Файл: Возрастного периода.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая (медицинская) психология (1690)

Дисциплина: Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

Практическое задание 2, Модуль 2. Психическое развитие в норме от 7 до 17 лет


Выполнил:

слушатель Рочева Анастасия Никифоровна

Преподаватель:

Миллер Арина Александровна

г. Москва - 2023

Задание 1. Изучите материалы лекций и приложения 1 и заполните таблицу.

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

п/п

Эпохи

Название возрастного периода

Возрастные рамки

Ведущая деятельность

Психологические новообразования

Социальная ситуация развития

1.

Эпоха раннего детства

 Младенчество

 От 0до 1 года

 Непосредственно-эмоциональное общение

Хватание, ходьба, первое слово (речь)

Манипулирование с предметами, предметное восприятие

2.

 Раннее детство

 От 1 до 3 лет

 Предметно-манипулятивная деятельность

Речь и наглядно-действенное мышление

Возникновение совместной деятельности ребенка и взрослого

3.

 Эпоха детства

 Дошкольный возраст

 От 3 до 6 лет

 Ролевая игра

 Возникновение детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, произвольным поведением, возникновение личного сознания, появление позиции школьника

Существование в мире взрослых людей

4.

 Младший школьный возраст

 От 6 до 10 лет

 Учебная деятельность

 Память, восприятие, воля

Начало обучения в школе

5.

Подростничество

 Подростковый возраст

 От 10 до 14 лет

 Интимно-личностное общение

 Развитие самосознания, формирование идеала личности, интерес и половое созревание, развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении и совершенствовании, самоопределение

 Чувство взрослости

6

 Юношеский возраст

 От 14 до 18 лет

 Учебно-профессиональная деятельность

 Самосознание, образ собственного тела, самооценка личных качеств, самоуважение, профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения

Общение со сверстниками и взрослыми, юношеская дружба


 

Задание 2. Изучите материалы лекций и приложения 2 и заполните таблицу «Кризисные периоды»

Кризисные периоды развития 

п/п

Название кризиса

Примерное время возникновения

Краткая характеристика кризиса

1.

 Кризис новорожденности

Период между внутриутробным и внеутробным образом жизни

Если впервые дни после рождения состояния сна и бодрствования еще мало дифференцированы, то к концу периода новорожденности происходит их расчленение, бодрствование приобретает более содержательный, активный характер. Во многом это связано с развитием слухового и зрительного сосредоточения. Возникающая психическая активность проявляется в подавлении импульсивной двигательной активности.

2.

Кризис 1 года

 Переходный период между младенчеством и ранним детством

Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах,

наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

3.

Кризис 3 лет

Граница между ранним и дошкольным детством

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми.

4.

Кризис 7 лет

Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту

Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д.

5.

Кризис подросткового возраста

Подростковый возраст

В подростковом периоде заключается в постепенном накоплении обобщений, говорящих о том, что особенности проявлений и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых людей.