

  • Первым этапом процесса коммуникации является зарождение идеи. Начало обмена информацией – выбор информации и формулирование идеи. Отправитель выбирает нужную информацию.

  • Второй этап - кодирование и выбор канала. На данном этапе идея превращается в обращение, которое готово к передаче. Сообщение должно восприниматься получателем адекватно заложенному в него смыслу.

  • Третий этап коммуникационного процесса – передача. Отправитель посылает информацию получателю с помощью канала передачи сообщения.

  • Последним этапом коммуникации является декодирование. Информация, переданная получателю должна быть им раскодирована. Разные получатели могут раскодировать информацию по-разному, зависит это от их опыта и представлений.