Файл: Модуль Финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление. Содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 чье-либо предложение новых интересных перспектив в решении социальной проблемы; или есть ли смысл инвестировать в данное технологическое изобретение. Еще один аутентичный способ оценки названной способности реализуется в заданиях, в которых учащихся просят указать сильные и/или слабые стороны их собственных предложений.
Отбор наиболее креативных идей. Оценка способности выявлять и отбирать наиболее креативные идеи из ряда предложений ведётся с помощью схожих заданий. Критерии отбора также определяются с учетом специфики тематических блоков. В заданиях на письменное самовыражение учащимся предлагается отделить оригинальные идеи, имеющие креативную ценность, от тривиальных и неинтересных. В заданиях на визуальное самовыражение учащиеся должны оценить такие свойства дизайна, как чёткость и понятность, композиция, производимое впечатление и оригинальность. В заданиях на решение проблем, как научных, так и социальных, учащиеся должны уметь заметить и выделить решения, которые действительно эффективны, экономичны и инновационны. В используемых форматах заданий учащимся может быть предложен набор идей, из которого надо выбрать самые креативные или расположить их в порядке убывания креативности. (В таких заданиях критерий креативности ясно определяется в условии.) В качестве таких идей могут быть использованы и те, что ранее предлагали сами учащиеся. Уточнение и совершенствование идей. Оценка способности к уточнению и совершенствованию идей ведётся по аналогии с соответствующим реальным процессом и фокусируется на способности учащихся уточнять свои и чужие идеи, позитивно реагировать на обратную связь, добиваться прогресса в работе.
В некоторых блоках заданий (как правило, естественнонаучных, в которых возможна автоматизированная обратная связь) возможно сопоставление успешных итераций, в других необходимо обоснование производимых уточнений. Еще одна модель заданий на совершенствование идеи связана с предоставлением учащимся дополнительной информации или введением ограничений.
Завершился первый этап мониторинга формирования функциональной грамотности. Проведена апробация инструментария для оценки креативного мышления. Она показала, что в целом предложенная система заданий посильна и доступна для учащихся и 5-го, и 7-го классов. Результаты выполнения заданий и заключения региональных экспертов говорят о том, что большинство заданий требуют некоторой доработки текстов заданий. Легенды и структура заданий в целом приемлемы. Многие задания, по мнению экспертов, интересны и полезны. Основные замечания связаны с двумя обстоятельствами: 1) с новизной концепции оценки для большинства экспертов, что приводило к тому, что они высказывали суждения, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепции. 2) заметной недооценкой возможностей учащихся.
Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим


14 редактором. Но, как показывает апробация, работы учащихся существенно превосходят наши скромные ожидания.
Поэтому в педагогической деятельности очень важно изменение целевых установок – от контроля к управлению качеством. Необходимо выходить за рамки предмета: увеличивать характеристики учебных задач, увеличивать доли контекстных заданий с недостающими и избыточными данными, увеличивать доли структурированных заданий (кейсы), вводить интерактивные задания, в том числе и на электронных носителях. Необходимо нацелить педагогов на осуществление формирующего оценивания уровня функциональной грамотности обучающихся, учитывая степень индивидуальных затруднений учеников в выполнении заданий.
Следует понимать, что повышение функциональной грамотности – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса. Например, формирование читательской грамотности – каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять её в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике. Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть
«вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
Осенью 2020 года, во время второго интенсива программы по развитию педагогов «Я Учитель»
4
, проведено тестирование гибких и цифровых навыков педагогов и их умения развивать у учеников функциональную грамотность.
Педагоги успешно справляются с решением кейсов по формированию финансовой грамотности у учеников — 90% набрали в них более половины от максимального числа баллов. 88% школьных учителей справились с заданиями на развитие математической грамотности. Зона роста учителей — умение формировать у учащихся креативное мышление. 19% участников тестирования набрали менее половины баллов в заданиях по этой теме.
Трудности вызвали и задания по развитию глобальных компетенций: низкий результат по ним получили 16% педагогов.
Современному учителю необходимо иметь возможность и шанс разобраться в принципах конструирования заданий, ему надо уметь самостоятельно их составлять в зависимости от развиваемой компетенции, контекста, дидактической единицы предметного содержания, индивидуальных особенностей ученика и т. д. Владение такими инструментами позволит готовому к переменам учителю выходить на новое качество образования.
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам начального и основного общего образования, по которым будет
4
Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность (yandex.ru)


15 начато обучение по всей стране с 1 сентября 2022 года, будет обновлено содержание основных образовательных программ, включая рабочие программы по предметам.
В 2021 году разработаны примерные рабочие программы по учебным предметам для 16 учебных предметов начального общего образования и 22 учебных предметов основного общего образования. В апреле-августе 2021 г. было проведено общественно-профессиональное обсуждение и экспертиза проектов примерных рабочих программ, а с сентября 2021 г. началась их апробация в отдельных школах России.
Примерные рабочие программы соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивают равный доступ к качественному образованию, единые требования к условиям организации образовательного процесса, единые подходы к оценке образовательных результатов.
Примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана доступны педагогам посредством портала Единого содержания общего образования https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
, а также реестра примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ - удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/
С его помощью учитель, прошедший авторизацию, сможет персонифицировать примерную программу по предмету: локализовать школу и классы, в которых реализуется данная программа, дополнить ее информационными, методическими и цифровыми ресурсами, доступными учителю и используемыми при реализации программы.
В помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические видеоуроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования: https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
Кроме того, разработаны и размещены в свободном доступе учебные пособия, посвященные актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям ФГОС НОО и ООО: https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ООО учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm
Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и


16 объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской
Федерации.
Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя к разработке и реализации рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС НОО и
ООО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней.
Литература:
1. Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности по направлениям читательской, математической и естественнонаучной грамотности. http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по составляющим функциональной грамотности. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
3. Ковалева Г.С. Общие подходы к определению функциональной грамотности учащихся основной школы. Концептуальные рамки разработки учебно-методических материалов для оценки функциональной грамотности учащихся.
4. Беловолова Е.А. Оценка функциональной грамотности обучающихся как инструмент повышения качества школьного географического образования.
5. Банк заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
6. Банк заданий для формирования функциональной грамотности РЭШ. https://fg.resh.edu.ru/
7. Материалы Марафона функциональной грамотности, прошедшего 6-10 декабря 2021 г. при организации Министерства просвещения
Российской Федерации и Академии Минпросвещения России. https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/