ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая (медицинская) психология (1690)
Дисциплина: Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте
Практическое задание 2, Модуль 2. Психическое развитие в норме от 7 до 17 лет
Выполнил:
слушатель Рочева Анастасия Никифоровна
Преподаватель:
Миллер Арина Александровна
г. Москва - 2023
Задание 1. Изучите материалы лекций и приложения 1 и заполните таблицу.
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
№ п/п | Эпохи | Название возрастного периода | Возрастные рамки | Ведущая деятельность | Психологические новообразования | Социальная ситуация развития |
1. | Эпоха раннего детства | Младенчество | От 0до 1 года | Непосредственно-эмоциональное общение | Хватание, ходьба, первое слово (речь) | Манипулирование с предметами, предметное восприятие |
2. | Раннее детство | От 1 до 3 лет | Предметно-манипулятивная деятельность | Речь и наглядно-действенное мышление | Возникновение совместной деятельности ребенка и взрослого | |
3. | Эпоха детства | Дошкольный возраст | От 3 до 6 лет | Ролевая игра | Возникновение детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, произвольным поведением, возникновение личного сознания, появление позиции школьника | Существование в мире взрослых людей |
4. | Младший школьный возраст | От 6 до 10 лет | Учебная деятельность | Память, восприятие, воля | Начало обучения в школе | |
5. | Подростничество | Подростковый возраст | От 10 до 14 лет | Интимно-личностное общение | Развитие самосознания, формирование идеала личности, интерес и половое созревание, развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении и совершенствовании, самоопределение | Чувство взрослости |
6 | Юношеский возраст | От 14 до 18 лет | Учебно-профессиональная деятельность | Самосознание, образ собственного тела, самооценка личных качеств, самоуважение, профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения | Общение со сверстниками и взрослыми, юношеская дружба |
Задание 2. Изучите материалы лекций и приложения 2 и заполните таблицу «Кризисные периоды»
Кризисные периоды развития
№ п/п | Название кризиса | Примерное время возникновения | Краткая характеристика кризиса |
1. | Кризис новорожденности | Период между внутриутробным и внеутробным образом жизни | Если впервые дни после рождения состояния сна и бодрствования еще мало дифференцированы, то к концу периода новорожденности происходит их расчленение, бодрствование приобретает более содержательный, активный характер. Во многом это связано с развитием слухового и зрительного сосредоточения. Возникающая психическая активность проявляется в подавлении импульсивной двигательной активности. |
2. | Кризис 1 года | Переходный период между младенчеством и ранним детством | Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций. |
3. | Кризис 3 лет | Граница между ранним и дошкольным детством | Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми. |
4. | Кризис 7 лет | Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту | Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. |
5. | Кризис подросткового возраста | Подростковый возраст | В подростковом периоде заключается в постепенном накоплении обобщений, говорящих о том, что особенности проявлений и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых людей. |